Сомали: начало реализации «дорожной карты»

После принятия 6 сентября сомалийскими политическими лидерами комплексного плана по завершению переходного периода в Сомали до 20 августа 2012 года  — так называемой «дорожной карты» (см. Приложение) — Временное федеральное правительство страны (ВФП) сразу же приступило к активной работе по реализации намеченных мероприятий.

Прежде всего, был разработан План национальной безопасности и стабилизации обстановки (NSSP). Данным планом предусматривается, в частности, установление в течение месяца полного контроля ВФП над всей территорией Могадишо и ликвидация оставшихся там диверсионных групп экстремистской исламской организации «Аш-Шабаб», а затем развертывание наступления Сомалийской национальной армии (СНА) совместно с миротворческими силами Африканского союза (АМИСОМ) и союзническими вооруженными формированиями «Ахлу-Сунна-Уальджамаа» (АСУ), «Рас-Камбони», Гальмудуга и Пунтленда в центральных и южных провинциях, удерживаемых «Аш-Шабаб». Наступление планируется вести одновременно по нескольким направлениям: Могадишо – Афгойе — Мерка, Могадишо – Балъад — Джоухар (силами СНА и АМИСОМ), Калабайр – Беледуэйне, Лук — Байдабо (силами СНА и АСУ), Доблей – Афмадоу – Кисмайо (силами СНА и «Рас-Камбони»). Материально-техническое обеспечение и авиационную поддержку наступления правительственных войск будут оказывать США, ЕС и страны IGAD, прежде всего Эфиопия и Кения.

Хотя данный план окончательно пока не утвержден, ВФП было вынуждено в экстренном порядке приступить к его осуществлению в связи с крупным терактом, совершенным в Могадишо 4 октября с.г. одним из террористов-смертников, подготовленных «Аш-Шабаб». (В результате подрыва грузовика со взрывчаткой в правительственном квартале Могадишо погибли более 100 человек, в основном молодые люди, претендовавшие на учебу в Турции). В ответ на теракт правительственные войска и силы АМИСОМ 8 — 10 октября провели крупную операцию по «зачистке» северных районов Могадишо (Якшид, Каран, Гурива) от оставшихся там диверсионных групп «Аш-Шабаб». К настоящему времени вне зоны контроля ВФП остается лишь один из 16 районов столицы – северо-западный район Дейниле. В остальных освобожденных районах города жизнь начинает постепенно налаживаться: возвращаются беженцы, открываются магазины, рынки, школы, медпункты, восстанавливаются местные органы власти, организуется доставка и распределение гуманитарной помощи. Для поддержания порядка в этих районах из лучших подразделений СНА и полиции создан смешанный усиленный батальон спецназа. Однако угроза новых терактов в Могадишо по-прежнему сохраняется, поскольку в первой половине октября в западные пригороды столицы из южных провинций прибыли новые отряды боевиков «Аш-Шабаб».

В этих условиях 10 октября командование СНА совместно с южно-сомалийской группировкой «Рас-Камбони» начало активные наступательные действия на юге страны, в провинции Нижняя Джуба. В ходе интенсивных боев с отрядами «Аш-Шабаб» 13 — 16 октября правительственные войска и вооруженные формирования «Рас-Камбони» при поддержке ВС Кении заняли несколько населённых пунктов в районе Афмадоу и 17 октября выдвинулись к столице провинции —  городу Кисмайо, главному морскому порту на южном побережье Сомали. Дальнейшее развитие наступления сдерживается плохим состоянием дорог вследствие прошедших на юге Сомали проливных дождей.

Успеху наступления СНА на юге страны во многом способствует налаженное материально-техническое обеспечение войск со стороны Кении и авиационная поддержка атак боевыми вертолетами ВВС Кении и ударными беспилотными летательными аппаратами ВС США, которые не только наносят ракетные удары по скоплениям живой силы и военной техники «Аш-Шабаб», но и оказывают постоянное психологическое воздействие на боевиков. В настоящее время, с согласия ВФП Сомали, механизированные части и подразделения СВ Кении развернуты на протяжении всей сомалийско-кенийской границы, в том числе и в приграничных районах на территории Сомали — Беледхаво, Эль-Уак, Диф, Доблей, Кокани, Бараре, Рас-Камбони. Следует отметить, что Кения впервые открыто вступила в вооруженный конфликт на юге Сомали, что может привести к существенным изменениям в военно-политической обстановке в этом регионе. Свое вмешательство в сомалийский конфликт власти Кении оправдывают активизацией преступной деятельности «Аш-Шабаб» в приграничных районах, «подрывающей национальную безопасность и экономику». (В течение последних двух недель в Северо-Восточной провинции Кении было отмечено несколько случаев похищения иностранных туристов и сотрудников гуманитарных организаций). В свою очередь, руководство «Аш-Шабаб» обвинило Кению в агрессии и пригрозило проведением в Найроби и других кенийских городах терактов, подобным тому, который был организован в июле прошлого года в Кампале.

По заявлению командования СНА, в ближайшие недели наступление правительственных войск и вооруженных формирований АСУ начнется также в провинциях Нижняя Шабелле, Гедо, Бай, Бакол, Хиран и Гальгудуд с целью полного разгрома «Аш-Шабаб». По всей вероятности, такое наступление будет проводиться при поддержке эфиопских войск, учитывая, что недавно парламент Эфиопии утвердил их широкое использование для борьбы с терроризмом. Вместе с тем, ВФП Сомали постоянно заявляет о своей готовности начать мирные переговоры с руководством «Аш-Шабаб» при условии его отказа от вооруженной борьбы.

Другим важным направлением в деятельности ВФП Сомали с первых дней принятия «дорожной карты» является налаживание разностороннего сотрудничества с администрациями сомалийских автономий в целях развития конституционного процесса и национального примирения. Новое ВФП, в отличие от своих предшественников, проявляет готовность к сотрудничеству с руководством Пунтленда, Гальмудуга, АСУ и другими сомалийскими группировками в различных сферах, прежде всего в вопросах обороны и общественной безопасности. Так, в середине октября делегация временного правительства Сомали посетила  Гароуэ, Галькайо и Абудуак, где согласовала с руководством Пунтленда, Гальмудуга и АСУ план NSSP и достигла с ними договоренности о создании объединенных вооруженных формирований для совместной борьбы против «Аш-Шабаб». Напомним, что ранее, в конце августа и в середине сентября, ВФП заключило соглашения о политическом и военном сотрудничестве с администрациями Пунтленда и Гальмудуга, соответственно. Этими соглашениями предусматривается,  в частности, оказание временным федеральным правительством организационной и финансовой помощи региональным администрациям в подготовке и оснащении их сил безопасности и полиции, а также совместное создание национальных военно-морских сил (береговой охраны) для борьбы с пиратством и браконьерством у берегов Сомали.

Параллельно с этим сомалийские власти ведут подготовку ко второму этапу общенациональной конференции по завершению переходного периода в Сомали. Эта конференция должна состояться в Гароуэ (Пунтленд) в ноябре с.г. На ней в первую очередь будут обсуждаться вопросы реформирования (сокращения численности) нынешнего федерального парламента, состоящего из 550 депутатов, будущего государственного устройства страны и распределения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

В рамках восстановления национальной финансовой системы и в целях борьбы с коррупцией 26 сентября парламент Сомали принял закон о Центральном банке и банковской деятельности. Это первый закон, принятый парламентом со дня утверждения нового ВФП Сомали в июле с.г. Принятие данного закона должно способствовать упорядочению оказания Сомали иностранной помощи и повышению финансовой дисциплины в государственных учреждениях.

Кроме того, в течение месяца после принятия «дорожной карты» Временным федеральным правительством были также проведены требуемые организационные мероприятия, сформированы необходимые рабочие группы и комиссии (см. Приложение).

Таким образом, ВФП Сомали стремится в своей деятельности строго следовать «дорожной карте», разработанной в свое время Политическим представительством ООН в Сомали (UNPOS) при участии западных дипломатов. Пока, следует признать, сомалийским властям в основном удается выполнять задачи, намеченные на начальный период реализации «дорожной карты». В дальнейшем ВФП, очевидно, столкнется с более сложными проблемами, успешное решение которых зависит от ряда внутренних и внешних факторов, в том числе и от способности нынешних сомалийских властей подчинить свои клановые интересы общенациональным целям.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В СОМАЛИ ДО 20 АВГУСТА 2012 ГОДА

Основные направления деятельности сомалийских властей

Ход выполнения запланированных мероприятий

Обеспечение безопасности на суше и на море

Принятие конституции, реформа парламента и проведение выборов

Национальное примирение

Восстановление государственного управления

Сентябрь – ноябрь 2011 года

Разработка и введение в действие Плана националь-ной безопасности и стабили-зации (NSSP) – к 19.10.11.

Начало выполнения основ-ных мероприятий плана:

— создание структур управле-ния и поддержание закона и порядка на освобожденных территориях;

— включение местных в/ф в структуру национальных сил безопасности;

— осуществление программы социальной реабилитации бывших боевиков.

Планирование конституци-онного процесса, создание орг. комитета, объединен-ной конституционной комиссии и избирательной комиссии – к 19.9.11.

Проведение общесомалий-ской конференции по вопросам федеративного гос. устройства, децентра-лизованной системы управления и другим спорным вопросам. Разработка плана принятия конституции – к 19.10.11.

Реформирование федераль-ного парламента – до 19.11.

Разработка ВФП совместно с администрациями автономий и утверждение парламентом Плана национального примирения. Реформирование и возоб-новление работы Комиссии по национальному примирению – до 1.10.11.

Создание условий для восстановления и работы местных органов власти и комиссий по примирению в автономиях, поддержка их мирных инициатив – до 19.11.11

Разработка механизмов повышения координации и информационного обмена между сомалийскими и международными гумани-тарными организациями –   к 19.9.11

Разработка законов и принятие мер по борьбе с коррупцией – до 19.10.11.

Формирование компетент-ной независимой антикор-рупционной комиссии — до 19.11.11

19.9.11 завершена разработка Комитетом национальной безопасности плана NSSP.

21.9.11 — создан оргкомитет по реализации «дорожной карты», а 26.9.11 – конститу-ционная комиссия.

8-10.10.11 – установлен контроль ВФП над северны-ми районами Могадишо.

10.10.11 началось наступление СНА в Н. Джубе.

16.10.11 достигнуты договоренности о создании объединенных в/ф СНА, АСУ, Пунтленда и Гальмудуга.

Декабрь 2011 – февраль 2012 года

Продолжение выполнения планаNSSP.

Разработка и принятие скоординированной поли-тики и законодательства по борьбе с пиратством  и бра-коньерством – до 20.1.12:

— установление границ ИЭЗ*; – разработка программ соц.-эк. развития прибрежных районов — до 19.12.11;

— создание сомалийских сил БОХР (морской полиции);

— выработка совместно с государствами региона стратегии морской безопасности – к марту 2012

Внесение необходимых изменений в Хартию переходного периода для продолжения конституцион-ного процесса – к 19.12.11.

Подготовка и принятие закона о выборах, включая положения о создании и регистрации политических партий – к 30.12.11.

Определение порядка формирования будущего парламента, публикация проекта конституции и

подготовка плана проведе-ния выборов – до 20.1.12

Проведение консультаций с целью окончательной доработки проекта конституции – до 20.3.12

Реализация Плана национального примирения Создание компетентной рабочей группы для подготовки отчета обо всех доходах и расходах ВФП, включая налоги и пошлины.

Обеспечение законного сбора и учета доходов ВФП – к 19.12.11

Составление нац. бюджета на 2012 год – до 31.12.11.

Подготовка полного отчета о доходах и расходах ВФП.

Модернизация существую-щего гражданского кодекса – до 20.1.12

Начало разработки нац. стратегии восстановления и развития – к 20.2.12.

Март – май 2012 года

Продолжение выполнения плана NSSP.

Начало реализации программ соц.-эк. развития прибрежных районов.

Создание судебно-правовой системы для борьбы с пиратством – до 18 мая 2012

Обсуждение, доработка и публикация окончательного проекта конституции – к 18.5.12

Выдвижение кандидатов в депутаты в федеральный парламент и местные органы власти – с 20.5.12.

Реализация Плана национального примирения Разработка нац. стратегии восстановления и развития

Июнь – август 2012 года

Завершение выполнения планаNSSP. Завершение выдвижения кандидатов – к 20.6.12.

Утверждение проекта новой конституции – к 1.7.12

Проведение референдума по новой конституции.

Проведение всеобщих выборов по новой конституции – до 20.8.12.

*решение данного вопроса отложено по требованию парламента

52.24MB | MySQL:103 | 0,425sec