О расширении иностранного военного участия в сомалийском конфликте

В течение последних двух недель в развитии вооруженного конфликта в Сомали наблюдается заметная тенденция к расширению участия в нем иностранных государств, как соседних с Сомали стран, так и западных держав, прежде всего США и Франции.

Под предлогом борьбы с международным терроризмом, представленным в Сомали радикальной исламистской организацией «Аш-Шабаб», соседние государства при поддержке США, Европейского союза (ЕС) и Африканского союза (АС) все активнее вступают в военные действия против исламистов на стороне Временного федерального правительства (ВФП) Сомали.

Наиболее заметное участие в вооруженной борьбе с «Аш-Шабаб» в последнее время принимает Кения, открыто начавшая 15 октября военную операцию в южных провинциях Сомали (см. нашу статью «О ходе операции ВС Кении в Сомали» от 25 октября). В настоящее время подразделения ВС Кении во взаимодействии с войсками ВФП Сомали и вооруженными формированиями сомалийских группировок «Рас-Камбони» и «Ахлу-Сунна-Уальджама» (АСУ) завершают подготовку к решающему наступлению на г. Кисмайо в провинции Нижняя Джуба и г. Бардере в провинции Гедо. Боевая авиация ВВС Кении продолжает наносить ракетные удары по военным объектам «Аш-Шабаб» в районах Кисмайо, Афмадоу (Н. Джуба) и Джилиб (Ср. Джуба). В результате авианалетов не только растут потери среди боевиков, но и увеличивается число жертв среди гражданского населения, что активно используется исламистами для разжигания антикенийских и антиправительственных настроений в сомалийском обществе. Ответом «Аш-Шабаб» на проведение Кенией военной операции в Сомали стала серия терактов, совершенных в городах Найроби, Гарисса и Мандера, в результате которых погибло несколько кенийских граждан.

Следует отметить, что ввод кенийских войск на территорию Сомали вызвал неоднозначную реакцию в сомалийских политических кругах. Если премьер-министр ВФП Абдивали Махамед Али Гас, большинство депутатов федерального парламента, руководители АСУ и Пунтленда (автономной территории на северо-востоке Сомали) приветствовали вступление Кении в вооруженную борьбу с «Аш-Шабаб», то президент Сомали шейх Шариф шейх Ахмед и поддерживающая его религиозно-политическая группировка «Алла Шейх»* расценили кенийскую интервенцию как нарушение суверенитета и вмешательство во внутренние дела Сомали.

С целью урегулирования сомалийско-кенийских разногласий 30-31 октября в Найроби прошли переговоры между ВФП Сомали и правительством Кении, в результате которых премьер-министрами обеих стран было подписано дополнительное соглашение о военном и политическом сотрудничестве в борьбе против «Аш-Шабаб», уточняющее цели и задачи совместной борьбы. В частности, в дополнительном соглашении признается исходящая от «Аш-Шабаб» угроза национальной безопасности и экономике Кении и ее законное право на самооборону, отмечается необходимость тесного взаимодействия правительств Сомали, Кении и других стран в борьбе с исламистами, подчеркивается приоритет ВФП Сомали в урегулировании военно-политической ситуации на юге страны при содействии миротворческих сил АС (АМИСОМ), финансовой и гуманитарной помощи мирового сообщества. Соглашением также предусматривается морская блокада порта Кисмайо до момента освобождения города от боевиков «Аш-Шабаб» и последующее размещение в южных провинциях Сомали сил АМИСОМ. Подписание данного соглашения призвано снять возникшие у сомалийских политических лидеров опасения относительно возможных намерений Кении создать в южных провинциях Сомали некую буферную зону с марионеточным правительством, подконтрольным Найроби.

Не столь явным, но не менее значительным, представляется военное участие в сомалийском конфликте Эфиопии. После вывода эфиопских войск из Сомали в январе 2009 года военная помощь Эфиопии ВФП Сомали официально ограничивается лишь подготовкой на своей территории подразделений правительственных войск (Сомалийской национальной армии – СНА) и вооруженных формирований АСУ. Однако на практике подразделения эфиопской армии численностью до батальона почти постоянно находятся в приграничных районах Сомали (Доло, Лук, Йед, Эль-Барде, Ферфер, Калабайр) в готовности оказать необходимую помощь дислоцированным там частям СНА и ее союзникам. Периодически подразделения эфиопских войск участвуют в военных операциях, проводимых СНА и АСУ против «Аш-Шабаб» в провинциях Гедо и Хиран. Кроме того, Эфиопия продолжает оказывать военно-техническую помощь АСУ и другим сомалийским проправительственным группировкам, что формально является нарушением введенного СБ ООН эмбарго на поставки оружия в Сомали. В ходе состоявшихся в октябре с.г. в Аддис-Абебе переговоров эфиопских властей с новым руководством АСУ были достигнуты договоренности о создании в провинции Гальгудуд (либо в г. Баланбале, либо в г. Гуриэль) нового командного и учебного центра для подготовки с помощью Эфиопии вооруженных формирований АСУ численностью до 4 тыс. человек. На строительство и оснащение центра выделяется около 700 тыс. долларов США. Проект финансируется из фондов США, ООН и региональной межправитель-ственной организации IGAD.

С другой стороны, по заявлениям депутатов парламента Сомали, власти Эритреи, несмотря на введенные против нее санкции ООН, продолжают нелегальные поставки оружия и боеприпасов для боевиков «Аш-Шабаб». Так, в конце октября – начале ноября с.г. из Эритреи несколькими рейсами военно-транспортной авиации была доставлена партия оружия и боеприпасов на аэродром Байдабо (пров. Бай), находящийся под контролем исламистов. Впрочем, власти Эритреи, как обычно, опровергают эти сообщения.

Вместе с тем, новым, настораживающим, фактом является вовлечение в сомалийский конфликт Фронта национального освобождения Огадена (ONLF), оппозиционной группировки, действовавшей до сих пор лишь в восточных районах Эфиопии. Хотя лидеры непримиримого крыла этой организации – так называемой Национально-освободительной армии Огадена — поддерживают контакты с «Аш-Шабаб», проведение каких-либо военных акций боевиками ONLF на территории Сомали ранее не отмечалось. Однако 31 октября, по сообщениям сомалийских СМИ, вооруженные формирования Фронта атаковали несколько населенных пунктов в окрестностях Баланбале и Гуриэль и вступили в боестолкновение с отрядами АСУ. Как заявляют представители военного командования АСУ, несколько боевиков ONLF были убиты, а 16 человек взяты в плен и переданы эфиопским властям. Данный инцидент свидетельствует о втягивании ONLF в сомалийский конфликт, что создает угрозу его дальнейшего осложнения и разрастания.

На возможное расширение зоны конфликта указывает и недавнее заявление президента Пунтленда о планах размещения новых подразделений АМИСОМ в северной части г. Галькайо (пров. Мудуг), где в течение последних нескольких месяцев участились межплеменные стычки, теракты, похищения людей и покушения на представителей власти. Как заявил 31 октября президент Пунтленда Абдирахман шейх Махамед Махмуд Фароле в своем выступлении перед депутатами парламента автономии, за ростом напряженности в провинции Мудуг стоят диверсионные группы «Аш-Шабаб», проникшие туда из южных провинций Сомали, а также их пособники из числа местных жителей и пиратские банды. По признанию президента, силы безопасности Пунтленда без помощи АМИСОМ не в состоянии справиться с ситуацией в Галькайо. Однако, по мнению оппозиционных политиков Пунтленда, за этим заявлением Фароле скрывается его стремление заручиться поддержкой АМИСОМ в своих корыстных политических интересах – для продления своего авторитарного правления после 8 июня 2012 года, когда в автономии должны состояться президентские выборы. По оценкам оппозиции, за годы правления Фароле социально-экономическое положение в большинстве провинций Пунтленда ухудшилось, обострились межплеменные противоречия, в автономии усилились сепаратистские процессы, правительство полностью утратило контроль над районами восточного побережья, ставшими настоящей вотчиной пиратов.

Как бы то ни было, развертывание сил АМИСОМ в Пунтленде в сложившейся обстановке возможно лишь после их усиления и увеличения численности африканских миротворцев в Сомали с нынешних 9,5 тыс. военнослужащих хотя бы до запланированных 12 тыс. В конце октября парламент Джибути утвердил планы правительства направить в состав АМИСОМ до 850 джибутийских военнослужащих. Ранее о выделении дополнительных подразделений в состав АМИСОМ заявили правительства Уганды и Сьерра-Леоне. Основным препятствием в реализации этих планов остается нехватка необходимых финансовых средств в фонде миротворческой операции АС в Сомали, который пополняется в основном за счет взносов США и ЕС.

Вполне вероятно, что после завершения операции НАТО в Ливии США, Франция и другие западные государства более активно включатся в антитеррористическую борьбу в Сомали. Во всяком случае, правительства этих стран обещали оказать политическую поддержку и материально-техническую помощь Кении в борьбе с терроризмом и пиратством. Хотя США и Франция пока отрицают свое прямое участие в военной операции на юге Сомали, тем не менее, боевые корабли этих стран уже фактически участвуют в морской блокаде порта Кисмайо, а беспилотные летательные аппараты (БПЛА) ВВС США с июня с.г. ведут воздушную разведку и периодически наносят ракетные удары по военным объектам «Аш-Шабаб» в центральных и южных провинциях Сомали. В качестве взлетно-посадочных полос для американских БПЛА используются аэродромы в Джибути, на Сейшельских островах, в Кении (вероятно, Манда-Бэй на о. Ламу), а с недавнего времени — и на юге Эфиопии (Арба-Мынч). На борьбу с терроризмом США дополнительно выделили в этом году около 50 млн долларов Уганде и Бурунди (как странам-участницам АМИСОМ), 17.7 млн долларов – Джибути (где находится военная база ОК ВС США в Африке) и 12 млн долларов – Кении. Кроме того, американские частные фирмы, такие как Black Water, AECOM, Dyncorp, Bancroft Global Development, OSPREA Logistics, PAE Agility, International Armored Group, Hart Security & Threat Management Group и другие, входящие в ассоциацию International Stability Operations Association, уже давно неофициально действуют в Могадишо, участвуя в специальной подготовке персонала АМИСОМ и сомалийской службы безопасности. В штате этих компаний состоят в основном отставные военнослужащие, а также бывшие (а возможно и действующие) сотрудники американских спецслужб.

Возрастающий интерес США, Франции и других западных государств к проблеме урегулирования сомалийского конфликта, очевидно, связан не только с угрозой распространения терроризма и ростом пиратской активности в регионе, но и с участием американских и западноевропейских нефтегазовых компаний (Anadarko Petroleum Corp., Total, Cove Energy Plc, Dynamic Energy Exploration and Production Corp.) в разведке нефтяных месторождений на шельфе Кении и Сомали. Кроме того, ими разрабатывается многомиллиардный проект строительства нефтепровода из Южного Судана до кенийского побережья Индийского океана в районе Ламу, что позволит диверсифицировать экспорт южносуданской нефти. Таким образом, международные нефтегазовые корпорации, действующие в Восточной Африке, в настоящее время заинтересованы в скорейшей стабилизации обстановке в регионе.

В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать не только дальнейшее вовлечение в сомалийский вооруженный конфликт восточноафриканских государств, но и активизацию политической и военной деятельности в данном регионе США и стран ЕС в целях скорейшего уничтожения террористической организации «Аш-Шабаб», урегулирования сомалийского кризиса и защиты своих экономических интересов в зоне Африканского Рога.

*Примечание: группировка «Алла Шейх» представляет собой закрытую религиозно-политическую организацию ваххабитов, в которую входят некоторые бывшие лидеры Союза исламских судов, вожди ряда племен хавие, представители сомалийских политических и деловых кругов. «Алла Шейх» порой выступает посредником в тайных переговорах между ВФП Сомали и лидерами «Аш-Шабаб».

52.28MB | MySQL:103 | 1,034sec