Радикальный исламизм в британских учебных заведениях

В начале октября 2010 года, Университетский колледж Лондона опубликовал свое официальное расследование радикализации Умара Фарука Абдулмуталлиба, задержанного за попытку уничтожить авиалайнер в 2009 г. Комиссия, занимавшаяся этим вопросом однозначно пришла к выводу, что «нет никаких оснований полагать, что Умар Фарук Абдулмуталлиб перешел на позиции радикального исламизма, будучи студентом колледжа и условия в учебных заведениях способствуют распространению экстремизма среди студентов». Но есть многочисленные свидетельства того, что Абдулмуталлиб не только стал придерживаться экстремистских взглядов во время учебы в Лондоне, но и активно стремился популяризовать идеи «чистого ислама» среди своих сокурсников. В частности, там говорится, что в исламское общество кампуса, которое возглавлял обвиняемый в 2006-2007 годах, регулярно приглашались так называемые радикальные исламистские имамы, которые активно занимались «промывкой мозгов» студентов.

Доклад является лишь последним доказательством того, что британские университеты все еще не осознали, не говоря уже о попытках противодействовать росту экстремизма среди студентов. Причем первые случаи радикализации обучающихся и последующего их участия в боевых действиях на территории Афганистана, Северного Кавказа стали отмечаться более 15 лет назад.

В частности, другой выпускник британского университета, Таймур Абдулвахаб аль-Абдали погиб в декабре 2010 г. при попытке провести теракт в Стокгольме.

С 1990-х гг. британские университеты играют ключевую роль в развитии международных исламистских структур, обеспечивая экстремистов высоко мотивированными и высококвалифицированными новобранцами, чьи паспорта Великобритании позволили им свободно перемещаться по всему миру. Одним из первых таких «призывников» был Омар Саид Шейх, британский мусульманин пакистанского происхождения из благополучной вестернизированной семьи. Обучаясь в Лондонской школе экономики, он посещал лекции Омара Бакри Мухаммада, лидера радикальной группировки «Аль-Мухаджирун».Затем он отправился воевать в Боснию и Афганистан. В 2002 году он был признан виновным в похищении и обезглавливании американского репортера Дэниэла Перла в Пакистане. С тех пор британские университеты постоянно выступали в качестве очага экстремизма, а выпускники высших учебных заведений этой страны стали участвовать в деятельности радикальных организаций в Ираке, Кашмире,

Палестине и других странах. Омар Хан Шариф, бывший студент колледжа при Королевском университете в Лондоне, принял участие в попытке проведении теракта в Тель-Авиве. Шариф, как и Т.А.аль-Абдали, встал на путь радикализации под влиянием организации «Хизб ут-Тахрир» (ХТ). Другие студенты по призыву «ХТ» играют ведущую роль в создании филиалов этой организации в Пакистане и Бангладеш.

Современные исследования показывают, что около 35% осужденных за террористическую деятельность в Великобритании получили высшее образование. Причем наиболее опасные теракты организовывались именно с участием молодых мусульман-выпускников высших учебных заведений. Например, в 2007 году была предпринята попытка взрыва автомобиля в центре Лондона и аэропорту Глазго, которая не была реализована лишь по причине незначительных технических недоработок. Руководил проведением теракта К.Ахмед, который учился на инженера в нескольких британских учебных заведениях, включая Королевский университет Белфаста.

Абдулла Ахмед Али, один из лидеров террористической ячейки, осуществившей попытку взрыва трансатлантического авиалайнера в 2006 г. с использованием жидкой взрывчатки, был выпускником Лондонского городского университета. Другой организатор этого теракта-Вахид Заман, выпускник Лондонского университета Метрополитен. Кроме того, два участника теракта в Лондоне в 2005 г. Мухаммед Сиддик Хан и Шехзад Танвир учились в Городском университете Лидса.

Эти случаи показывают, что радикализация молодых людей в британских ВУЗах становится тенденцией. Причем они участвуют в проведении и подготовке терактов, требующих высокого уровня интеллекта. В Лондонском городском университете, где проходит обучение значительное число иностранных и британских студентов-мусульман, местным исламским студенческим обществом руководят молодые студенты-британцы южно-азиатского происхождения, придерживающиеся салафитских взглядов, действующих в идеальных условиях для распространения идей «чистого ислама». В частности, в течение 2010-2011 гг., лидеры Исламского общества на пятничных проповедях призывали к джихаду против Запада, созданию исламского государства в Европе и осуждали западную систему ценностей. Сайт этого общества публикует труды Абу Мухаммада аль-Макдиси, иорданского теоретика «Аль-Каиды», Али ат-Тамимим, проповедника из США, осужденного за терроризм, сочинения Анвара аль-Авлаки, популярного в молодежной среде идеолога «новой волны». Наряду с этим руководители Исламского общества университета устраивали видеоконференции с участием лидеров боевиков Афганистана и Ирака.

В результате таких лекций в студенческой среде растет религиозная нетерпимость, участились нападения на студентов-мусульман, не разделяющих идеологию сторонников «чистого ислама». Студенты-участники Исламского общества этого университета попытались ввести запрет на пребывание женщин мусульманок в студенческом кампусе после 16.00, а также заставить их носить хиджаб в учебном заведении.

Они также ввели запрет на пребывание в «межконфессиональной молельной комнате» представителей других религий. Одновременно они демонстративно начали проводить пятничные молитвы в главном дворе университета, нарушая учебный процесс и провоцируя рост напряженности между мусульманскими и немусульманскими студентами. Кроме того, члены Исламского общества угрожали расправой двум университетским преподавателям, которые пытались привлечь внимание общественных организаций и полиции к происходящему в учебном заведении.

Несмотря на свидетельства того, что британские университеты постепенно становятся очагами экстремизма, правительство Великобритании не спешит действовать. Например, даже после взрывов в Лондоне 2005 года, высшие учебные заведения были в основном исключены из правительственной программы «Противодействия экстремизму». В администрации одного известного в Лондоне ВУЗа, чьи студенты неоднократно участвовали с акциях террористического характера, в ответ на предупреждения о росте радикализма в мусульманской среде университета заявили: «Мы все где-то радикалы … Радикализация может быть хорошей вещью». Вызывает тревогу тот факт, что некоторые университеты не только закрывают глаза на такую тенденцию, но и активно защищают таких экстремистов. Например, в начале 2010 г. британские СМИ сообщили, что пятничную проповедь в кампусе Лондонской школы экономики ведут члены «ХТ», которые по совместительству являются преподавателями в университете и осуществляют подбор наиболее подходящих студентов для деятельности организации. В ответ университет выступил с заявлением в защиту членов «ХТ» на том основании, что он они не призывали ни к чему противозаконному во время проповеди в пятницу». Студенческий союз также выпустил пресс-релиз в защиту сторонников «ХТ», заявив, что «никто не должен подвергаться в СМИ охоте на ведьм». С тех пор проповедники из «ХТ» продолжают на активно продвигать идеи в студенческой среде.

Наличие очагов радикализма в британских университетских кампусах очевидно. Хотя британский премьер-министр недавно говорил о необходимости «дерадикализации университетов», барьеры, которые необходимо преодолеть, реализуя это направление огромны. Во-первых, даже самые радикальные студенты редко нарушают закон, это означает, что полиции и службам безопасности в значительной степени трудно принимать меры в отношении ним. Во-вторых, радикалы используют то, что высшие учебные заведения Великобритании до сих пор традиционно сохраняют высокую степень свободы слова. Радикальные проповедники в настоящее время отказываются от публичных призывов с борьбой с Западом, неверными. Напротив, они сместили акцент, утверждая, что ислам-религия, призванная установить мировое господство и для этого следует строго придерживать установок «чистого ислама» в повседневной жизни.

62.84MB | MySQL:102 | 0,552sec