Ливия: перспективы развития ситуации

Похоже, что противостояние в Ливии подходит к своему логическому концу. Мы имеем ввиду установление окончательного контроля сил Переходного национального совета (ПНС) над последними бастионами М.Каддафи в Бени-Валиде и в его родном городе Сирт и ближайших окрестностях. В общем-то, при условии массированной воздушной поддержки сопротивление обороняющихся, сколь ожесточенным оно бы и ни было, обречено. Это вопрос времени и степени готовности штурмующих класть свои жизни. Все это означает, что ситуация в стране переходит к своему второму этапу, который будет характеризоваться следующими моментами.

Упорство, с которым обороняется Сирт (и, кстати, не только он, но и ряд других населенных пунктов) свидетельствует лишь об одном: все неутешительные прогнозы о межплеменном характере противостояния в Ливии сбываются. Взятие Сирта будет означать в этой связи лишь конец одного этапа (открытого и масштабного) противостояния и переход к формам и методам повстанческого движения. При этом НАТО уже не сможет влиять на развитие ситуации кардинальными методами в силу окончания своей миссии. Новое правительство Ливии, скорее всего, обратится к НАТО с просьбой о помощи, но есть большие сомнения, что кто-то из стран альянса направит свои войска в страну «для поддержания конституционного порядка». У всех перед глазами Афганистан, и, кроме того, будет совершенно нелогично продолжать защищать «все мирное население» от «кучки негодяев» силами крупных воинских контингентов. От этого будет страдать сама концепция «массового мирного восстания». Конечно, будут инструкторы и военные специалисты. Будут и специалисты по линии разведки (куда же без них). Но функции их будут предельно ограничены, и ввязываться в рейды против мобильных групп повстанцев они не будут. Это означает латентные потери при очень серьезных репутационных рисках. Даже американцы в том же Афганистане старались использовать любую возможность, дабы не ввязаться в долгую войну. В противном случае это будет крупной стратегической ошибкой НАТО.

Все условия для такого сценария имеются с избытком. Это жесткое племенное противостояние, обилие оружия в регионе (только одних ПЗРК исчезло 10 000), а также растущая поляризация в стане победителей. Ну и плюс тыловые базы для разворачивания партизанских рейдов в лице Алжира, Нигера и Мали. Причем эти полигоны будут с одинаковым успехом отрабатывать и задействовать как каддафисты, так и исламисты.

Касаясь последних, то они показывают все большее стремление взять власть если не полностью, то, в крайнем случае, в значительной мере ее контролировать. И это объясняется не только личными амбициями руководителя военного совета ПНС Х.Бельжаджа, который уже публично отказался подчиняться приказам разоружать свои отряды, что поставило и так не очень спокойную ситуацию на грань вооруженного противостояния уже между недавними союзниками. При этом указывается, что исламисты контролируют порядка 2 тыс. бойцов, что по сравнению с общей численностью вооруженных сил ПНС (22 тыс.) не так уж и много. Но дело сейчас не в численности отрядов, они могут увеличиться очень быстро. Это зависит, прежде всего, от финансирования заинтересованных участников. А такая заинтересованность имеется, и это тоже является очень значительным фактором.

Мы имеем ввиду Катар, который задолго до начала «народного восстания» активно наращивал силы исламистов, в том числе и через снабжение их оружием. Обратим внимание, что склады вооружения формировались в районе Дерна и Мисураты, которые являются центрами радикального исламизма в Ливии. Это совершенно не случайно, как и то, что Дерна еще в самом начале восстания перешла под полный контроль исламистов и остается под таковым до сих пор. Кто-то считал потенциальные «штыки» радикалов там?

Более того, Доха, по данным французской разведки, активно и целенаправленно вооружала в период восстания именно отряды исламистов, в противовес и в ущерб другим силам ПНС. В частности, катарцы в регионе Джебаль Нафуза целенаправленно снабжали французскими противотанковыми ракетами TANDEM именно отряды исламистов. Кстати, большинство этих комплексов уже таинственным образом исчезли. Это говорит о том, что оружие складируется «до лучших времен». А зачем это делать людям, которые решили жить по демократическим принципам? Из-за рубежа на них войной никто не идет, да и для этого есть общие вооруженные силы. Понятно, что даже сами повстанцы слабо верят в возможность дальнейшего мирного существования друг с другом. Такая же история происходила с отбором курсантов для тренинга в лагерях для подготовки повстанцев в районе Бенгази и Мисураты. Интересно, что обучали их те же французы и британцы.

И это не говоря уже о том, что вся пропагандистская машина ПНС куплена и полностью контролируется тем же Катаром. Все телевизионное и вещательное оборудование, которое сейчас работает в Ливии, является катарским, и сдано в аренду ПНС.

Все это напоминает целенаправленную политику по захвату власти. Слишком много денег и сил вложено. И представляется, что те же западники не будут сильно противиться против прихода к власти в Ливии в недалеком будущем исламистов (естественно, в результате выборов), если те сохранят в неприкосновенности сотрудничество в сфере добычи и торговли углеводородами. А такие гарантии, как представляется, они уже получили.

52.39MB | MySQL:103 | 0,537sec