Йемен: ситуация «дозревает»

Йемен сейчас переживает не самые лучшие времена. Возвращение в страну президента А.А.Салеха вновь загнало ситуацию в тупик. Искалеченный президент никак не хочет расставаться с властью, надеясь, что его террористические методы смогут стабилизировать ситуацию. В этом он очень сильно похож и на Б.Асада, и на М.Каддафи, но осуждать их за это не надо. Европейцы никак не могут понять этого маниакального стремления «зацепиться» за власть любой ценой, но для любого жителя Ближнего Востока такое поведение является абсолютно логичным и верным. Не в традициях Востока показывать слабину и добровольно уходить в отставку. Таких лидеров там не любят и презирают. Поэтому так и «пинают» сейчас в Египте Х.Мубарака и его окружение. Более того, такой шаг не поймет ни его род, ни его оппоненты. Нет в истории Востока прецедента по мирной передаче власти, там из нее уходят либо вперед ногами, либо при помощи штыков, ибо при помощи этих штыков в нее и приходят. Это аксиома политической жизни 18 века, в котором живет Ближний и

Средний Восток, несмотря на все модные нововведения 21 века. Европейцы тоже совсем недавно жили точно также, просто уже успели подзабыть.

Салех сейчас уповает на деньги, террор и неопределенность в позиции главного игрока на «йеменской площадке» Саудовской Аравии. Очень характерны сигналы, которые он посылал России и Китаю накануне голосования по «йеменской» резолюции в Совете Безопасности ООН: наложите вето, дайте мне время и я все решу за несколько недель. Предполагалось, что физический разгон демонстрантов на улицах Саны и Таиза автоматически снимет все вопросы. Собственно на улицах и площадях этих двух городов и решается сейчас судьба Йемена. Решается довольно жестко, с применением крупнокалиберных пушек и авиации. Но если в Сане протестные настроения полностью находятся под контролем партии «Ислах», то Таиз формально не подчиняется директивам ни одной из оппозиционных партий, а живет своей жизнью. Собственно поэтому и не получает денег ни от саудовцев, ни от катарцев. Последние финансируют оппозицию только в лице «братьев-мусульман», и этот момент характерен не только для Йемена, но и для всех арабских «революций». Собственно, и «нерешительность» «Ислаха» по окончательному силовому свержению Салеха во многом связана и соображениями дальнейшей политической борьбы: пусть он сначала максимально ослабит «светских» в том же Таизе, а потом посмотрим. Справедливости ради скажем, что и социалисты преследуют ровно такие же соображения максимального ослабления своих основных конкурентов в лице «Ислаха» и генерала Мохсена аль-Ахмара, всячески удерживая последнего от решительного штурма президентского дворца, дабы не дать ему возможность тем самым резко повысить свои претензии на власть. Вот эта «грызня» за шкуру еще «неубитого медведя» и позволяет Салеху маневрировать.

Логика его политического выживания включает в себя создание в стране максимально возможного числа самостоятельных центров со своими собственными амбициями и претензиями. Так что зря англичанам приписывают авторство знаменитого тезиса поведения в колониях «разделяй и властвуй», они его просто взяли из повседневной жизни своих туземных вассалов.

Благодаря такой политике, Йемен в настоящее время превращается в децентрализованное образование. Провинции Шабва, Абъян, Маариб и часть Хадрамаута находятся под контролем тех людей, которых в Европе называют «Аль-Каидой». При этом оружие со складов в этих провинциях люди Салеха им просто отдали. Саада и Аль-Гауф полностью контролируют повстанцы хауси, которые все более тяготеют к Ирану. Здесь история с фактической передачей им вооружения такая же. Заметим, что обе перечисленные силы терпеть не могут друг друга в силу конфессиональных особенностей: условно шииты – сунниты. Хауси также находятся в жестких отношениях с партией «Ислах». Южные провинции живут своей жизнью, явно выжидая, чем закончится драчка на севере. В этой связи протестные выступления там резко потеряли свою активность. 80% населения Юга – сторонники идеи отделения от Севера. При этом социалисты там могут полагаться только на треть населения, исламисты – еще на одну треть, а остальное население не симпатизирует никому.

Вот в этой «мутной воде» Салех и пытается ловить «свою рыбку», явно уповая на боязнь американцев перед призраком исламизма в случае его ухода и на чисто силовые методы подавления оппонентов. В страну широким потоком идет оружие советского производства из Белоруссии, Украины и Чехии. Идет активная вербовка наемников. Так, например, три дня назад потерпел крушение транспортник, который перевозил 8 сирийских летчиков на базу ВВС в Аккаде (Лахдж). Именно оттуда авиация Салеха наносит бомбовые удары по Таизу и Сане. По некоторым данным, йеменский летчик сознательно направил самолет в гору, понимая, что восемь сирийских «соколов» могут натворить немало бед.

На этом фоне лидеры стран Персидского Залива видимо все-таки начинают «уставать» от йеменского лидера. Тот совершенно спокойно может породить своими действиями такую бурю, которая похоронит заодно и всех соседей. Отсюда теплый прием делегации йеменской оппозиции в ОАЭ и Омане. О поддержке заявил и Кувейт, который также обещал серьезные инвестиции в случае ее прихода к власти. В общем ситуация начинает «дозревать», но этот процесс в силу многих факторов может занять еще довольно длительный период времени. И, прежде всего, ситуация в Йемене зависит от позиции Эр-Рияда, который очень боится усиления социалистов и хауси на своих южных рубежах, а также Вашингтона, который в свою очередь опасается прихода к власти исламских радикалов.

52.29MB | MySQL:103 | 0,549sec