Почему США продлили санкции против Судана

1 ноября с.г. правительство США официально подтвердило, что оно будет продолжать режим экономических санкций в отношении Хартума. Напомним, что указанный режим действует против Судана с 1997 года и был связан с приходом к власти в стране радикальных исламистов во главе с Х.ат-Тураби. На тот период времени такая мера была абсолютно логичной, поскольку Судан превратился фактически в «запасной аэродром» для набирающей силу «Аль-Каиды» и ее тогдашнего руководителя в лице У.бен Ладена. Последний даже рассматривал Судан в качестве оплота и базы для производства химического оружия.

В нынешним пресс-релизе Белого Дома говорится о том, что президент США Б.Обама принял решение «о продолжении режима экономических санкций с учетом того, что Судан по-прежнему представляет угрозу национальным интересам страны». Напомним, что еще в июле с.г. тот же Б.Обама публично пообещал, что режим санкций будет, как минимум, ослаблен в случае полного выполнения Хартумом Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС), который предусматривал отделение Южного Судана. В этой связи вынуждены констатировать, что Хартум свое слово держит, а американцы нет. При этом в качестве основного аргумента Вашингтон использует тезис о том, что «что агрессивная политика суданских властей привела к вооруженным столкновениям в Южном Кордофане, Абъее и штате Голубой Нил».

Таким образом, очевидно, что период «дружбы» между Вашингтоном и Хартумом закончился. В Белом Доме и в Капитолии победила жесткая линия, которую сейчас олицетворяет госсекретарь Х.Клинтон, представитель США в ООН С.Райс и др. Стратегия бывшего специального представителя США по Судану С.Грейшена потерпела полное поражение. А вместе с тем, именно его политика по суданскому досье как раз в полной мере отвечала тем принципам «завоевания доверия мусульманских стран», о которой так горячо говорил тот же Б.Обама в своей знаменитой речи в Каире, которая могла бы стать «отправной точкой» действительно конструктивной политики США в «третьем мире».

О каком доверии может идти речь, если нарушается данное слово? При этом политика, которую американцы ведут по отношению к тому же Судану, напоминает историю про осла и морковку. В качестве последней используются исключительно обещания, которым теперь верят все меньше и меньше. Строя свою политику на Арабском Востоке, той же американской администрации было бы полезно учитывать национальный характер жителей этого региона. Конечно, нежелание сдерживать данное слово не любят нигде, но арабы особенно. Это, прежде всего, торговая нация, и здесь еще жива традиция, когда купцы договариваются о сделке при свидетелях и клятве на Коране без всяких бумажек.

С.Грейшен, который вырос в Африке, менталитет этого континента знает очень хорошо. Отсюда и единственно верная тактика, когда ни одной из сторон конфликта не предоставлялось режима наибольшего благоприятствования, а данные обещания выполнялись. Нынешний курс Белого Дома – это резкий крен в сторону южносуданцев, которые совершенно откровенно пытаются аннексировать тот же Южный Кордофан и нефтеносный Абъей, вопреки всем ранее достигнутым договоренностям в формате того же ВМС. То, что сейчас происходит в Южном Кордофане – это попытка насильственным путем изменить в свою пользу результаты выборов губернатора, которые были признаны всеми международными наблюдателями, в том числе и «Фондом Картера». Если мы возьмем юридический термин для этого случая, то это будет классифицироваться, как «вооруженный мятеж». События в Ливии и Египте взбудоражили южносуданских руководителей, которые решили поиграть по «ливийскому сценарию»: сначала поднять мятеж, а затем назвать его освободительным движением и потребовать международную помощь в виде натовской авиации. Собственно ничего другого, а, прежде всего, руководить экономикой своей собственной страны, эти руководители и не умеют. А сплотить «расползающуюся» правящую партию Суданское народно-освободительное движение (СНОД) другими способами, кроме как поддержания тлеющих конфликтов с извечным мусульманским врагом «с севера», они просто не могут.

Американцы потерпели почти полное фиаско в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке, теперь те же стратеги пытаются все испортить и в Африке. Направление Пентагоном групп инструкторов и спецназа в ряд африканских стран (в том числе и в Южный Судан) мотивировалось необходимостью активизации борьбы с «Армией гнева господня» во главе с пресловутым Кони. Заметим, что какая-то бандитская группировка, которая переживает сейчас не самые лучшие свои времена, представляет для Вашингтона большую опасность, чем та же «Аль-Шабаб» в Сомали. Дело, конечно, не в Кони, а в том, что в среднесрочной перспективе мы станем свидетелями активизации подрывной работы против Хартума в Дарфуре, Южном Кордофане и Абъее при помощи американских инструкторов с территории Южного Судана.

Громогласное заявление Обамы о санкциях прозвучало как раз через неделю после еще одного примечательного события. В конце октября с.г. американцы планировали созвать в Вашингтоне конференцию с целью придания нового импульса «катарской инициативе» с участием всех повстанческих групп Дарфура. Хартум категорически отказался участвовать в этом мероприяти. Основной довод – двери для вхождения в мирный процесс без предварительных условий открыты, а обсуждение путей интегрирования бывших боевиков во власть необходимо ввести уже после подписания ими рамочных соглашений. Такая позиция вызвала сильное раздражение не только американцев, но и катарцев. Отсюда ответ по санкциям.

Но есть и еще один нюанс. По данным ряда экспертов, в Вашингтоне уже принято принципиальное решение о «постепенной демократизации» Судана по «югославскому варианту». Это означает раздробление страны с заключительным преданием президента Омара аль- Башира «справедливому» международному суду в Гааге. Отсюда и инструкторы, отсюда и решение о продлении санкций. Выход из-под этого режима сейчас жизненно важен для Хартума, который лишился в результате отделения Юга 70% нефтяных месторождений, что давало до недавнего времени 80% бюджета. Так что здесь мы видим классический вариант применения «костлявой руки голода» в надежде, что в результате постепенных уступок суданский режим сам выкопает себе могилу. Установление «нужного» режима в Хартуме для американцев также жизненно важно, поскольку судьба их стратегического союза в Египтом теперь сильно зависит от «братьев-мусульман», и в качестве «запасного» оплота не только в Центральной Африке, но и в регионе Ближнего Востока самым предпочтительным вариантом выглядит именно суданская территория.

62.88MB | MySQL:102 | 0,603sec