Антикризисный саммит ЕС: перспективы реализации проекта ITGI и Турция

В ходе первого заседания антикризисного саммита ЕС, прошедшего 23 октября с.г., европейские лидеры, обсуждая вопрос греческих долгов, сошлись во мнении, что необходимо списать 50% от суммы греческого долга в обмен на программу приватизации госимущества Греции и сокращение госрасходов. 24 октября с.г. министр окружающей среды, энергетики и изменений климата Греции Джордж Папаконстантину, в ходе своего визита в Баку, заявил, что в случае, если консорциум по разработке газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспия примет положительное решение по реализации проекта «Интерконнектор-Турция-Греция-Италия» (ITGI), то Госнефтекомпания Азербайджана сможет принять участие в приватизации греческой госкомпании DEPA, инфраструктуры, которая будет создаваться в рамках реализации проекта трубопровода, специализированной греческой компании по строительству трубопроводов «Despa», а также в прокладке самого трубопровода ITGI и получить в нем свой пай.

Очевидно, что сегодня Греция не в состоянии выполнить свои обязательства по реализации масштабных проектов, среди которых прокладка газопровода ITGI имеет особое значение. Продолжить строительство газопровода, протяженностью около 800 километров и предназначенного для транспортировки каспийского газа из азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» по маршруту Турция-Греция-Италия, представляется сегодня крайне сложным делом. Поскольку треть расходов по данному проекту возлагается на ЕС, который в свою очередь испытывает серьезные финансовые трудности и планирует обратиться за помощью к странам БРИКС.

Как известно, проект ITGI рассматривается в составе южного энергетического коридора ЕС, включающего, в том числе, и Трансадриатический трубопровод (TAP), и «Набукко». Целесообразность последнего в настоящее время находится под большим сомнением. Азербайджану, чей газ рассматривается в качестве основного и на данный момент единственного источника, как для ITGI и TAP, так и для «Набукко», предстоит принять решение в пользу одного из проектов. «Страна придерживается политики диверсификации маршрутов экспорта своего газа, и поэтому основной целью является прямой доступ на европейский рынок, и средством достижения этой цели может стать один из трех проектов», – отметила в своем интервью «Day.Az» экономический эксперт «АМИ Trend» Айгюн Бадалова. По ее мнению, выбор маршрута транспортировки азербайджанского газа будет основываться на нескольких критериях, в числе которых коммерческая привлекательность проекта, возможность поэтапного расширения, возможность реализации проекта с технической и финансовой стороны и другие. С этой точки зрения проекты ТАР и ITGI имеют больше шансов ввиду своей масштабности и будущей окупаемости. Несмотря на всю стратегическую привлекательность проекта «Набукко», предполагаемые объемы пропускной способности этого трубопровода слишком велики, что ставит под сомнение вопрос окупаемости этого проекта.

24 октября с.г. управляющий директор Национальной иранской компании по экспорту газа Гусейн Бидармагз также выразил сомнения касательно вопроса реализации проекта газопровода «Набукко», передает в понедельник агентство Mehr News. По словам Г. Бидармагза, Иран готов обеспечить транзит туркменского газа в Европу. Также он добавил, что стороны провели переговоры по этому поводу. «Несмотря на то, что в связи с проектом газопровода «Набукко» между участниками было подписано соглашение, никаких шагов относительно строительства газопровода европейскими странами предпринято еще не было», — сказал управляющий директор компании.

«Газпром» еще в июле с.г. пошел навстречу Греции и снизил цены на газ. Активно продвигается строительство «Южного потока», который поможет вдвое увеличить объемы поставок российского газа в Грецию к 2040 году. В настоящее время поставки российского газа транзитом через Болгарию покрывают более 80% потребности Греции в газе. Таким образом, Греция, удовлетворив свои потребности, может выступать в качестве страны-транзитера российского природного газа в Италию, которая в свою очередь, с одной стороны, укрепляет сотрудничество с Россией в энергетической сфере, а с другой – ведет активную работу по расширению поставок ливийского газа по средиземноморскому газопроводу «Гринстрим». Очевидно также и то, что Греция попытается стать главным транзитером кипрского газа, обнаруженного в гигантском газовом месторождении «Левиафан», открытого Израилем в водах Средиземного моря между побережьем Израиля, Ливана и Кипра.

Как известно, взаимодействие Турции с Россией в энергетической сфере носит стратегический характер, прежде всего, для турецкой стороны. Около 60 % внутреннего потребления природного газа Турция обеспечивает за счет поставок из России. Недавно турецкое руководство отказалось от одного газового контракта с Россией, в результате чего Турция лишилась поставок, удовлетворявших примерно 15% ее потребностей в газе. Могут ли результаты антикризисного саммита в ЕС и вышеперечисленные события и факты подтолкнуть Турцию к пересмотру ее позиции в отношении газовых контрактов с Россией?

Как известно, цены на природный газ в Турции значительно выросли (на 12,3-14,3 %) в день отказа страны от газового контракта с Россией. Контракт касался поставок российского природного газа по трубопроводу, снабжавшему город Стамбул. При этом турецкие власти поспешили заявить, что отмена контракта не означает, что Турция прекратит покупать газ у России. По словам турецкого министра энергетики и природных ресурсов Танера Йылдыза, «частные компании, вероятно, подпишут новые контракты с российским «Газпромом», крупнейшим в мире поставщиком газа, в течение трех месяцев, чтобы топливо продолжало поступать в страну. Россия – важнейшая страна для нашего импорта природного газа. В год мы импортируем по трем каналам из России почти 30 млрд кубометров. Ежегодно мы потребляем почти 37 млрд кубометров природного газа. С другой стороны, по имеющимся соглашениям, Турция может импортировать до 45 млрд кубометров. “Западный маршрут”, проходящий по территории Украины, Румынии и Болгарии, ранее считался проблемным из-за споров между поставщиком и Украиной. В прошлом году Турция импортировала из России 18 млрд кубометров газа – около 60% потребляемого в стране объема». Согласно заявлениям Т. Йылдыза, решение расторгнуть контракт не означает отказ от поставок из России и не вызовет проблем в отношениях между Москвой и Анкарой, взаимодействие между которыми «носит стратегический характер и не может измениться из-за нескольких контрактов».

Итак, в ходе Антикризисного саммита ЕС было принято решение о списании половины греческих долгов в обмен на приватизацию греческого госимущества. Греция распродает и часть своих активов, которые относятся, в том числе, и к энергетической сфере. Проект ITGI, как и «Набукко», зашел в тупик. ЕС оказался не в состоянии продолжить финансирование этого проекта, а поставщики стали сомневаться в его целесообразности. К тому же греки расширяют свое сотрудничество с Россией и с оптимизмом смотрят на возможность получения недавно найденного кипрского газа. Итальянцы тоже продолжают активно сотрудничать с Россией и в то же время возобновили, а сейчас пытаются и расширить (с учетом смерти Муаммара Каддафи предполагается, что успешно), поставки ливийского газа. Другими словами, и для греков, и для итальянцев проект ITGI не представляет сегодня жизненно важное значение. Недавно Турция отказалась от одного контракта с Россией на поставку российского газа в страну. Однако отказ, по мнению турецких экспертов, был сделан не вовремя. С Ираном, в связи с размещением в турецкой Малатье радара системы ЕвроПРО НАТО, отношения ухудшаются. Проекты по транспортировке каспийского газа «буксуют». А впереди зима. Выход был найден: использовать частный сектор, в результате чего цены на голубое топливо заметно «подскочили». По стране прошла волна недовольства, которая, на наш взгляд, должна подтолкнуть руководство Турции к пересмотру газовых соглашений с Россией. Не зря, ведь, министр энергетики и природных ресурсов Турции в своем заявлении упомянул о трех месяцах, в течение которых стороны должны прийти к соглашению.

52.19MB | MySQL:103 | 0,487sec