Ситуация на Бахрейне

За событиями в Ливии и Сирии совершенно «заброшенной» выглядит развитие ситуации на Бахрейне. Напомним, что после подавления шиитских протестов в феврале с.г. силами саудовского и эмиратовского воинских контингентов, на острове наступил этап очень хрупкого видимого спокойствия. При этом страны Запада упорно игнорируют рассмотрение этой темы, что, несомненно, обусловлено стратегическим союзом с Саудовской Аравией и Катаром, что особенно стало очевидно в период ливийских событий.

Итог февральских столкновений на Бахрейне: 34 человека погибло, более 1400 было арестовано. Все произошедшее было квалифицированно как «заговор иностранного государства по свержению существующего режима». Понятно, что в данном случае имеется «прозрачный намек» на Иран. Этот тезис уже задействовался руководством Бахрейна и ранее. Более года назад ровно под этим предлогом оппозиционные шиитские партии были фактически отстранены от участия в парламентских выборах. Напомним, что речь идет о 70% населения. Путь репрессий в данном случае, мягко говоря, непродуктивен. Более того, «вариант жесткого прессинга» смог бы сработать исключительно в случае дальнейших постепенных послаблений шиитскому капиталу и умеренным политическим партиям. То есть, переход в какой-то мере на «сирийскую модель» времен Асада-старшего, когда он сумел довольно эффективно выстроить модель баланса сил и интересов, прежде всего экономических. Затем она была нарушена его сыном, и итог этого мы сейчас и наблюдаем. Примерно та же самая картина сейчас и на Бахрейне. Здесь та же диспропорция между шиитами и суннитами (в Сирии зеркально наоборот). Другое дело, что на Бахрейне отсутствует «третья сила» в лице курдов, друзов и христиан, да и уровень бахрейнской интеллигенции на порядки ниже, чем в Сирии.

Совпадение в другом. Бахрейнское руководство под влиянием своих «старших братьев» по Заливу предпринимает те же самые меры, что и Асад-младший, явно загоняя ситуацию в тупик. В стране развернулась самая настоящая «охота на ведьм». На настоящий момент уволены со своих должностей или потеряли работу более 3600 человек, в основном в государственных или полугосударственных компаниях. В частном секторе дела обстоят еще хуже. В Интернете гуляет «черный список» компаний и магазинов, которые принадлежат шиитам, с требованием их бойкота. Фискальные органы вынуждают шиитов сворачивать свой бизнес. Например, такая история произошла с крупнейшей сетью закусочных «CostaCoffe». Шиитские бизнесмены жалуются на произвол властей. Последние же всячески поощряют практику публичных доносов через тот же Интернет и социальные сети. О «мелочах» вроде пыток и внесудебных арестов упоминать не будем, оставим этот «хлеб» правозащитным организациям. То есть, грубо говоря, «под шумок» идет еще больший передел собственности в пользу суннитского меньшинства.

Помимо этого, происходит серьезное ущемление религиозных прав шиитов. На настоящий момент разрушены или серьезно повреждены более 43 мечетей или объектов культа.

Заниматься такой практикой даже с малочисленной этнической группой чревато последствиями, а здесь мы имеем дело с подавляющим большинством населения. И еще вопрос, кто кому будет объявлять бойкот в совсем недалеком будущем.

Понимая это, руководство Бахрейна пошло на беспрецедентный шаг. Оно объявило негласную кампанию натурализации суннитов из других стран Залива с предоставлением им подданства страны. Пока в основном это саудовцы, которые массово получают подданство Бахрейна в консульстве королевства в Джидде. При этом они продолжают постоянно жить в КСА и сохраняют саудовское подданство. Та же самая кампания идет и в других странах Залива. Понятно, что здесь идет расчет на будущие выборы, так как изменить серьезным образом демографический баланс в пользу суннитов представляется маловероятным.

Одновременно наращивается военная составляющая присутствия «заливников» на Бахрейне. В середине сентября в КСА собирались министры обороны стран ССАПГЗ, которые одобрили план сохранения на постоянной основе военной базы на Бахрейне. По расчетам, там будут постоянно базироваться около 1000 военнослужащих всех стран Залива, но в основном саудовцев.

Эта ситуация иллюстрирует лишь очень слабое видение перспектив, которое демонстрируют руководители аравийских монархий. Многие шиитские представители на Бахрейне убеждаются в необходимости продолжения дальнейшей борьбы, которая, как представляется, будет сочетать в себе мирные и не совсем методы протеста. Да у них и не остается другого выбора, благодаря «мудрости» саудовских стратегов. Как правильно сказал по этому поводу один из шиитских протестующих: «У вас нет другого выбора, когда вас оставляют без надежды». В этих словах суть проблемы.

Кстати, события на Бахрейне еще более усилили то недоверие, которое испытывали шииты к действиям американской администрации. Молчание Белого Дома по поводу происходящего явно не играет на повышение его рейтинга. Несмотря на публичный нейтралитет в бахрейнских делах (особенно с учетом наличия на острове базы 5-го Флота ВМС США), Вашингтон явно на стороне аравийских монархий в этом конфликте. Понятно, что он не собирается разменивать стратегический союз с КСА, на защиту прав шиитского населения на Бахрейне. Тем более, что за их спинами маячит Иран. При этом, правда, ни одного весомого доказательства непосредственного или косвенного участия Тегерана в событиях на Бахрейне до сих пор публично не предъявлено.

Как представляется, в данном случае США, скорее всего, помогали саудовцам и бахрейнцам предоставлением информации перехвата телефонных переговоров, которые разглашать не рекомендуется. Станция слежения располагается как раз на той самой базе ВМС. Эта помощь будет только наращиваться, если исходить из недавно принятой директивы президента США Б.Обамы. В ней перечисляются первоочередные мероприятия по сдерживанию шиитской экспансии в течение ближайших двух лет. Координатором всей этой деятельности назначен директор ЦРУ США Д.Петрэус, который приобрел бесценный опыт в этих вопросах в период командования американскими войсками в Ираке. Именно Ираку в директиве уделяется основное внимание, но и другие тревожные направления, типа Бахрейна и Йемена, стороной не обойдены. Но Петрэус является как раз сторонником перетягивания на свою сторону крупных племенных суннитских групп, что он довольно эффективно продемонстрировал в том же Ираке. Именно благодаря такой тактике (единственно верной в этой ситуации) удалось нивелировать влияние «Аль-Каиды» в ряде иракских районов, особенно на границе с Сирией. Но вот на кого будет опираться Петрэус на Бахрейне, трудно сказать. Как и сложно предсказать реакцию Эр-Рияда на его инициативы. А вот негативную реакцию иракских шиитов на происходящее на Бахрейне уже можно зафиксировать как факт.

52.26MB | MySQL:103 | 0,426sec