Ливан: трудное решение Н.Микати

В Ливане в скором времени может разразиться правительственный кризис. Формальная причина – продолжение финансирования работы международного трибунала по расследованию обстоятельств гибели бывшего премьер-министра Ливана Р.Харири. вопрос для ливанского руководства принципиальный, поскольку отказ от финансирования деятельности трибунала приведет к международной изоляции как минимум. с учетом событий в Сирии такой сценарий будет означать для коалиции «8 марта» политическое фиаско.

В самой коалиции нет единого мнения на этот счет. Премьер-министр Н.Микати и лидер друзов В.Джумблат выступают за продолжение финансирования, мотивируя это тем, что «необходимо тщательно разобраться в деле Харири для того, чтобы окончательно закрыть эту печальную страницу истории». При этом, по их мнению, не может быть и речи о том, чтобы выдать подозреваемых ливанских граждан в Гаагу. Много вопросов и к самой уликовой базе, которую собрал международный трибунал. Сам Микати как суннит и бывший близкий сторонник Р.Харири просто не может отказать в продолжении финансирования. Это вопрос его авторитета не только в его родном городе Триполи, но и среди всего суннитского сообщества. С учетом ослабления влияния Сирии на процесс выборов в Ливане, и безусловное падение рейтинга именно «просирийских креатур» в суннитской общине, Микати как опытный политик не имеет маневра для другого решения. Но и резко рвать с основными партнерами по коалиции он не может, поскольку только от них в настоящий момент зависит его пребывание на посту премьер-министра. При этом необходимо учитывать тот факт, что Микати – это крупнейший бизнесмен в сфере строительного бизнеса. От его нынешнего решения будет зависеть, сможет ли он и далее полагаться в том числе и на «сирийские инвестиции», которые с учетом происходящего в Сирии хлынули мощным потоком в Ливан.

Позиция Джумблата, который периодически меняет свои политические ориентиры в зависимости от политической коньюктуры, сильно злит Дамаск. Сирийский президент БашарАсад уже заявил в узком кругу, что «Джумблат уже не с нами». Из этого не надо делать долгоиграющих выводов, так как харизматичный лидер друзов скорее готовит почву для отступления, нежели реально рвет с Дамаском и «Хизбаллой».

Категорически против продолжения финансирования работы трибунала другие члены коалиции: М.Аун, спикер парламента Н.Берри, и естественно руководство «Хизбаллы». При этом последнее настаивает на прямом голосовании по вопросу продолжения финансирования, а это означает безусловный отказ от этого в силу численного перевеса в правительстве «несогласных». В этой ситуации Н.Микати по всем правилам должен уйти в отставку. Представляется, что он должен до конца октября с.г (официальное решение должно быть принято именно в эти сроки) уговорить своих непримиримых партнеров на компромисс. И, как представляется, он сможет это сделать.

Россия здесь должна сказать свое веское слово. Собственно, видимо уже сказала, поскольку в Москве сейчас гостит делегация фракции «Хизбаллы» в ливанском парламенте во главе с М.Раадом. Этот визит, безусловно, посвящен именно этой теме в том числе, поскольку Россия четко обозначила свою позицию по работе трибунала. В этой связи любой демарш со стороны ливанского правительства будет расценен однозначно негативно. С учетом ключевой роли России в Совете Безопасности ООН по сирийскому досье, раздражать Москву не очень выверенными движениями в Дамаске точно не захотят. Как не захотят и «разваливать» лояльную им правительственную коалицию в Ливане, особенно с учетом предстоящего голосования в ЛАГ в отношении санкций против режима Асада. Сейчас четких сторонников в ЛАГ у сирийского руководителя всего четыре: Ирак, Алжир, Йемен и Ливан.

А «Хизбалла» очень тесно завязана именно на решение в сирийском руководстве. Поэтому речь на консультациях шла, по всей видимости, и о «допустимых размерах» продолжения сотрудничества с международной юстицией. То есть ливанские шииты четко обозначили «красную черту», за которую они переступить не смогут ни при каких обстоятельствах. Это экстрадиция подозреваемых, прежде всего, и предоставление действительно весомых улик. И здесь понимание, и со стороны России, и со стороны Китая, как кажется, имеется.

Ну а Россия важна для нынешнего ливанского руководства не только как партнер в Совбезе, но и как коммерческий партнер. Здесь и разработка шельфа (ЛУКойл), и строительство ТЭЦ. Такие большие проекты в условиях нынешнего финансового кризиса для Ливана важны, в том числе и с точки зрения сохранения внутренней стабильности.

52.43MB | MySQL:103 | 0,606sec