Ситуация в Турции: сентябрь 2011 г.

Высшее руководство Турции, занятое несколько предыдущих месяцев решением ряда важных и сложных внутренних задач по проведению всеобщих парламентских выборов, формированию состава нового парламента и правительства страны, осуществлением кардинальных кадровых изменений в командном составе вооруженных сил, в сентябре переключило значительную часть своих усилий на внешнеполитический вектор.

Наибольший резонанс получили события, имевшие место в сфере турецко-израильских отношений, а также на арабском направлении внешней политики Анкары. Обнародование известного доклада, подготовленного комиссией ООН под руководством бывшего премьер-министра Новой Зеландии Джеффри Палмера, стало очередной точкой отсчета нового витка в процессе усиления турецко-израильских разногласий. Как известно, комиссия была сформирована по инициативе генсека ООН Пан Ги Муна для расследования обстоятельств прошлогоднего инцидента с вышедшей из Турции «Флотилией свободы» для прорыва блокады сектора Газы.

Процесс подготовки этого доклада был использован для поиска взаимоприемлемых для обеих сторон формулировок, которые смогли бы привести к примирению сторон и урегулированию известного конфликта. Именно за время согласования этого доклада Турция и Израиль провели четыре раунда напряженных закрытых переговоров, в которых принимали участие высокопоставленные делегации, возглавляемые заместителями глав внешнеполитических ведомств и специальными представителями высшего политического руководства двух стран.

Однако, к сожалению, проведенные переговоры и подготовленный комиссией ООН доклад не принесли желаемых результатов, которые позволили бы начать процесс урегулирования турецко-израильских отношений. Стороны не смогли даже согласовать сроки обнародования документа, так как ожидали определенного позитивного прорыва на закрытых переговорах. Это также послужило дополнительным раздражителем и поводом для взаимных резких высказываний.

Так, президент Турции А. Гюль заявил, что с «точки зрения Анкары доклад не имеет никакой силы». Отвечая на вопросы представителей СМИ о заявлении главы МИД А. Давутоглу о плане «Б», президент указал, что в дальнейшем могут быть приняты дополнительные меры в отношении Израиля в зависимости от действий последнего. А. Гюль добавил буквально следующее: «Нынешнее израильское правительство является грузом для самого израильского народа. Нельзя говорить о его надежности. Правительство Израиля, которое должно было бы лучше всех анализировать события на Ближнем Востоке, полностью лишено какой-либо стратегии».

2 сентября в день обнародования доклада спецкомиссии ООН Турция приняла решение отозвать посла из Израиля, а также приостановить действие всех военных соглашений с Иерусалимом. Как известно, комиссия порекомендовала Израилю выразить сожаления по поводу случившегося и выплатить компенсации семьям погибшим. Турция же настаивала «не на сожалении, а на извинении».

Кроме того, в докладе не было учтено требование Анкары о снятии блокады с сектора Газы. Более того, ооновский документ прямо говорит о законности действий властей Израиля и признает легитимной блокаду сектора Газы. Это означает, что попытки прорыва блокады вышедшей из Турции «флотилией» были незаконны, а Израиль имел полное право задержать суда. «Израиль постоянно находится перед лицом угроз, исходящих от вооруженных группировок в Газе. Морская блокада — правомерная оборонная мера, призванная не допустить поставки оружия в сектор. Поддержание режима блокады полностью соответствует международному праву», — подчеркнуто в отчете комиссии ООН.

А. Давутоглу объявил о снижении уровня дипломатических отношений между двумя странами. Глава внешнеполитического ведомства Турции отметил, что следующей мерой, принятой по отношению к Израилю, может стать прекращение торговых отношений. Кроме того, министр заявил о намерении Турции подать иски против Израиля в международные суды.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что не намерен извиняться перед Турцией. Жесткость его позиции поддержал министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, который после очередного витка напряженности в отношениях между двумя странами, сказал: «А мы поддержим организацию РПК». Следует отметить, что глава израильского МИД опроверг тот факт, что он делал подобное заявление. «На повестке дня нет никакого предложения об оказании помощи PПK или установления контактов с этой организацией», — отметил он.

А. Либерман, касаясь общей проблематики отношений с Турцией, в частности, заявил: «Мы готовимся к любым сценариям развития ситуации, но надеемся, что сумеем восстановить добрососедские, или хотя бы нормальные отношения. Однако мы не намерены волочиться за турками, или поднимать белый флаг». Глава МИД добавил также, что Израиль не заинтересован в конфронтации с Турцией.

Тем не менее, А. Давутоглу резко отреагировал на заявление о поддержке РПК. «Появление подобных заявлений в годовщину терактов 11 сентября, когда мир борется с терроризмом, заставляет задуматься. Это ещё раз демонстрирует то, в какое и чье орудие превратилась террористическая организация РПК. Поддержка, оказываемая террору, не останется без ответа», — констатировал турецкий министр.

Премьер-министр Турции Р. Эрдоган, в свою очередь, вновь обвинил Израиль в проведении «политики государственного терроризма» и объявил окончательное решение о том, что его страна замораживает все торговые и военные отношения с Израилем. При этом он добавил, что это решение касается и предприятий оборонной промышленности. «На сегодняшний день Израиль лишился в лице Турции регионального партнера для реализации своих политических целей. Израиль всегда вел себя как непослушный ребенок в отношении исполнения резолюций ООН и полагал, что будет так вести себя и далее. По сути, сделанное Израилем — это причина для войны, но мы, как и подобает Турции, терпеливы», — подчеркнул он.

В Турции обратили внимание, что в самом Израиле считают события в арабском мире и ухудшение отношений между Израилем и Турцией возможной реальной причиной возникновения военного конфликта на Ближнем Востоке. В частности, один из авторитетных военных, генерал Службы тыла Эйяль Айзенберг, выступая в Институте изучения вопросов национальной безопасности в Тель-Авиве, заявил: «Происходящее дает нам возможность делать выводы о том, что вероятность войны растет с каждым днем. Это называется арабской весной, но это вполне может стать зимой исламского радикализма, и это повышает шансы на начало всеобщей тотальной войны, возможно даже с применением оружия массового поражения».

Необходимо, думается, сразу отметить, что анализ конкретных действий и заявлений сторон позволяет сделать вывод о преждевременности и безосновательности такого пессимистического сценария развития дальнейших событий. В Анкаре под председательством Р. Эрдогана с участием всех заинтересованных ведомств, включая главного советника премьера по внешнеполитическим вопросам Ибрагима Калына, состоялся специальный саммит по Израилю, в рамках которого была сформулирована дорожная карта дальнейшего развития турецко-израильских отношений. Эксперты обратили внимание, что именно после этого саммита в высказываниях ряда высокопоставленных представителей турецкого руководства стала исчезать жесткость третьего условия нормализации отношений Турции и Израиля, а именно снятие блокады сектора Газы. При этом отмечается, что вопрос, касающийся блокады Израилем сектора Газа будет решаться не путем принятия турецкого ультиматума, а в правовом международном поле, в Гаагском суде.

Наряду с этим, бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что «Турция не враг» и призвал правительство решить дипломатический кризис. «Улучшить наши взаимоотношения с Турцией возможно, и это отвечает национальным интересам Израиля. Поэтому мы вынуждены сделать это», — отметил он. «Я лично знаком с лидерами Турции. Турция не враг Израиля и Израиль не враг Турции. В прошлом Турция была мостом для важных и щепетильных контактов. Это возможно и в будущем», — подчеркнул Э. Ольмерт.

Глава Центробанка Израиля Стэнли Фишер, выступая в Тель-Авиве на Международной конференции по экономическому региональному сотрудничеству, касаясь взаимоотношений с Турцией, предупредил правительство. Так, С. Фишер заявил: «Турция стремительно развивается. Мы не должны терять Турцию. В противном случае последствия для нас будут очень тяжелыми. Прекращение коммерческих отношений с Турцией дорого обойдется для Израиля». «Турция является важным экспортером и большим рынком своего региона. Без Турции ближневосточный рынок станет очень маленьким. Поэтому прекращение коммерческих отношений с Турцией породит тяжелые последствия для Израиля», — отметил глава израильского Центробанка.

Независимые турецкие эксперты в принципе соглашаются с главным банкиром Израиля. Они указывают на тот факт, что турецкое руководство, говоря о разрыве торговых связей с Израилем, имеет в виду, прежде всего, сделки между госструктурами, а не компаниями, представляющими частный бизнес. Масштабная торговля между двумя странами ведется именно на уровне частного сектора. Его основные представители с обеих сторон даже в такой сложной атмосфере разногласий в двусторонних отношениях не намерены полностью сворачивать сотрудничество. Даже если представить самый худший вариант полного прекращения торговли, потери Турции в цифровом исчислении будут весомее. Ведь ее экспорт в Израиль составляет примерно 4 млрд долларов в год, а израильский — 1,3 млрд долларов.

Тем не менее, из-за масштабов турецкой экономики гипотетическая потеря израильского рынка не окажется для нее очень уж чувствительной, а вот для Израиля потеря 1,3 млрд долларов будет, пожалуй, весомей. Турецкие эксперты также прогнозируют, что серьезное уменьшение импорта из Турции может отразиться и на стоимости тех или иных товаров для израильского потребителя.

Турки легко справятся с частичной и даже полной потерей израильских туристов. Турция по итогам 2011 года ожидает рекордное количество посетивших страну туристов — 30 млн человек. Число израильтян в этом потоке не превысит и 3 процентов. Потери от снижения экспорта в Израиль в Турции легко компенсируют торговлей с арабскими странами. Только в 2010 году экспорт в эти государства составил 27 миллиардов долларов. Однако здесь важны даже не цифры, а тенденция. По сравнению с 2009 годом объемы турецких продаж арабам выросли более чем в 2 раза. При этом только экспорт в Ирак превышает продажи Израилю примерно на 50%.

Наиболее болезненно на обеих странах может отразиться сворачивание масштабного сотрудничества по военной линии. В подтверждение этого тезиса приведем высказывание директора Агентства по экспорту вооружений при министерстве обороны Израиля Йоси Бен-Ханана, сделанное им еще в августе 2004 года, но не утратившее свою актуальность и сегодня. «Турция является для нас очень важным рынком, причем не только с экономической точки зрения, но прежде всего в силу исключительной роли, которую эта страна играет в нашем регионе /надо признать, что эта роль в 2011 году стала еще более весомей – авт./. Турция имеет более протяженную границу с Сирией, чем Израиль. Кроме того, Турция, в отличие от Израиля, граничит с Ираком и Ираном. Мы стремимся к тому, чтобы иметь максимально хороший уровень отношений в политической, экономической областях, в промышленности, сельском хозяйстве и, конечно, в военно-технической сфере. Когда речь заходит об обороне, я бы сказал, что характер наших взаимоотношений с Турцией в этой области осно

ван на концепции взаимности. Я не могу сказать, что мы достигли тотального успеха на турецком рынке, но мы преуспели в некоторых областях. Мы заинтересованы в том, чтобы и далее предлагать Турции заманчивые варианты и таким образом продолжать наше сотрудничество».

Напомним, что сотрудничество Турции и Израиля в сфере оборонной промышленности и по военной линии регулируется сегодня двумя важными, наполненными реальными договоренностями документами. Это Договор о сотрудничестве в сфере обороны 1994 года и Соглашение о сотрудничестве в сфере военного обучения 1996 года. В обоих документах имеются секретные приложения. Именно наполненность этих документов и приложений конкретными направлениями взаимодействия в военной сфере позволила на их основании двум странам заключить десятки контрактов на миллиарды долларов.

Это, в свою очередь, обеспечило Турции существенный пай (специалисты полагают, 20–35%) в общих контрактах Израиля с зарубежными странами в военной области и сфере оборонной промышленности. Так, Израиль добился значительных успехов на турецком рынке вооружений в сфере модернизации авиационного парка вооруженных сил Турции, а именно: самолетов F-4 и F-5. Например, только Соглашение о модернизации F-4 оценивается в сумму более 1 млрд долларов.

За счет исключительно высокой конкурентоспособности своего предложения Израиль сумел получить контракт на модернизацию 170 танков М-60. Напомним, что этот контракт был подписан еще в 2002 г. Однако из-за различных технических и политических (смена правительства в Турции) причин его реализация затягивалась. В конце 2005 г. израильские инженеры приступили к выполнению масштабной модернизации танкового парка турецких ВС. Этот контракт оценивается в 650 тысяч долларов.

Исключительное значение для обеих сторон имеет Соглашение о тренировочных полетах израильских летчиков с использованием военно-воздушной базы близ турецкого города Конья, а также Соглашение об обмене разведывательной информацией. Утверждения ряда экспертов о том, что эти документы «зачахли» и их практическая реализация окончательно сведена к нулю, не имеют достоверной доказательной базы. Более того, поступают сведения о том, что израильтяне продолжают делиться с турками закрытой информацией о положении в Северном Ираке и в приграничных с Турцией районах. Это касается и тех вопросов, по которым подобный обмен с Ираном в соответствии с подписанным с Тегераном Соглашением стал сегодня носить отрывочный и нерегулярный характер.

Эксперты обратили внимание еще на одно событие, имевшее, по их мнению, место в связи резким ухудшением отношений с Израилем. Правительство Турции утвердило в сентябре так называемый План «Барбаросса». Документ представляет собой новую военно-морскую стратегию, в рамках которой осуществляется перегруппировка кораблей ВМС Турции, связанная, в том числе и с санкциями в отношении Израиля. Ведь План включает в себя и обеспечение безопасности доставки международной гуманитарной помощи в Газу.

С целью реализации Плана турецкий флот отведет часть сил из Черного и Мраморного морей и направит их в регион восточного Средиземноморья. В частности, Анкара соберет значительные силы у берегов Кипра и Израиля. Там дополнительно будет развернута группировка из двух фрегатов, двух корветов, нескольких сторожевых кораблей и ракетных катеров, а также судов обеспечения. Прикрывать с воздуха усиленную группировку ВМС будут боевые самолеты, базирующиеся на авиабазах, расположенных близ городов Конья /центральная Турция, именно с этой авиабазы около десяти лет взлетали и тренировались израильские летчики – авт./ и Измир /запад страны/. На этих базах в числе прочего размещены самые современные турецкие истребители — американские F-16C/D Fighting Falcon. Последней деталью плана станет постоянное патрулирование вод ближневосточного региона флотилией, состоящей из четырех фрегатов и одного корабля обеспечения с подразделением коммандос на борту. Не исключено, что в указанный район будут направлены и турецкие подводные лодки.

Кстати, самолеты ВВС Турции будут оснащаться новой системой распознавания «свой – чужой», которая способна автоматически определять израильские цели как «вражеские». Модификация электронной системы «свой – чужой» позволит истребителям F-16, стоящим на вооружении Турции, уже на самых ранних этапах идентифицировать израильские цели и открывать по ним огонь.

Напомним, что закупленные Анкарой у США боевые самолеты F-16 еще на стадии производства были запрограммированы таким образом, что военные объекты Израиля воспринимались бортовой системой распознавания как «свои» и турецкие летчики ни при каких условиях не имели возможности открыть огонь по израильским целям. Военное командование Турции намерено разместить измененные системы электронного распознавания и на кораблях турецкого военно-морского флота.

Кстати, ветеран израильского дипломатического ведомства, бывший посол в Турции и бывший генеральный директор МИДа Израиля, доктор Алон Лиэль назвал «самым неприятным и опасным из объявленных Турцией санкций в отношении Израиля» именно заявление Анкары о том, что она намерена «защищать» Восточное Средиземноморье.

Эксперт уверен, что Турция не будет воевать с Израилем за Ливан и Газу, но может воевать за Кипр. «Причиной может стать спор о правах на добычу нефти и газа, на судоходство и новую демаркацию морских границ. То, что армии двух государств знают друг друга, может помочь предотвратить конфликт, но исключить возможности вооруженного столкновения нельзя», — сказал дипломат.

Как известно, Анкара выступает категорически против планов Кипра начать бурение скважин на шельфе, который находится в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) республики. Турецкие власти, в свою очередь, утверждают, что это нарушает интересы Анкары и турок-киприотов. Подобные действия греков-киприотов могут нанести ущерб проходящим переговорам по кипрскому урегулированию, считают в Турции.

Кипр провел первый тендер на проведение изыскательских работ на шельфе еще в 2007 году. По его итогам концессию получила американская компания Noble Energy. Именно она обнаружила недавно огромные запасы газа на шельфе Израиля в непосредственной близости от Кипра.

После обострения отношений с Израилем, Турция несколько раз выступала с резкими заявлениями относительно намерения Кипра проводить совместные с Израилем разработки газового месторождения в Средиземном море. Турция назвала эти планы «провокацией» и пригрозила ответными мерами, в том числе с использованием своего военно-морского флота.

Напомним, что Турция не признает договор Кипра с Израилем о разграничении территориальных вод, считая его незаконным. Кроме этого, Анкара в экстренном порядке подписала Соглашение о разграничении шельфа с Северным Кипром, чтобы начать аналогичное бурение в ее территориальных водах. Церемония подписания документа состоялась в ООН. Он был подписан премьер-министром Р. Эрдоганом и президентом ТРСК Дервишем Эроглу. «Обе стороны острова имеют право на равном уровне пользоваться природными ресурсами Кипра», — отметил Р. Эрдоган после подписания Соглашения.

В Турции полагают, что, несмотря на отсутствие явной связи между конфликтами с Кипром и с Израилем, последний не сможет остаться в стороне, если Анкара попытается реализовать свои военные угрозы. Ведь Израиль с 4 сентября является официальным военно-стратегическим партнером Греции, заключив с ней договор об оборонной помощи. Армии обеих стран уже сегодня активно координируют свои действия в Восточном Средиземноморье. Кроме этого, израильское газовое месторождение «Левиафан» граничит с экономической зоной Кипра, и все происходящее в ней влияет и на израильские интересы.

В связи с этим, эксперты обратили внимание на интервью вице-премьера турецкого правительства Б. Аталая радиостанции Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Он, в частности, сказал: «Если переговоры о мире с южным Кипром, а также по вопросу разработки газовых месторождений зайдут в тупик, а Евросоюз, несмотря на это, проголосует за его председательство в ЕС на очередной период, мы заморозим все отношения с ЕС. Таково решение нашего правительства».

Следует упомянуть о реакции в мире на обострение турецко-израильских отношений. Пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что они огорчены тем, что Турция и Израиль не смогли договориться о взаимных шагах по устранению недоразумений. США надеются, что Турция и Израиль продолжат поиск возможностей для улучшения своих отношений, — отметила она.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун потребовал налаживания отношений между Турцией и Израилем во имя мирного процесса на Ближнем Востоке. «Нормальные отношения между двумя странами крайне важны для Ближнего Востока и для мирного процесса в регионе. Стабильные отношения между Израилем и Турцией важны и потому, что обе они граничат с неспокойной Сирией. Я очень надеюсь, что две страны улучшат отношения», — констатировал генсек ООН.

«Израиль и Турция должны решить свои разногласия только при помощи диалога», — заявили министры иностранных дел Франции и Германии Алан Жюппе и Гвидо Вестервелле. «В Берлине крайне озабочены эскалацией кризиса в отношениях между Иерусалимом и Анкарой», — подчеркнул Вестервелле. Аллен Жюппе высказался в подобном духе.

Из событий на внешнеполитическом векторе следует также обратить внимание на арабское турне /Египет, Ливия и Тунис/ турецкого премьера и его визит в США. И вновь в рамках обеих поездок звучала израильская проблематика. Однако если в ходе арабского турне глава правительства Турции получил полную поддержку своим действия и планам в отношении Израиля, то в США Р. Эрдогану было твердо заявлено о необходимости искать пути нормализации турецко-израильских отношений. Необходимо отметить, что турецкий премьер «прислушался» к пожеланиям Вашингтона. По некоторым сведениям, идет подготовка к возобновлению прерванных ранее закрытых переговоров сторон.

Что касается широко освещенного в мировых СМИ арабского турне Р. Эрдогана, то необходимо учитывать два основных обстоятельства. Первое: в своем стремлении возглавить «арабское сопротивление» Израилю Анкара может идти лишь до определенного предела. Рисковать давними налаженными связями в рамках НАТО, а также двусторонним стратегическим /что бы об этом не говорили/ партнерством с США – даже ради регионального лидерства – турецкие власти не будут. В арабских влиятельных политических кругах прекрасно это понимают. Максимум, на что пойдет Анкара – это поддержка дальнейшего курса Палестины на независимость.

И второе. Эйфория и далеко идущие выводы в мировых СМИ, в т.ч. российских, по поводу турецкой модели для построения будущих демократий в странах «арабской весны», преждевременна и безосновательна, так как ликование толпы обманчиво и вызывает определенный скепсис и у турецких, и у арабских политиков. Приведем только один пример, подтверждающий этот тезис. В Каире организация «Братья-мусульмане» без особого дипломатического этикета попросила премьер-министра Турции не вмешиваться во внутренние дела Египта. И это с учетом приличных позиций Анкары в этой организации. Призыв прозвучал в ответ на высказывание Р. Эрдогана о том, что Египту необходима светская конституция. «Братья-мусульмане» считают, что невозможно применить политическую модель одной страны по отношению к другой.

Для понимания и верного анализа этих двух обстоятельств необходимо учитывать, что в высшем турецком руководстве их понимают и на нынешнем этапе в целом трезво оценивают ситуацию и возможные перспективы ее развития. При этом нельзя не отметить, что предпринимаются внушительные меры для кропотливой и долгосрочной работы Анкары на арабском направлении. Среди них реорганизация с учетом арабской проблематики внешнеполитического ведомства и Национальной разведывательной организации /МИТ/ страны. Интересен и такой факт. С этого года впервые вводится изучение в начальной турецкой школе с четвертого класса арабского языка. О некоторой поспешности говорит то, что этот предмет ввели в программу, не дождавшись подготовки соответствующих учебников.

В качестве подтверждения вывода о первичности для турок при любом раскладе отношений с НАТО и США можно рассмотреть сирийский аспект турецко-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в рамках работы 66-го заседания Генеральной ассамблеи ООН. Р. Эрдоган до визита в США, хотя и делал жесткие заявления в адрес режима Б. Асада, не переходил ту грань, за которой невозможен возврат к прежним турецко-сирийским отношениям. Именно после полуторачасовой беседы с Б. Обамой турецкий премьер окончательно дал понять, что с Дамаском не может быть прежнего диалога. И в заявлении Белого Дома отмечалось следующее: «Особо привлекает внимание тот факт, что лидеры сошлись во мнении о том, что режим Асада причиняет вред своему народу, и о том, что необходимо усилить на него давление».

Турецкий премьер, в свою очередь, относительно переговоров с Сирией заявил, что Турция прекращает контакты с этой страной. «Сирийское правительство само подтолкнуло нас к такому решению. Они потеряли наше доверие. Мы приступили к работе над вопросом санкций Турции в отношении Сирии. Идет предварительная подготовка и наши министры рассмотрят данный вопрос. Мы имеем многокилометровую границу с Сирией. Я намерен посетить лагерь сирийских мигрантов в Хатае, где уже побывал министр иностранных дел А. Давутоглу, и рассмотрю положение дел на месте. После чего будут сделаны соответствующие заявления», — отметил Р. Эрдоган. По возвращению в Турцию была определена и точная дата поездки премьера в вилайет Хатай, где расположены лагеря сирийских беженцев – 9 октября. В процессе подготовки поездки подсчитали и точное количество сирийских беженцев, находящихся сегодня в этих лагерях – 7585 человек.

Премьер-министр Турции в ходе контактов в США дал интервью телеканалу CNN. Телеканал охарактеризовал премьер-министра Р. Эрдогана как самого сильного лидера в истории Турции после К. Ататюрка. Было отмечено, что в этом году Эрдоган провел с президентом США Бараком Обамой 9 телефонных переговоров. На вопрос «Проводит ли Турция под вашим руководством политику исламистского популизма, не учитывающего позицию Запада?», Р. Эрдоган ответил: «Нельзя назвать все, что делает западный мир, правильным. Мы пытаемся многое перенять, в т.ч. политическую науку Запада, однако не стоит забывать, что и у Востока есть свои важные особенности».

Необходимо остановиться еще на одном событии сентября, в котором вновь пересекаются интересы ряда стран, включая Турцию, США, Израиль и Иран. Первый заместитель министра иностранных дел Турции Феридун Синирлиоглу и посол США в Анкаре Френсис Рикардоне подписали Соглашение, в соответствии с которым определено конкретное место предстоящей дислокации системы противоракетной обороны /ПРО/ НАТО на турецкой территории.

Это деревня Кюреджик в провинции Малатья. Ее население около двух тысяч человек. Деревня расположена у подножья горного плато Карахан, на вершине которого на высоте 1800 метров и будет дислоцирован основной радар натовской системы ПРО в Турции. Отсюда до границы с Ираном 550 километров, до границы с Сирией 150 километров.

Жители деревни Кюреджик и семи населенных пунктов, расположенных поблизости, выступили категорически против предстоящего соседства с радаром ПРО. Так, староста деревни Кепез Кемаль Кероглу напомнил, что у местных жителей уже есть печальный опыт такого соседства. Ведь в 60-е годы в этом же районе находился натовский радар, направленный против Советского Союза. Тогда были зафиксированы участившиеся среди жителей случаи заболевания раком. А нынешний радар будет гораздо большей мощности, и, по мнению влиятельной турецкой газеты «Хабер тюрк», существует реальная опасность радиационного заражения. «60-е – это годы холодной войны, так неужели мы снова возвращаемся в тот период противостояния?», — удивляется сельский учитель Хюсейн Назлыэр, которого цитируют многие турецкие СМИ.

Жителей района поддержали депутат парламента от основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ Вели Агбаба и председатель отделения Общества прав человека /Insan haklari dernegi/ в соседнем с Малатьей Диярбакыре Раджи Билиджи. Они констатировали, что дислокация натовского объекта представляет серьезную угрозу для всего юго-востока Турции.

В связи с обнародованием в СМИ сведений уже о конкретном месте дислокации натовского радара ПРО, в ряде городов страны начались протестные выступления и дебаты по этой проблеме. Турецкие эксперты обращают внимание на тот факт, что всего год тому назад, когда встал вопрос о радаре на турецкой территории, правительство Турции сказало — нет. Прошел всего год, и то же правительство согласилось с требованием НАТО, прежде всего, США.

Ряд высокопоставленных функционеров основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ обращает внимание на тот факт, что правительство объявило о проведении политики «ноль проблем с соседями». Но дислокация в Турции радара, и об этом все знают и все говорят, направлена, прежде всего, против соседнего Ирана, хотя в подписанных документах об этом прямо и не говорится. Как же после этого будут развиваться наши отношения с Ираном? О каком «нуле проблем» можно говорить с учетом уже прозвучавших в адрес Турции по этому вопросу жестких заявлений представителей иранского руководства. Немаловажен и российский фактор. Ведь Россия значимая страна в регионе и мире. Нужен тщательный анализ позиции этих стран до принятия такого важного решения.

Так, заместитель генерального председателя НРП Фарук Логоглу, в частности, заявил, что согласие правительства на дислокацию ПРО на турецкой территории крайне негативно скажется, прежде всего, на турецко-иранских отношениях. И хотя из натовских документов по требованию Анкары изъято упоминание об Иране, все, по мнению турецкого политика, понимают, что радар в Турции направлен в первую очередь против Ирана. Усомниться в компетентности Фарука Логоглу трудно. Ведь он в недавнем прошлом занимал ключевые должности в турецком внешнеполитическом ведомстве, в частности, работал послом Турции в США, а также первым заместителем министра иностранных дел страны.

Такой вывод турецкого политика нашел свое подтверждение в заявлениях представителей иранской стороны, которые активно цитируют турецкие СМИ. Тегеран выразил Анкаре свою обеспокоенность. Официальный представитель МИД Ирана заявил, что размещение радара США может вызвать противоречия в регионе. Примечательно, что после этого Иран инициировал у границ Турции 10-дневные широкомасштабные военно-воздушные учения, а также значительно сократилась интенсивность турецко-иранского взаимодействия в области борьбы с терроризмом. Обращает на себя внимание тот парадоксальный, в связи с нынешним состоянием турецко-израильских отношений, факт, что оппозиционные политики, включая представителей НРП, однозначно указывают на дислокацию радара на турецкой территории как на жест Анкары в защиту, прежде всего, Израиля от возможной атаки со стороны Ирана.

Резко негативно восприняли решение правительства по ПРО и влиятельные неправительственные организации /НПО/ Турции. В Стамбуле представители десяти турецких НПО приняли Обращение к турецкой общественности. В нем резкой критике подвергнута политика НАТО в регионе и решение о дислокации системы ПРО на турецкой территории.

В документе констатируется, что Североатлантический альянс после окончания «холодной войны» судорожно формирует для себя образ нового врага. В результате этих поисков НАТО на первом месте в качестве врага видит ислам. Реализация планов дислокации системы ПРО на турецкой территории является частью этого процесса, планов НАТО в борьбе против ислама. «Мы категорически против навязываемой Турции роли передового натовского форпоста в регионе. Дислокация ПРО на турецкой территории нанесет непоправимый вред безопасности в регионе и в НАТО хотят, чтобы в этом грязном деле была замешана и Турция», — отмечается в Обращении.

Из внутриполитических событий следует выделить подготовку политических партий к началу работы нового парламента, в которой делается акцент на выработке проекта новой конституции страны. По словам Р. Эрдогана, этот процесс, к которому будут привлечены все политические партии, профсоюзы, общественные организации, научные центры, должен занять не более восьми месяцев.

Привлек повышенное внимание экспертов и скандал, связанный с обнародованием аудиозаписи тайной встречи руководителей Национальной разведывательной организации /МИТ/ с представителями РПК. Оппозиция выступила с резкой критикой под предлогом того, что правительство неоднократно заявляло о «невозможности садиться за стол переговоров с террористами». Однако кабинет министров и сам премьер взяли под защиту руководителя МИТ, отметив, что «глава разведки может встречаться со всеми, а не только с представителями террористической организации. «Это его такая должность. Я отправлял главу МИТ на встречи тогда, когда он занимал еще должность заместителя, он сопровождал тогдашнего главу МИТ. Я открыто говорю об этом», — отметил Р. Эрдоган.

В сентябре были обнародованы данные, касающиеся борьбы с РПК. За 27-летний период /1984-2011годы/ борьбы против PПK расходы Турции составили $300 млрд. Однако опосредованных расходов намного больше — $700 млрд. Согласно исследованию, 61% членов PПK являются гражданами Турции, остальные представляют разные зарубежные страны. Численность базирующихся в горах членов PПK составила 5000 человек, 11% из которых — женщины. Вице-премьер Турции Бешир Аталай заявил, что в период 1990-2009 гг. турецкими вооруженными силами и полицией обезврежены 27905 членов PПK. Убито 19946 курдских боевиков, из которых 19097 — мужчины, 792 — женщины. Пол 57 убитых установить было невозможно.

Привлекли внимание экспертов и экономические показатели Турции за первое полугодие нынешнего года. Согласно официальным статистическим данным, в первой половине 2011 года экономика Турции выросла на 8,8%, превысив прогнозируемый уровень в 6,5 %. Показатель экономического роста в Турции стал одним из самых высоких в мире. За этот период Турция стала второй быстрорастущей экономикой мира после Китая. Министр экономики Зафер Чаглаян заявил, что уровень экономического роста свидетельствует, что турецкая экономика продолжает стабильно двигаться к своим целям. «Во многих странах мира наблюдается снижение экономического роста, а Турция показывает высокие темпы развития. Это свидетельство динамизма турецкой экономики», — констатировал министр.

Из российско-турецких отношений можно выделить встречу в рамках открытого 8 сентября в Ярославле экономического форума президентов России и Турции. Дмитрий Медведев и Абдуллах Гюль затронули вопросы расширения двустороннего сотрудничества, а также некоторые региональные и международные проблемы, в том числе урегулирование карабахского конфликта.

Перед началом форума А. Гюль заявил, что карабахский конфликт является в настоящее время главным препятствием для достижения благоприятного климата на Южном Кавказе. Он также отметил заинтересованность Турции в создании в « регионе ситуации стабильности и благополучия». В этом контексте он подчеркнул готовность Турции оказать всестороннюю поддержку поиску разрешения проблемы. Глава Турецкой республики констатировал, что нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, а также между Турцией и Арменией и урегулирование карабахской проблемы не должны восприниматься как отдельные процессы. Надо отметить, что Россия, США и ЕС напротив, не увязывают вместе решение этих проблем, полагая, что такой подход усложняет их урегулирование. В связи с этим, стоит отметить, что Анкара в сентябре вернула рассмотрение турецко-армянских Протоколов в повестку дня работы нового парламента.

«Мы с моим другом российским президентом Медведевым обсудили разные вопросы, в том числе проблематику ПРО. ПРО имеет определенную цель и имеет целью защиту от внешних угроз. Новая система носит исключительно оборонительный характер. Однако некоторые до сих пор мыслят, исходя из логики «холодной войны», — заявил А. Гюль. Кроме того, по словам турецкого лидера, были обсуждены события на Ближнем Востоке, в частности, в Ливии, Сирии, а также нынешнее состояние турецко-израильских отношений. «Это был краткосрочный, но очень плодотворный визит», — резюмировал А. Гюль.

Примечательное событие произошло в финансовой сфере российско-турецких отношений. Представительная делегация Центрального банка Турции, Организации по регулированию и надзору за банковской деятельностью и министерства экономики страны совершила визит в Москву с целью обсудить вопросы торговли с Россией в национальных валютах. Члены делегации рассказали своим российским коллегам из ЦБ и различных коммерческих банков РФ о преимуществах перехода в торговле на турецкие лиры и рубли.

Заместитель главы Центробанка России А. Чернов, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что российские предприниматели пойдут на масштабное сотрудничество с использованием рубля в качестве денежной единицы. А. Чернов также указал на большое значение семинара с точки зрения значительного увеличения торгового оборота между двумя странами. Турецкий советник по вопросам торговли с Россией Атилла Кызыларслан, в свою очередь, сообщил, что, согласно прогнозам турецких экспертов, к 2023-му году Турция только в Россию будет осуществлять экспорт в размере 100 млрд долларов.

62.99MB | MySQL:102 | 0,513sec