Судан: предпосылки возникновения нового конфликта в Южном Дарфуре

По оценке ряда экспертов, потенциальную угрозу по возрастанию рисков возникновения нового очага вооруженного противостояния между Южным Суданом и Суданом представляют в настоящее время процессы, происходящие на территории Южного Дарфура.

При этом демаркация границ между Суданом и Южным Суданом носит до сих пор предварительный характер и может послужить детонатором для возникновения напряженности между Джубой и Хартумом. Сохраняется неопределенность в определении принадлежности районов Кафиа Гаянжи и Хофрат Ельнихас.

Основной дестабилизирующей силой в Южном Дарфуре в среднесрочной перспективе остаются арабские кочевые племена, среди которых особенно выделяется баггара. Кочевники рассматривают пищевые и водные ресурсы на территории вновь образованного государства на Юге как свои традиционные и не намерены соблюдать никаких процедур, связанных с пересечением границы. Только за сентябрь с.г. таких нарушений границы Южного Судана было 11. Такая ситуация автоматически означает в скором времени возникновения вооруженного конфликта в Южном Дарфуре и прилегающих пограничных районах нового суданского государства между фермерами и кочевниками с очень быстрым вовлечением в него частей Суданской народно-освободительной армии (СНОА).

Зона ареала обитания кочевников меняется в зависимости от наступления сезона дождей и составляет где-то 150 км в окружности района Бурам, между городом Эль-Дайен и рекой Бахр Аль-Араб (200 км) и на 100 км от района Хабания в район племени миссерия в Кордофане. Традиционным африканским населением указанного региона являются африканские племена бандала, кираич, фертит, форавгай, гола, а также тама и хаус. Это оседлые племена, которые заняты в сельском хозяйстве, бортничестве и охоте. Конфликты между кочевниками и указанными племенами происходили и ранее, и в принципе были выработаны традиционные механизмы их разрешения. С учетом отделения Южного Судана и образованием нового независимого государства, эти проблемы приобрели характер политического противостояния в первую очередь, что самым негативным образом сказалось на развитии ситуации. Другими словами, традиционные механизмы разрешения конфликтов стали ослабевать в силу яркой политизации племенных отношений, что всячески поощрялось, как со стороны Хартума, так и со стороны Джубы. К этому необходимо добавить большое количество оружия, которое суданское правительство передавало отрядам лояльного ему арабского племени резегат. Как следствие, части СНОА стали концентрироваться в районе Самаха и вокруг основной водной артерии региона Бахр Аль-Араб, что также стимулировало напряженность в рядах кочевников. В частности, резегат не довольно тем фактом, что под контроль СНОА перешло несколько районов, в которых они традиционно составляли большинство населения. При этом необходимо отметить, что племенное ополчение резегат одновременно являются и пограничными войсками Хартума в этом районе.

Помимо чисто кочевых маршрутов существуют и традиционные торговые. Они подразумевают пересечение Бахр Аль-Араб из Самахи в Раджа (Южный Судан). Этот коридор действовал даже в период войны Севера с Югом, поскольку обеспечивал жизнедеятельность не только местных племен, но и жителей административных центров Дарфура Ньялы и Аль-Фашера. Другая торговая дорога из Хабании в Раджа в настоящее время заблокирована, но, скорее всего, будет использоваться кочевниками в случае возникновения полномасштабного военного конфликта между Республикой Южный Судан и Суданом.

При этом район Аль-Радом является традиционным местом производства опиума, который является основной культурой в этих местах и основным средством для добывания пропитания африканских племен этого региона. Хартум при этом проводить жесткую политику по запрету выращивания мака и производства опиума, что является еще одной из причин зреющего конфликта. Как следствие, в указанном районе действует несколько групп боевиков, которые охраняют логистические коридоры для транспортировки опиума в центральный Судан и на Юг. Одновременно в указанном районе фактически отсутствуют официальные структуры полиции.

Прозрачность границы Дарфура с ЦАР позволяет свободно перемещаться бандитским группам типа «Гнева Господня», отдельным южносуданским отрядам и повстанческим дарфурским группам.

Все это диктует необходимость возобновление деятельности в данном регионе постов мониторинга ЮНАМИД, мандат которых был завершен в этом году.

52.36MB | MySQL:103 | 0,421sec