Ситуация в Ливии: сентябрь 2011г.

В течение сентября эпицентры боев между силами Каддафи и формированиями Переходного национального совета /ПНС/ находились в районах городов Сирт /360 км к востоку от Триполи/, Себха и Бани-Валид /170 км к юго-востоку от Триполи/. Их защитники отвергли ультиматум ПНС, потребовавшего сложить оружие и прекратить сопротивление до 10 сентября.

В Бани-Валид к началу сентября собрались несколько сотен сторонников Каддафи, выбравшихся из Триполи. Считается, что среди них находились по меньшей мере двое сыновей Каддафи – Саади и Муатассим. Туда же выдвинулись и подразделения 32-й танковой бригады, оказавшейся самым боеспособным соединением прежней ливийской армии. Сторонников Каддафи поддержали бойцы проживающего в районе оазиза Бани-Валид племени варфалла, которое осталось верным прежнему лидеру страны.

28 сентября в результате разрыва реактивного снаряда каддафистов в районе Бани-Валид погиб видный полевой командир Дау ас-Салихин Джарак. Про него, по всей видимости, равно как и про ряд других полевых командиров ПНС, можно говорить как об убежденном исламисте. Примечательный факт из его биографии: этот уроженец Бани-Валида в 1993г. попал в тюрьму на 18 лет за подрывную деятельность. Подобного рода деятельностью в то время в Ливии занимались только исламисты. Он вышел из тюрьмы уже после начала «революции» в Ливии.

К Сирту ПНС стянул к 17 сентября до 6 тысяч бойцов. Их действия обеспечивали до 1,2 тысяч пикапов и бронемашин. Тем не менее повстанцы в течение сентября были вынуждены приостанавливать активные боевые действия из-за нехватки боеприпасов. К 27 сентября им удалось овладеть морским портом.

1 сентября участники собравшейся в Париже конференции по Ливии приняли решение немедленно разблокировать и выделить в распоряжение ПНС 15 млрд долларов из числа авуаров прежнего ливийского режима, замороженных западными странами. Общий объем замороженных ливийских средств оценивается в 50 – 60 млрд долларов.

В связи с различными спекуляциями относительно нефтяной политики новых ливийских властей 3 сентября в ходе пресс-конференции в Бенгази глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль опроверг существование каких-либо легальных «соглашений, контрактов или обещаний с каким-либо странами или компаниями» относительно добычи ливийской нефти. «Если подобные факты будут подтверждены, мы расследуем их и назовем публично имена тех, кто будет наказан», — пообещал он. Ранее французская «Либерасьон» сообщила о заключении соглашения между Францией и ПНС, которое якобы гарантировало защиту французских интересов в ливийском нефтяном секторе. Париж и ПНС тут же опровергли это сообщение.

В течение сентября в рамках широкомасштабной психологической войны, приемами которой пользуются обе стороны конфликта, несколькими громкими заявлениями обменялись Муаммар Каддафи и некоторые из его детей с представителями ПНС. 1 сентября Сейф аль-Ислам Каддафи в заявлении для поддерживающего прежний режим сирийского телеканала «Ар-Раи» /этот канал стал рупором семьи Каддафи/ утверждал о «близкой победе» над ПНС. Он призвал ливийцев к сопротивлению несмотря на падение Триполи. Сейф аль-Ислам утверждал, что в момент записи интервью находился одном из предместий Триполи. По его словам, сторонникам Каддафи удалось сконцентрировать в районе Сирта до 20 тысяч бойцов, «готовых к борьбе».

Сейф аль-Исламу ответил вице-председатель ПНС Абдельхафиз Гога, заявивший, что сын Каддафи говорил о близости «победы революции 17 февраля». Он также опроверг данные Сейф аль-Ислама и численности защитников Сирта.

В тот же день заявлением для «Ар-Раи» отметился и Каддафи-отец. Он, в частности, утверждал, что не намерен сдаваться, готов к длительной войне против повстанцев и НАТО.

7 сентября хозяин телеканала «Ар-Раи» Мишан аль-Джубури в заявлении для АФП утверждал, что незадолго до этого контактировал с Муаммаром Каддафи по телефону. По его словам, Каддафи-отец, равно как Сейф аль-Ислам остаются в Ливии, «они чувствуют себя превосходно, никого не боятся, и надеются погибнуть в бою с оккупантами».

10 сентября появились сведения, что Саади Каддафи во главе автоколонны сторонников прежнего режима /в ее составе было до 200 пикапов/ перебрался в соседний Нигер. Подобное расползание бойцов Каддафи по соседним с Ливией странам чревато только одним – длительной партизанской войной против нового режима. Про других родственников полковника известно, что двое из восьми сыновей – Ханнибал и Мохаммед, его дочь Аиша и жена Сафийя находились в Алжире, сыновья Сейф аль-Араб и Хамис по неподтвержденным данным погибли, Муатассим возглавляет оборону Сирта.

Муаммар Каддафи вновь появился в радиоэфире 20 сентября. Он назвал «маскарадом» все происходящее в Ливии и призвал ливийцев не верить в то, что его режим пал. «Все, что происходит в Ливии, является маскарадом, который стал возможным лишь благодаря воздушным бомбардировкам, а они не будут продолжаться бесконечно», — заметил он.

Тем временем очень похоже, что внутри ПНС все больше берут верх сторонники создания в Ливии исламского государства, живущего по законам шариата. Как заявил в пятничной проповеди на центральной площади в Триполи шейх Абдель Гани Абу Грасс – ему внимали несколько тысяч верующих – «необходимо подчеркнуть исламский характер нового ливийского государства». «Будущая Ливия должна быть управляема в соответствии с законами шариата», — утверждал он. Проповедник также утверждал о необходимости ввести некие правила ношения оружия, а также призвал бойцов различных формирований повстанцев вступить в ряды новых сил безопасности.

В сентябре продолжила развиваться интрига, связанная с проблемой расползания по региону Северной Африки оружия, расхищенного со складов Каддафи. 7 сентября один из главных советников президента США по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан заявил, что Соединенные Штаты «озабочены» проблемой охраны ливийских складов с оружием. В Ливии «нас больше всего тревожит сохранность всех типов вооружений – от оружия массового поражения /ОМП/ до переносных зенитных ракетных комплексов /ПЗРК/», утверждал он. Бреннан также признал, что «многие высокопоставленные фигуры «Аль-Каиды» являются ливийцами по национальности».

Пока что, по имеющимся данным, ПНС не может найти никаких следов почти 5 тысяч ПЗРК «Стрела-2» /SAM-7/. И, похоже, эти ПЗРК в самом ближайшем будущем станут большой проблемой для всего мирового сообщества, поскольку скоординированное одновременное применение даже нескольких десятков таких комплексов по гражданским целям способно привести к коллапсу воздушного движения в том или ином регионе.

Другая «головная боль» для ПНС – сохранность захваченного повстанцами на юге страны складов химического оружия, которое прежний режим не успел уничтожить, как это он обещал сделать. По имеющимся данным, речь идет о десятках тонн горчичного газа. Как заверил 24 сентября глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль, новые ливийские власти контролируют склады с этим оружием, находящиеся между Вадданом /300 км к югу от Сирта/ и Себхой. Кроме того, 24 сентября МАГАТЭ подтвердило информацию некоторых СМИ, согласно которым в районе Себхи хранятся запасы низкообогащенного уранового концентрата /желтый кейк/. Днем ранее один из полевых командиров формирований ПНС Барка Вардугу заявил, что повстанцам давно было известно о существовании в районе Себхи складов с радиоактивными и биологическими материалами. «Мы обратимся к ливийским специалистам и мировому сообществу с тем, чтобы они помогли нам избавиться от этих видов оружия», — пообещал он.

Видно, боязнь упустить ситуацию, стремление поддержать неисламистское крыло ПНС и гарантировать свои экономические интересы привели 15 сентября в Триполи и Бенгази президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Как заявил в столице повстанцев Саркози, он верит «в единую Ливию, а не в Ливию разделенную».

В сентябре в Ливии родилась еще одна политическая партия – Национальное объединение за справедливость и демократию /НОСД/. Ее сторонники выступают за создание в стране «правового децентрализованного государства», которое обеспечит «правосудие для всех, во всех городах и регионах, а также строительство свободной Ливии.

Тем временем в сентябре стало очевидно, что ПНС не торопится передать власть переходному правительству страны, как это предполагалось ранее. Как было объявлено 27 сентября, о переходном правительстве речь пойдет лишь после «полного освобождения страны». Ранее несколько раз объявлялось, что переходное правительство будет вот-вот сформировано. Однако из-за противоречий внутри ПНС сделать это не удалось. Как признал глава ПНС, «мы столкнулись с ливийским менталитетом, согласно которому каждое племя, каждый регион, каждый город требует участия их представителей в правительстве». «Мы же до сих пор не освободили всю территорию страны, а Каддафи сохраняет свою способность наносить удары, — заметил он. – Приоритетом остается освобождение всей территории страны и восстановление безопасности».

В целом, можно предположить, что даже падение последних бастионов Каддафи не принесет спокойствия Ливии. У бывшего лидераДжамахирии достаточно средств и сторонников, чтобы из соседних стран вести партизанскую войну.

52.28MB | MySQL:103 | 0,477sec