Израиль, экономический обзор. Сентябрь 2011 г.

Сентябрь 2011 г. был в Израиле насыщенным. Главным внешнеполитическим событием месяца стало заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором делегация ПНА обратилась с запросом о признании этой организацией независимости Палестины. Негативная  США в Совете Безопасности ООН по резолюции о принятии этого квазигосударственного образования в члены организации, оставило возможность для ПНА получить некоторый промежуточный, но вполне официальный статус.  Вопрос о статусе ПНА к концу месяца окончательно еще не был решен.

Внутри страны между тем продолжились социальные протесты. Все ожидали выводов и рекомендаций специальной комиссии Трахтенберга. Когда они вышли, то породили, само собой, неоднозначную реакцию и бурные обсуждения. При этом, в общем можно констатировать, что накал социальной напряженности в Израиле спал.

В сентябре израильтяне готовились к осенним праздникам, которые начались в конце месяца. С одной стороны, подготовка стимулировала рост частного потребления, а с другой – страна готовилась к сокращению деловой активности, которая наблюдалась в стране практически до конца октября.

Данный экономический обзор состоит из следующих разделов: макроэкономические аспекты, внешнеэкономические аспекты, российско-израильское сотрудничество, высокие технологии, энергетика, сельское хозяйство, недвижимость, важные события.

Макроэкономические аспекты

В сентябре Центральное статистическое бюро (ЦСБ) Израиля опубликовало уточненные данные по темпу экономического роста страны в первом полугодии текущего года. Согласно новым данным ВВП Израиля в этот период вырос на 5,1% (а не 5%, как считалось ранее). Однако это все равно меньше показателей 2010 г., в первом полугодии которого этот  показатель вырос на 5,6%, а во втором – на 5,7%. Рост продукции делового сектора в первой половине 2011 г. также был пересмотрен в сторону увеличения с 5,2% до 5,4%. Но и этот показатель демонстрировал более низкие темпы роста по сравнению с 2010 г., когда в первом полугодии он вырос на 7%, а во втором – на 6,4%. Деловой продукт первого полугодия текущего года в строительстве вообще сократился.

Также в сентябре Банк Израиля опубликовал данные о составном индексе состояния израильской экономики за август 2011 г. Он вырос на 0,3%. Такие же темпы роста этот показатель демонстрировал в июне и июле текущего года (более ранние данные показывали, что рост этого индекса в указанные месяцы составлял 0,2%). Рост наблюдался в следующих компонентах данного индекса: промышленное производство, импорт средств производства, экспорт услуг. А в таких компонентах как товарный экспорт, доход от продажи товаров и услуг, наблюдалось падение. Динамика основных показателей индекса экономического состояния  на основе уточненных данных ЦСБ Израиля показана в таблице:

Изменение показателей

Июнь 2011

Июль 2011

Август 2011

Индекс производства конечной продукции

-2,6%

1,8%

Индекс доходов от торговли и услуг

-0,4%

-0,4%

Индекс экспорта услуг

4%

-9,1%

4,4%

Индекс импорта средств производства

-4,5%

0,6%

1%

Индекс товарного экспорта

2%

-3%

-5,7%

Индекс импорта потребительских товаров

-6,7%

2,9%

-0,1%

В сентябре продолжил расти (на 2,1 пункта) индекс потребительской уверенности, рассчитываемый компаниями «Globes Research» и «PwC Israel». Таким образом, он составил 82,3 пункта (за 100 взят уровень 1996 г.)[ii]. Интересно, что это происходит на фоне социальных потрясений в Израиле и неблагоприятного внешнеполитического фона. Основная протестная группа – средний класс – чувствуют себя достаточно уверенно относительного своего будущего в экономическом плане. Вполне возможно, что люди верят в то, что рекомендации комиссии Трахтенберга (см. далее) будут способствовать  уменьшению стоимости жизни. Вместе с тем наблюдается сокращение доли населения, планирующих купить товары длительного пользования. Она составила 25%, что соответствует уровню сентября 2009 г. и сильно ниже высоких показателей конца 2009 – начала 2010 гг.

Налоговые сборы в сентябре 2011 г. сократились по сравнению с соответствующим месяцем 2010 г. на 0,1 млрд шек., составив 17,6 млрд. Государственный дефицит, по данным министерства финансов Израиля, составил 1,6 млрд шек. Этот показатель за период с января по сентябрь текущего года составил 9,7 млрд шек., что на 4,3 млрд меньше, чем в соответствующий период 2010 г. При этом специалисты министерства снизили свой прогноз по налоговым поступлениям в 2012 г. на 5 млрд шек. Изначально в двухгодичном бюджете страны налоговые поступления прогнозировались на уровне в 232,3 млрд шек. Пересмотр означает, что дефицит бюджета будущего года составит 2,6% ВВП, а не 2% как планировалось. Увеличение бюджетного дефицита является одной из рекомендаций комиссии Трахтенберга и служит камнем преткновения между экспертами комиссии и министерства финансов Израиля. Однако некоторые эксперты отмечают, что изменения на уровне 5 млрд шек. составляют лишь 2,2% от 232,3 млрд, а значит они не столь значительны. К тому же в бюджете установлена цель, а не реально требуемый уровень дефицита. Эту цель все еще возможно достичь, так что менять ее смысла нет. Более того, в министерстве финансов считают, что снижение налоговых поступлений не обязательно означает снижение темпов роста экономики. В этом и прошлом годах она  росла в основном за счет облагаемых большими налогами экспортных отраслей промышленности и частного потребления, а в следующем будет расти за счет инвестиций, налоговые сборы с которых меньше, что и приводит  к уменьшению прогнозируемых налоговых поступлений.

Интересные данные опубликовало ЦСБ Израиля об одном из основных макроэкономических показателей – индексе потребительских цен (ИПЦ). В сентябре он сократился на 0,2%, тогда как специалисты прогнозировали его рост на 0,1%. Скорей всего причина падения индекса кроется в социальных протестах, приведших к снижению цен на еду в совокупности на 1,3% (цена на фрукты сократилась на 16,5%, на молоко и молочные продукты – на 4,3%, на напитки – на 2,4%). В то же время продолжался рост показателей на  рынке недвижимости. Так, коммунальные услуги для домовладельцев увеличились в сентябре на 1%. Цена топлива выросла также на 1%, а стоимость одежды и обуви – на 0,7%, несмотря на распродажи. Таким образом инфляция за 12 месяцев составила 2,9%, а за три квартала 2011 г. – 2,2%, что находится в рамках установленного правительством ценового коридора в 1-3%.

В результате переоценки стоимости валютных резервов Израиля и правительственных отчислений за рубеж эти резервы в сентябре 2011 г. сократились на $1,7 млрд до уровня в $76,3 млрд. Напомним, что вследствие применяемой Банком Израиля программы покупки иностранной валюты для ослабления шекеля и стимулирования экспорта валютные резервы страны увеличились с декабря 2009 г., когда они составляли $59,1 млрд, до рекордного показателя  августа текущего года в $78,1 млрд.

Вопреки ожиданиям абсолютного большинства экспертов Управляющий Банком Израиля проф. С. Фишер в сентябре снизил ставку процента на октябрь на 25 базовых пункта. Таким образом, она составила 3%. Эксперты же были уверены, что она останется без изменений. Обоснованием такого шага послужили данные о замедлении темпов роста мировой экономики, а также тот факт, что инфляция в Израиле вошла в установленный правительством коридор.

Согласно опубликованным в сентябре данным ЦСБ, с января 2011 г. продолжается падение уровня безработицы в Израиле. Во втором квартале текущего года он достиг отметки в 5,5%, что является самым низким показателем с начала 1980-х гг. Ниже приведена динамика изменения этого показателя в последние месяцы:

Май 2011

Июнь 2011

Июль 2011

5,5%

5,4%

5,4%

На фоне текущих макроэкономических показателей и общемировой конъюнктуры, оказывающей негативное давление на объем израильского экспорта, Банк Израиля понизил прогноз роста экономики страны в 2011 г. с 5,2% до 4,7%, а в 2012 г.  – с 3,9% до 3,2%. Интересно, что в то же время ЦСБ выпустило прогноз на 2011 г., согласно которому ВВП Израиля вырастет по итогам года на 5%, производство делового сектора – на 5,7% (4,8% в 2010г.), потребление – на 5,1% (5,3% в 2010 г.), уровень жизни – на 3%. Министерство финансов Израиля не подтвердило свой предыдущий прогноз экономического роста страны в 2012 г., который говорил о возможности роста ВВП на 4%, однако новый прогноз опубликован не был. Интересно, что прогнозы израильского роста в 2012 г., опубликованные в сентябре Международным валютным фондом и крупнейшим международным банком «UBS», значительно ближе к мнению специалистов Банка Израиля. Согласно данным этих двух организаций экономика страны  на следующий год вырастет на 3,2 и 3,5% соответственно.

В сентябре 2011 г. вышли рекомендации комиссии Трахтенберга по социальным реформам Израиля. Базовая предпосылка комиссии состоит в том, что стоимость жизни в стране неадекватно высока. Этот тезис подтверждается опубликованным исследованием Центра Тауба, согласно которому стоимость жизни в Израиле значительно выше, чем в большинстве развитых стран Запада – членах Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В 2005 г. стоимость жизни в стране была ниже на 14%, чем в среднем по ОЭСР. В 2008 г. – уже на 9 % выше. Стоимость жизни в Израиле выше, чем в 174 из 175 крупных городов США. Дороже жить только в Нью-Йорке. В Израиле дороже не только жилье, но и продукты питания, а также товары первой необходимости. В 2005 г. цены на молоко, сыр, яйца в Израиле были выше среднего уровня по ОЭСР на 6%, а в 2008 г. – на 44%. Цены на автомобили в 2005 г. были выше на 46% чем в странах ОЭСР, а в 2008 г. – уже на 70%.

Одной из причин такого положения дел эксперты комиссии видят в излишней концентрации рынка страны и ограничении конкуренции, особенно в сферах энергетики, строительства, производства молока и молочной продукции. Таким образом, по мнению членов комиссии необходимо провести реформу законодательства, чтобы обеспечить конкурентную среду, а также снизить высокие импортные пошлины в этих сферах сначала до уровня в 6%, а потом, в случае позитивного эффекта на экономику, отменить их совсем. Предполагается, что компании с долей рынка более 30% не будут иметь возможность импортировать продукцию по сниженным ввозным пошлинам.

Другие рекомендации комиссии Трахтенберга включали в себя:

·        Отмену увеличения пошлин на топливо, запланированных на 2012 г.

·        Введение обязательного бесплатного образования для всех детей в возрасте 3-4 лет.

·        Возвращение к порогу суммы взносов за государственное страхование и здравоохранение на уровне пяти средних годовых зарплат а не девяти, как было недавно установлено, при одновременном увеличении страховых взносов работодателями.

·        Стимулирование долгосрочной аренды домов, стимулирование строительства 165000 апартаментов на доступной земле, создание более благоприятных тендерных условий, стимулирование создания небольших апартаментов, выделение 30 млн шек. на строительные проекты.

·        Сокращение импортных тарифов на электрические товары и продукты питания, увеличение отрицательного подоходного налога для работающих матерей на 50%; вместе с тем отмена запланированного на 2012 г. уменьшения подоходного налога для среднего класса; повышение уровня подоходного налога с 45% до 48% для тех, кто зарабатывает больше 40231 шек. в месяц; повышение налога на прибыль корпораций с 24% до 25% с возможностью дальнейшего увеличения еще на 1%; повышение налога на прибыль от вложений капитала и дивиденды от игры на фондовой бирже с 20 до 25%; введение дополнительного 2%-го налога на тех, кто зарабатывает в год более 1 млн шек.

Кроме указанных рекомендаций комиссия Трахтенберга высказала мнение о необходимости сократить оборонный бюджет Израиля на 3 млрд шек. Предполагается, что в будущих бюджетах страны военные расходы также будут сокращаться. Полученная сумма будет использоваться правительством на социальные выплаты. Более того, премьер-министру страны Б. Нетаньяху удалось добиться от военных разрешения на внешний аудит расходов профильного министерства, что повысит эффективность расходуемых средств.

В завершение данного раздела хотелось бы отметить, что несмотря на социальные протесты и в целом не совсем простую социально-экономическую ситуацию в Израиле, международное рейтинговое агентство «S&P» повысило долгосрочный рейтинг страны по иностранной валюте с «А» до «А+» со стабильным прогнозом, подтвердив при этом текущий рейтинг по национальной валюте на уровне «АА-». Специалисты агентства отметили осторожное управление макроэкономикой Израиля, ответственную финансовую политику, стимулирующую сокращения уровня долга по отношению к ВВП. Также отмечается, что рейтинги Израиля могли бы быть и выше, если бы не значимые геополитические риски и груз задолженности общественного сектора.

Достойным упоминания в данном обзоре является факт того, что Всемирный экономический форум в сентябре опубликовал свой отчет международной конкурентоспособности, в котором Израиль занял 22-ю строчку, что на 2 позиции выше прошлогоднего положения страны. Эксперты форума отметили, что наиболее сильными сторонами страны являются: возможность инноваций (6-е место), большое количество патентов (4-е место), благоприятная финансовая среда (10-е место), особенно в части привлечения венчурного капитала (2-е место).

Внешнеэкономические аспекты

В сентябре основные статистические источники информации не опубликовали сколь либо интересной статистики по внешней торговле Израиля. Единственное, что можно отметить в этой связи, это прогноз ЦСБ страны, согласно которому по итогам 2011 г. экспорт бриллиантов вырастет на 20%, промышленный экспорт увеличится на 5%, а экспорт туристических услуг роста не обнаружит.

Между тем на новый этап вышло обсуждение необходимости и возможности экспорта израильского шельфового газа. В сентябре стало известно, что с целью ответить на этот вопрос была создана специальная межминистерская комиссия, которая должна представить свои заключения в феврале 2012 г. Комиссии необходимо взвесить все составляющие, включая собственно израильские потребности в газе с учетом возможности значительного увеличения его потребления при производстве электроэнергии. При этом надо помнить о том, что инвесторам необходимо окупить свои вложения, а предоставление экспортных возможностей сделает срок окупаемости короче, однако и короче будет срок эксплуатации месторождений для израильских нужд. Комиссия планирует изучить международный опыт в этой сфере (в частности Нидерландов). Если специалисты примут решение, что газ в основном экспортироваться не будет, то они должны придумать схему компенсации эксплуатирующим компаниям их затрат и соответствующих рисков.

Уже на начальном этапе обсуждения у членов комиссии есть серьезные разногласия по этому вопросу. Так, главный ученый министерства национальной инфраструктуры Др. Ш. Вальд считает, что экспортировать газ нельзя, так как значительным игроком на этом рынке Израиль не станет, а свои запасы газа растратит быстрее, что может негативно сказаться на энергетическом будущее страны. Другие же эксперты обозначили как минимум три причины необходимости открыть экспортную возможность для израильского газа, а именно: необходимость усиления конкуренции в этой сфере, так как сейчас она практически полностью находится под контролем двух компаний «Delek Group» и «Noble Energy»; необходимость дать возможность инвесторам в разумный период окупить свои вложения, так как в противном случае не будет возможности проводить дальнейшую разведку газа и нефти; возможность получения государством в кратко- и среднесрочном периоде дополнительной прибыли от налогов на экспорт энергоносителей.

Интересная информация в сентябре пришла из Турции.  Кризис, развившийся в последнее время между двумя странами, привел к изменениям на рынке недвижимости Израиля. Представители еврейской общины Турции, насчитывающей около 20000 семей, опасаясь резкого повышения уровня антисемитизма у себя дома, начали активную покупку недвижимости в Израиле как для жилья, так и с целью инвестирования денег. Особенно активно турецкие евреи начали скупать недвижимость в районе Тель-Авива.  По мнению аналитиков, в настоящее время речь идет об известном феномене для еврейской общины, проживающей в стране, страдающей от антисемитизма. Так, скажем, после вспышки агрессии по отношению к евреям во Франции представители тамошней диаспоры начали активную покупку квартир для жилья в Тель-Авиве, Нетании, Ашдоде. В Турции сегодня наблюдается тот же эффект, который, если не произойдет ничего радикально нового, со временем начнет сходить на нет.

В завершение этого раздела хотелось бы сказать о том, что в сентябре накануне еврейских праздников поступила информация, что новые египетские власти отказалась продавать Израилю нераскрывшиеся ветви финиковых пальм (лулав), необходимые для религиозных обрядов во время Суккота. Это привело к росту цен на этот вид продукции с $1 до приблизительно $3,2 за штуку. Были также опасения, что возникнет дефицит лулавов, однако к счастью они не оправдались.

Россия и Израиль

На российско-израильском треке в сентябре 2011 г. произошло несколько событий. Во-первых, стало известно, что крупнейший израильский фармацевтический концерн «Teva» построит в Ярославле свою фабрику. Объем вложений в проект составляет $50 млн. Первая фаза завода по производству таблеток будет введена в строй в 2014 г. По мнению руководства компании, строительство завода позволит концерну более эффективно работать не только в России, но и в соседних странах и соответствовать темпам  роста местных рынков.

Во-вторых, в начале сентября группа из 120-и директоров филиалов израильского банка «Hapoalim» посетила Москву в туристических целях. Однако это был своеобразный туризм – банкиры встречались с представителями еврейской общины и израильтянами, работающими сейчас в России. Целью поездки было в неформальной обстановке показать представителям Израиля, что в России существует множество возможностей для ведения бизнеса. По отзывам участников поездки, цель была достигнута, но реальным подтверждением этого будет, как кажется, приход израильских банков в нашу страну.

В-третьих, в сентябре Российско-израильский деловой совет (РИДС) организовал выездную сессию секции по вопросам защиты окружающей среды и переработки ТБО Экспертного совета ТПП РФ в Израиле с целью познакомиться как с государственной политикой страны в области обращения с отходами, так и с инновационными технологиями в этой сфере. В ходе заседания бывший генеральный директор министерства защиты окружающей среды Израиля (высшая профессиональная должность в израильских министерствах) Др. Й. Инбар представил вниманию экспертов подробный доклад о мерах, предпринятых правительством страны по изменению ситуации в области обращения с отходами. Судя по предоставленной израильской стороной информации, предпринятые меры способствовали значительному улучшению ситуации в сфере обращения с отходами. При посещении завода переработки отходов потребления по технологии гидросепарации российские эксперты подробно изучили саму технологию, обсудили финансовые вопросы работы подобных заводов на основе данной технологии и бизнес-планов для строящихся компанией «ArrowEcology» заводов в Мексике и Китае, а также по расчетным данным для России. Эксперты заинтересовались технологией и стороны договорились поддерживать связь и после заседания с тем, чтобы россияне смогли более глубоко изучить особенности израильской технологии и сделать соответствующие выводы.

Высокие технологии

Вышедшие в сентябре данные показали довольно неутешительную ситуацию, складывающуюся в последнее время в Израиле относительно развития сектора высоких технологий. Лишь 161 компания была основана в январе-сентябре текущего года, тогда как в предыдущие годы в среднем основывалось 500 компаний в год. Сократились также объемы нового капитала, привлекаемые венчурными фондами, а также количество израильских патентных заявок за рубежом (сокращение на 25% при том, что в мире как раз наблюдается всплеск активности в этом направлении). По мнению некоторых экспертов, существующая модель развития сектора высоких технологий исчерпала себя. Относительно негативным показателем для Израиля также является снижение инвестиций в компании ранних стадий (с 41% в 2008 г. до 29% в 2011 г.) при росте доли вложений в более развитые компании (с 59% в 2008 г. до 71% в 2011 г.). Дело в том, что в Израиле традиционно считалось правильным вкладывать именно в старт-апы – это на протяжении последних 15 лет было отличительной чертой страны. Сейчас, видимо, ситуация меняется. Некоторые эксперты отрасли считают, что настал момент для государства вмешаться в процесс и инспирировать новый виток развития сектора высоких технологий страны. Новая государственная программа, начавшая работать с января этого года (см. предыдущие обзоры), может стать катализатором этого процесса.

В сентябре Израиль подписал соглашение об установлении связей с европейской ядерной лабораторией CERN, известной своим гигантским адронным коллайдером, расположенным глубоко под землей под швейцарско-французской границей. Европейская организация по ядерным исследованиям заявила в пятницу, что она принимает страну в качестве ассоциированного члена, ожидающего ратификации парламентом Израиля. Израильские ученые уже давно сотрудничают с CERN, в том числе в экспериментах по исследованию частиц Хиггса (базон Хиггса). Если удастся доказать существование частиц Хиггса, это поможет понять, почему материя имеет массу. Израиль может стать первым неевропейским членом в организации. До сих пор Израиль имел в CERN статус наблюдателя.  Интересно, что США по-прежнему имеют статус наблюдателя в CERN, что на уровень ниже ассоциированного членства.

Энергетика

Основной текущей проблемой израильской энергетики по-прежнему являются сбои в поставках египетского газа в страну. Так, в сентябре произошел очередной (шестой по счету в этом году) подрыв египетской газотранспортной системы на Синае. Для того, чтобы справиться с нехваткой этого энергоносителя, приходится переключаться на другие виды топлива, в частности мазут, уголь, дизельное топливо, что значительно дороже и гораздо менее экологично. Так, по данным министерства национальной инфраструктуры, Израильская электрическая компания (ИЭК) в январе–августе 2011 г. использовала на 103% дизельного топлива больше, чем в соответствующий период 2010 г. К тому же следует отметить, что на данный момент единственным источником собственного газа является небольшое месторождение «Mary B», которое практически иссякнет в середине 2012 г. А эксплуатация крупного месторождения «Tamar» начнется лишь в 2013 г. Сейчас эксперты рассматривают возможность поставок природного газа из Азербайджана в качестве временной альтернативы египетским поставкам. Подобная ситуация вызывает значительный перерасход средств ИЭК, что может привести еще к одному раунду повышения тарифов на электроэнергию на 2,5% в ближайшее время (напомним, что в августе тариф уже был повышен на 9%).

Складывающаяся ситуация стимулирует израильские компании все более активно вести разведку других месторождений энергоносителей, что зачастую приводит к интересным результатам. Так, в сентябре стало известно, что в прибрежной полосе (10 км от берега) между Ашдодом и Нетанией на глубине 60-250 м. были найдены запасы газа и нефти. По предварительным оценкам их величина составляет 1,3 трлн м3 газа и 39,7 млн тонн нефти соответственно.

Не забывают в Израиле развивать и альтернативные источники энергии. Так, в сентябре стало известно, что компания «Enlight Renewable Energy» и инвестиционная фирма «Aviram» подписали соглашения с шестью региональными советами на Голанских высотах.  Соглашения предусматривают сооружение ветряных электростанций, которые будут вырабатывать 5-10 мгвт электроэнергии.  Стоимость сооружения каждой электростанции – около 40 млн шек.  Предполагается, что каждая электростанция будет давать доход около 20 млн шек. в год.  Региональные советы будут получать от «Enlight» ежегодную арендную плату или смогут получить до 49% капитала предприятия.  Согласно планам правительства, к 2014 г. ветряные электростанции должны вырабатывать до 800 мгвт в год, тогда как на настоящий момент они вырабатывают лишь 6.

Сельское хозяйство

По данным министерства сельского хозяйства Израиля в этом году на 20% вырос урожай гранатов, составив 40 тыс. тонн. Экспорт этого фрукта увеличился на 25%. Рост потребления гранатов объясняют, в частности, повышением информированности населения об их полезных свойствах.

Интересные данные были опубликованы в сентябре о системе ценообразования на сельхозпродукцию в Израиле. Выходит, что конечный потребитель платит минимум 150-200% изначальной цены товара. В случае с гранатами разница может достигать 330%. Представляется, что социальные протесты приведут к серьезным изменениям в ценообразовании в этой сфере израильского хозяйства.

Недвижимость

В сентябре было опубликовано сразу несколько оценок экспертов, предрекающих сильное замедление темпов роста цен на жилье с последующим долгосрочным падением этого показателя. При этом темп роста цен в этом секторе с июня 2010 г. по июнь 2011 г. составил 12,5%. Однако он был ниже, чем показатель за 12 месяцев с мая по май. Это может означать, что предпринятые Центробанком и министерством финансов Израиля меры (см. предыдущие обзоры) начали действовать. В частности, по данным ЦСБ, продажи нового жилья сократились во втором квартале текущего года по сравнению с первым на 16%. Продолжение такого тренда безусловно приведет к снижению цен.

Важные события

Управление водных ресурсов Израиля представило план развития на ближайшие четыре десятилетия.  Основной упор делается на строительство опреснительных мощностей, на что из бюджета планируется потратить 200 млрд шек. Опреснительные заводы будут строиться в море на искусственных островах. Это вызвано нехваткой земли для строительства предприятий подобного рода в прибрежной зоне. Использование опресненной воды позволит уменьшить водозабор из Кинерета и других традиционных источников, что, в свою очередь, позволит увеличить запасы воды в них.  Подача воды сельскому хозяйству снижена не будет, но большая часть получаемой аграриями воды будет из очищенных канализационных стоков или вода из источников, непригодных для питья. К концу текущего десятилетия в Израиле будет производиться 750 млн м3 опресненной воды – в 2 раза больше, чем сейчас. Расчеты показывают, что Израилю, в ближайшие годы, потребуется 1,5 млрд м3 воды в год, и это значительно превышает природные ресурсы страны, поэтому единственный выход из данной ситуации – опреснение. Треть производимой воды будет поставляться в ПНА и Иорданию. По мнению авторов плана, ежегодное потребление на душу населения не достигнет, как предполагалось ранее, 110 м3 в год, а останется на уровне 95 м3 за счет использования более эффективных технологий и политики экономии водных ресурсов.

 


[i]               По материалам экономической прессы. Использованы материалы новостных порталов: Globes, TheMarker, MIGnews.com, IzRus, Newsru.co.il, Rus-Israel.ru.

[ii]              Подробней о методе его расчета см. Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Август 2011 г. ИБВ, www.iimes.ru, 26.09.2011.

55.89MB | MySQL:116 | 0,672sec