Политическая элита новой Ливии

Как выясняется, лидеры Переходного Национального Совета (ПНС) Ливии до последнего момента не имели консолидированной позиции по вопросу переговоров с М.Каддафи. Окончательный перелом в этой ситуации произошел только 28 июля с.г. во время совещания основных полевых командиров и функционеров повстанцев в гостинице «Тибести» в Тунисе. То, что это историческое собрание проходило именно в Тунисе тоже не случайно. На тот период времени тунисское руководство уже определилось со своей позицией по поддержке повстанцев, формально соблюдая нейтралитет, а фактически оказывая им всестороннюю помощь. В частности, начальник генерального штаба вооруженных сил Туниса Рашид Аммар лично курировал вопросы переправки оружия и боеприпасов ливийским повстанцам через тунисскую территорию в течение поздней весны и всего лета. При этом использовались логистические возможности армии Туниса, а само правительство делало вид, что ничего не знает. Примечательно, что такие операции стали возможны после переговоров Р.Аммара с катарским наследным принцем Тамимом Бен Хамадом Аль-Тани в Дохе. Здесь видимо вопрос больше лежит все-таки в финансовой сфере, нежели чем в чисто в политической, хотя больших симпатий к Каддафи в Тунисе в общем-то не испытывали. Одновременно с поставками оружия через тунисскую территорию с молчаливого разрешения властей шел широкий поток контрабанды топлива и продуктов питания именно сторонникам полковника. Вообще, помимо Катара, новое тунисское руководство очень чутко прислушивалось и к мнению Франции. В частности, Париж диктовал линию поведения тунисскому руководству через ряд очень значимых фигур во французской политической элите. Таких, как братпрезидента Николя Саркози Гильом, Франсуа Перо (BPCE), Доминик Де Вельпен.

Но вернемся к историческому заседанию руководства ПНС в Тунисе. Оно нам интересно с точки зрения будущего расклада в политической системе Ливии, которая только формируется. Этот расклад хорошо характеризует отношение к вопросу переговоров с Каддафи, и делит оппозиционеров на сторонников «жесткой» и «мягкой» линии поведения.

К сторонникам последней необходимо отнести прежде всего председателя ПНС М.Абдель Джалиля, который последовательно выступал за переговоры с представителями прежнего режима. Он имеет безусловный авторитет в народе, но по характеру мягок и не готов на жесткие шаги, которые необходимы в политике. А особенно в нынешних ливийских реалиях. Кроме того, его линия на компромисс потерпела фиаско. Немаловажным является и факт того, что он не имеет лояльных лично ему вооруженных отрядов.

Более радикальной линии поведения придерживается сравнительно новая фигура в ливийской внутренней политике Рамадан Салех Бен Амер, который в настоящее время основал первую политическую партию «Новая Ливия». Это эмигрант и крупный бизнесмен, который спонсировал восстание против режима Каддафи в восточных районах страны. Уроженец Бенгази, он прошел обучение в Университете Калифорнии. Затем он долгое время проживал в ОАЭ, где возглавил агентство «Alpha Beta Publishers and Media Consultants» и издавал газету «Al Ain Times». В настоящее время издается еще и печатное издание новой партии. Бен Амер тесно связан с правящей семьей в ОАЭ и выступал в качестве «связующего звена» между ним и восставшими. Он же курировал и вопросы сбора и переправки финансовых средств повстанцам через эмиратовские фонды. Вторым человеком в новой ливийской партии является Раджад Мабрук, Который происходит из Дерны и долгое время жил в эмиграции в Техасе. По некоторым данным «Новая Ливия» может стать проводником эмиратовских и американских интересов в Ливии.

К креатурам Катара безусловно необходимо отнести ответственного за информацию и пропаганду в ПНС М.Шамана (член совета директоров «Аль-Джазиры») и ответственного за юридические вопросы в ПНС М.Альаллаки. Но с учетом войны особый вес приобрели полевые командиры из Бенгази, которые будут еще долгое время очень серьезно влиять на расстановку политических сил. К ним необходимо отнести А.Шмата, который сейчас возглавляет так называемое «Движение обороны 17 февраля», и двух известных «полевиков», которые его поддерживают, М.Фанухи и А.Тунси. Эта группа также находится в орбите Катара.

Ну и, наконец, командующий вооруженными силами ПНС А.Бельхадж, о связях которого с «Аль-Каидой» настойчиво предупреждают американцы. Он сам из Мисураты и тесно связан (по крайней мере, пока) с британцами, которые готовили его отряды. Трудно сказать, насколько эта дружба будет долгой, но радикализм и желание играть самостоятельную роль у Бельхаджа очевидны. Некоторые эксперты полагают, что в ближайшее время он начнет дрейфовать либо в сторону Анкары (с учетом турецких корней значительной части населения родной ему Мисураты), либо в сторону Катара, который выступает сейчас основным спонсором всех радикальных кругов в Ливии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,574sec