Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2011 года)

В октябре 2011 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Экстремистские группировки различной ориентации активизируют свою деятельность, регулярно совершая теракты и вооруженные нападения во многих районах страны. Неустойчивость сохраняется во внутриполитической ситуации в Ираке. В минувшем месяце важнейшим событием для страны во внешнеполитической сфере стало решение президента США Б. Обамы до конца 2011 года вывести все американские войска из Ирака.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в октябре 2011 года оставалась неустойчивой с элементами напряженности в отдельных районах страны. В то же время число крупных терактов в октябре уменьшилось, по сравнению с сентябрем, однако общее число различных акций насилия в стране остается высоким. По оценке американского военного командования, «Ирак все еще остается опасной страной».

По информации министерства здравоохранения Ирака, в сентябре число жертв среди мирного населения от различных видов вооруженного насилия в стране заметно возросло и составило убитыми 161 человек (в сентябре – 125 человек) и ранеными 195 человека (в сентябре – 132 человека). Кроме того, в сентябре было убито 85 боевиков (в сентябре 45).

В сентябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эт-Таджи, Эль-Мусаийб, Баакуба, Карма, Тикрит, Эль-Фаллуджа, Дакук, Рамади, Эль-Искандерия, Дуджаиль, Абу-Грейб, Удхаим, Халидия, Хан-Бани-Саад, Ширкат, Джебла, Бухриз, Машхад, Ясриб, Балад, Самарра, Таза, Туз-Хурмату, Эль-Мукдадия, Эль-Багдади, Ханакин и в ряде других мест.

Ситуация в столице Ирака Багдаде в минувшем месяце стала более напряженной. В городе и его окрестностях регулярно происходят теракты, обстрелы, вооруженные нападения, захваты заложников и другие насильственные акции. В октябре в различных районах столицы и ее пригородах был совершен целый ряд крупных терактов – 12, 18 и 27 октября, в результате которых погибли 75 и получили ранения свыше 100 гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников полиции.

Нестабильная, с элементами напряженности сохраняется ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В соседнем Киркуке также не прекращаются теракты и вооруженные нападения, что в значительной степени вызвано сохраняющимся в городе противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

В минувшем месяцев возросла напряженность в западной провинции Анбар, где активизировалась деятельность террористов и боевиков. В регионе практически ежедневно происходят теракты или вооруженные нападения. Так, 3 октября группа террористов-смертников совершила нападение на отделение полиции и здание городской администрации в Эль-Багдади. Погибли 10 человек. Власти были вынуждены ввести в провинцию дополнительные силы войск, в т. ч. спецподразделения по борьбе с терроризмом. Ситуация серьезно осложняется конфликтом между центральным правительством, которое возглавляют шииты, и шейхами местных суннитских племен. Багдад обвиняет шейхов во вмешательстве в дела местной администрации, а вожди племен заявляют, что правительство игнорирует их мнение.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в северо-восточной провинции Дияла.

Ситуация на юге Ирака в октябре стала менее напряженной. Вместе с тем вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Кербела, Хилла, Эд-Дивания, Джурф-эс-Сакр, Махавил и в некоторых других местах. 7 октября был подорван нефтепровод на месторождении Северная Румейла, что привело к временной остановке нефтедобычи.

18 октября боевики сепаратистской Курдской рабочей партии (200-250 человек) проникли из Северного Ирака на территорию Турции и совершили нападения на турецких военнослужащих и полицейских, убив 24 и ранив около 40 человек. В ответ генштаб ВС Турции отдал приказ о проведении крупномасштабной войсковой операции по поиску и нейтрализации боевиков, уничтожению их инфраструктуры. Операция проводилась главным образом в юго-восточных районах Турции, а также затронула пограничные районы Северного Ирака. В ней участвовали свыше 10 тыс. военнослужащих и бойцов военизированных формирований (всего 22 батальона), действия которых поддерживала авиация (самолеты F-16 и F-4, боевые вертолеты «Кобра») и артиллерия. Турецкое военное командование сообщило об уничтожении нескольких десятков боевиков. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил: «Мы никогда не склоним голову перед какой бы то ни было атакой, изнутри или извне Турции». Действия Турции против боевиков КРП поддержали США.

В связи с событиями в Курдистане иракский МИД выступил с заявлением, в котором осудил действия террористов и подтвердил готовность Багдада сотрудничать с Анкарой в вопросах безопасности с целью «недопущения повторения подобных акций». Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари (курд) признал присутствие боевиков КРП на территории страны «нелегитимным». Ответственность Багдада за борьбу против экстремистов на иракской территории признал вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми, однако он считает, что Ираку не удастся победить террор самостоятельно. Поэтому Ирак, Турция и Иран в данном вопросе должны сотрудничать и согласованно бороться с террором. Вместе с тем, до сих пор между тремя странами «нет ни одного конкретного соглашения по борьбе с терроризмом». Президент иракской курдской автономии М. Барзани призвал обе конфликтующие стороны к немедленному прекращению огня, т. к. «проблемы никогда не будут решены огнем». Ранее, в начале октября премьер-министр Ирака Н. аль-Малики предложил задействовать для эффективной борьбы с боевиками КРП на севере страны иракские силы безопасности, что также позволило бы избегать иностранного военного вмешательства на иракской территории.

27 октября министерство обороны Турции объявило о завершении масштабной войсковой операции против боевиков КРП.

Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных обострить противоречия между суннитами и шиитами и тем самым помешать процессу стабилизации обстановки в стране. Как прежде, большая часть терактов и вооруженных нападений целенаправленно совершаются против представителей шиитской или суннитской общины. Медленно, со сбоями и значительными трудностями решаются вопросы о трудоустройстве бывших и действующих бойцов и командиров суннитских отрядов «сахва», которые часто подвергаются нападениям со стороны террористов и «неизвестных» лиц.

Активно продолжают действовать, особенно в районах с преимущественно суннитским населением, боевики иракского ответвления «Аль-Каиды» и аффилированные с ней группировки, что представляет серьезную угрозу безопасности Ирака. По оценкам американских военных, боевики местной «Аль-Каиды», как правило, совершают теракты и другие вооруженные акции с целью терроризировать население в различных районах страны, дискредитировать иракские силы безопасности, и «попытаться подорвать легитимность правительства» страны.

США назначили награду в 10 млн долларов за любую информацию, которая приведет к поимке предполагаемого лидера ячейки «Аль-Каиды» в Ираке И. А Ибрагима аль-Бадри, также известного как Абу Дуа. Кроме того, американские власти официально внесли его в «черный список» особо опасных террористов. И. аль-Бадри взял на себя ответственность за ряд терактов в Ираке, жертвами которых стали десятки людей.

Террористы и боевики продолжают совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, военнослужащих, сотрудников полиции и служб безопасности, религиозных деятелей, судей, журналистов, преподавателей вузов, шейхов племен, иностранцев, работающих в Ираке. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети и предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений. Для обстрелов различных гражданских и военных объектов боевики используют минометы и ракеты. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, объекты вооруженных сил и МВД, представительства различных политических партий и организаций, банки, офисы иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические и другие объекты.

Продолжаются похищения людей, т. ч. иностранцев с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.

В различных районах Ирака активно действуют криминальные элементы, в т. ч организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.

По состоянию на 1 ноября 2011 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531,0 тыс. человек, а в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В сухопутных войска Ирака числится 262,7 тыс. человек, в ВВС – 5,1 тыс. человек и в ВМС – 3,6 тыс. человек.

В иракской полиции числится 302 тыс. человек, в федеральной полиции (аналог внутренних войск) – 44 тыс. человек, в пограничной полиции – 60 тыс. человек, в полиции по охране нефтяных объектов – 30 тыс. человек и в вооруженных формированиях по охране различных объектов – 95 тыс. человек.

По информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в октябре 2011 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности возросли, составив убитыми 97 человек, в т. ч. 42 военнослужащих и 55 полицейских (в сентябре – 75 человек, в т. ч. 33 военнослужащих и 42 полицейских). Число раненых составило 243 человека, в т. ч. 101 военнослужащий и 142 полицейских (в сентябре – 232 человека, в т. ч. 82 военнослужащих и 150 полицейских).

По мнению начальника генштаба ВС Ирака генерала Б. Зибари, потребуется еще много лет, прежде чем иракская армия сможет защитить свою страну от внешних угроз «без помощи зарубежных партнеров». Генерал считает, что это можно будет достичь не ранее 2020-2024 года. Причем особое беспокойство у военного командования вызывает состояние национальных ВВС и отсутствие сил ПВО, что оставляет «не прикрытыми» сухопутные войска. К тому же иракские ВВС не в состоянии эффективно вести воздушную разведку и патрулирование районов, где продолжают активно действовать боевики и террористы. Это в значительной степени снижает возможности армии и сил безопасности в противостоянии с экстремистами. В частности, речь идет о провинции Анбар.

В период с 2003 по 2010 год Ирак приобретал вооружение и военную технику в 20 странах. При этом объем идентифицированного военного импорта Ирака по всем странам-экспортерам составил 7,7 млрд долларов. За тот же период Ирак сформировал пакет заказов на закупку вооружений на сумму 11,467 млрд долларов. Первое место в иракском военном импорте занимают США – 6,421 млрд дол (83,4 проц рынка). С 2003 по 2010 год Ирак заказал в США различные виды продукции военного назначения на сумму 8,913 млрд долларов (77,7 проц рынка). Крупными поставщиками вооружения и военной техники для иракских силовых структур являлись Сербия, Польша, Россия и Италия. Контракты на большие партии военной продукции подписаны с Украиной и Францией.

Иракские власти планировали к концу 2011 года вывести войска из основных городов страны и полностью предать ответственность за обеспечение безопасности в них в руки полиции. Однако в МВД Ирака считают, что полиция еще не везде готова самостоятельно противостоять вооруженным группировкам и террористам. В первую очередь, это относится к провинциям Анбар (на западе страны), Дияла (на северо-востоке), Салах-эд-Дин (в центре) и Найнава (на севере).

В докладе Специального генерального инспектора США по реконструкции Ирака (US Special Inspector General for Iraq Reconstruction, SIGIR) говорится, что программа подготовки иракской полиции представляет собой «бездонную воронку», в которую уходят огромные деньги. Так, в 2011 году только 12 проц выделенных средств были израсходованы непосредственно на подготовку иракской полиции. В итоге многие запланированные мероприятия по обучению иракских полицейских были провалены. Всего, по данным доклада SIGIR, США в период с 2003 по 2010 год выделили на подготовку иракской полиции примерно 8 млрд долларов.

По состоянию на 1 ноября 2011 года численность американских войск в Ираке составляла около 34 тыс. человек. Войска США размещены на 12 военных базах объектах.

В октябре 2011 года американские войска в Ираке потеряли убитыми 5 человек, в т. ч. 3 человека боевые потери (в сентябре 3 человека, 1 человек – боевая потеря), число раненых составило примерно 20 человек (в сентябре – 15 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 ноября 2011 года составили, по уточненным данным, убитыми 4800 человек и ранеными 32220 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

В минувшем месяце процесс вывода американских войск из Ирака заметно ускорился. В октябре было расформировано дивизионное командование ВС США «Север». Таким образом, в стране осталось лишь одно американское дивизионное командование. Американские войска продолжали передачу различных объектов иракским силовикам. Так, 30 октября военные США передали в распоряжение иракских властей Оперативный центр по контролю за обеспечением безопасности в провинции Анбар.

Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке остается высокой. Основная масса вылетов самолетов и вертолетов приходится на перевозки войск и грузов, что связано с мероприятиями по выводу войск. Кроме того, американцы продолжают оказывать авиационную поддержку операций иракских силовиков, также ведется воздушная разведка и патрулирование.

В октябре иракцы впервые с начала американского вторжения в 2003 году взяли под свой контроль воздушное пространство над Багдадом. ВВС США передали управление над воздушным пространством Департаменту гражданской авиации страны. Ране, в сентябре американские военные завершили модернизацию системы управления полетами в Ираке. В частности, в районе авиабаз Эт-Таджи и Тикрит были установлены два контрольно-диспетчерских пункта, которые позволяют организовать воздушное движение в соответствии с мировыми стандартами безопасности. Кроме того, иракской стороне американцы поставили тренажеры, имитирующие работу радиолокационных систем, для обучения иракских гражданских и военных специалистов.

В отдельных случаях подразделения вооруженных сил США совместно с иракцами принимали участие в операциях против боевиков. Что касается американских советников и инструкторов, прикомандированным к иракским частям и подразделениям, то они регулярно участвуют в боевых операциях вместе с иракскими военными.

После 2011 г. в Ираке должны остаться около 160 американских военнослужащих, включая охрану посольства и аппарат военного атташе, а также до 5000 сотрудников частных охранных компаний, которые будут обеспечивать безопасность американских граждан, работающих в этой стране.

Несмотря на решение о выводе войск, иракское руководство высказывается за продолжение двустороннего военного сотрудничества США, в частности, в будущем не исключается проведение совместных учений армий двух стран.

Вывод американских войск из Ирака не означает прекращение военного присутствия США в зоне Персидского залива. Более того, у Пентагона имеются планы его усиления. Так, американцы намерены дислоцировать в регионе до 40 тыс. военнослужащих. При этом наиболее крупную группировку (23 тыс. человек) планируется разместить в соседнем с Ираком Кувейте. По словам министра обороны США Л. Панетты, эти войска «смогут ответить на любые угрозы со стороны Ирана».

В Ираке после 2011 года продолжит работу военная миссия НАТО (160 человек, в т. ч. 12 американцев), которая занимается обучением личного состава иракской армии.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган в ходе переговоров с вице-президентом Ирака Т. аль-Хашеми, находившимся в октябре с визитом в Анкаре, предложил иракской стороне оказать помощь в обучении национальной армии.

Таким образом, в октябре 2011 года положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжало оставаться неустойчивым, причем в отдельных районах страны она стала более напряженной, что связано с активизацией действий боевиков и террористов.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в октябре 2011 года осложнилась. В преддверии завершающегося вывода из страны войск США шиитское большинство в иракском руководстве предпринимает жесткие меры превентивного характера с целью укрепления своего положения и ослабления потенциальных противников режима, главным образом в суннитской среде.

Речь, прежде всего, идет о заявлениях властей о раскрытии в стране масштабного заговора, участники которого (преимущественно сунниты), как было официально объявлено, намеревались после ухода из Ирака американских войск проводить акции, затрагивающие «государственную безопасность и государственную стабильность», препятствовать продвижению политического процесса в стране. По заявлению премьер-министра Ирака Н. аль-Малики по состоянию на 29 октября по обвинению в причастности к заговору было арестовано 615 человек. Аресты прошли главным образом в Багдаде (столице и провинции), в провинциях Найнава, Дияла, Анбар, Васит, Ат-Таамим, Салах-эд-Дин, Ан-Наджаф и Ди-Кар. Основную массу арестованных составляют лица, состоявшие ранее в правившей в Ираке до 2003 года, а ныне запрещенной партии Баас, а также бывшие старшие офицеры иракской армии. Из университетов в Тикрите и Мосуле по обвинению в поддержке партии Баас было уволено свыше 150 преподавателей, часть из которых арестована. Власти утверждают, что все аресты проведены законно, на основании полученной «информации и свидетельств».

Действия властей вызвали протесты в суннитской среде и в рядах оппозиции. Иракские суннитские политические лидеры, включая вице-президента страны Т. аль-Хашеми, выразили возмущение арестами. Т. аль-Хашеми назвал их «охотой на ведьм». По словам политика, аресты свидетельствуют о неблагоприятном развитии событий в Ираке, и потребовал от высшего руководства объяснить их причины. Т. аль-Хашеми полагает, что иракские лидеры должны добиваться единства, а не сеять рознь. Начатые правительством Ирака массовые аресты в суннитских провинциях страны грозят стране хаосом и расколом, считает вице-премьер С. аль-Мутлак, т. к. «безответственная политика, проводимая в основном в отношении суннитских провинций, может привести к тяжелым последствиям для будущего Ирака, его территориальной целостности и безопасности его народа». О тяжелых последствиях для страны, к которым может привести кампания увольнений и арестов экс-баасистов, правительство Н. аль-Малики предостерегли также шейхи ряда суннитских племен. Лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи (шиит) обвинил Н. аль-Малики в организации арестов с целью «маргинализации» своих оппонентов. С помощью арестов, считает А. Алауи, глава правительства пытается изолировать недовольных политикой правительства.

27 октября совет провинции Салах-эд-Дин большинством голосов одобрил декларацию о предоставлении региону «административной и экономической автономии» наподобие того, что имеют три курдские провинции. Отметим, что ст. 119 конституции Ирака позволяет провинциям получить автономный статус, но для этого необходимо, чтобы население региона в ходе референдума одобрило решение о создании автономии. Губернатор провинции А. Абдулла заявил, что главной причиной, побудившей депутатов местного совета принять такое решение, стали аресты бывших баасистов «без консультаций и координации» с региональными властями. Во многих городах провинций Салах-эд-Дин и Анбар 28 октября прошли многотысячные демонстрации протеста против арестов бывших баасистов и офицеров. Наиболее крупные демонстрации состоялись в Тикрите, Самарре и Ширкате.

По мнению ряда экспертов, аресты баасистов являются частью стратегии именно проиранских политиков, т. к. «о государственном перевороте заговорили в контексте длительной борьбы по отстранению тех элементов, которые могут эффективнее всего противостоять растущему иранскому влиянию в Ираке. Речь, в частности, идет об офицерах старой закалки, которые стали вновь симпатизировать бывшему режиму и стоят на более националистических, то есть более антииранских позициях».

Напряженными остаются отношения между арабами и курдами, особенно в районах их совместного проживания. Так, в октябре в городе Ханакин в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада курды провели многотысячную демонстрацию с требованием официально разрешить вывешивание курдских национальных флагов над зданиями, где размещаются государственные учреждения. В ходе акции демонстранты завесили (накрыли) своими флагами магазины, школы, госучреждения, автомобили и автобусы, включая полицейские и армейские, и т. п. Багдадские власти не разрешают вывешивать курдские флаги в Ханакине, т. к. этот город не входит в состав курдской автономии.

Значительные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере страны. В то же время заметные успехи достигнуты в нефтяной отрасли, составляющей основу иракской экономики.

По официальным данным, страна достигла объемов производства нефти, равных 2,9 млн баррелей в сутки, и планирует увеличить этот показатель к концу года до 3 млн баррелей в сутки. Иракцы также «добились успеха в привлечении в страну крупных мировых нефтяных и газовых компаний». На сегодняшний день Ирак имеет 78 месторождений нефти, 9 из которых относятся к категории сверхкрупных. Каждое из них содержит не менее 5 млрд баррелей извлекаемой нефти.

Российская компания «ЛУКОЙЛ» начала разведочное бурение на иракском нефтяном месторождении «Западная Курна-2». Консорциум ЛУКОЙЛа и норвежской Statoil в декабре 2009 года победил в тендере на право освоения этого одного из крупнейших в мире месторождений «черного золота».

В минувшем месяце Ирак подписал с южнокорейской компанией KOGAS соглашение о разработке газовых месторождений в провинции Анбар сроком на 20 лет.

Таким образом, в октябре 2011 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Есть основания полагать, что по мере приближения срока вывода американских войск из страны политическая борьба в Ираке будет обостряться.

В октябре 2011года главным событием для Ирака во внешнеполитической сфере стало решение президента США Б. Обамы до конца текущего года завершить вывод американских войск из страны.

Военно-политическое руководство США всячески стремилось сохранить после 2011 года (срока, оговоренного в американо-иракском договоре 2008 г.) хоть какое-то военное присутствие на иракской территории. При этом назывались цифры от 3-5 до 14-16 тыс. военнослужащих. С этой целью американцы вели продолжительные и напряженные переговоры с правительством Ирака.

Напомним, что среди иракских руководителей и видных политиков не было единства по вопросу о продлении пребывания американских войск в стране. Против этого выступали сторонники влиятельного радикального шиитского лидера М. ас-Садра и ряд видных суннитских политиков. В то же время руководители курдской автономии настаивали на необходимости оставления войск США в Ираке. В конечном итоге большинство иракских политиков согласилось на пребывании в стране после 2011 года от трех до пяти тысяч американских военнослужащих в качестве инструкторов и специалистов, необходимых для обучения личного состава национальной армии. Но при этом иракская сторона поставила непременное условие – американские военные не должны иметь иммунитета от судебного преследования. Для Ирака этот вопрос является очень чувствительным. Здесь справедливо считают, что «американцы злоупотребляли иммунитетом. Он был у них на протяжении восьми лет, иногда они убивали людей, нападали на них, захватывали их в плен, и никто ничего не мог им сказать. Ирак не хочет повторения этого».

Со своей стороны, американцы категорически отвергли иракское требование, заявив, что вопрос о сохранении иммунитета военнослужащих для США не могут являться темой переговоров.

Из-за несовместимости позиций сторон диалог потерял свой смысл. 21 октября президент США Б. Обама заявил, что его администрация приняла решение не сохранять военное присутствие в Ираке после 2011 года, а остающиеся в этой стране американские военнослужащие вернутся на родину к концу декабря. При этом Б. Обама подтвердил, что США продолжат оказывать помощь Ираку, в т. ч. в деле подготовки его армии. По словам главы Белого дома, «мы достигли полного согласия относительно того, как нам продвигаться в выстраивании дальнейших отношений. Мы вступаем в новую фазу партнерства США и Ирака. С 1 января наши отношения станут нормальными отношениями двух равных суверенных стран, уважающих друг друга и имеющих общие интересы».

Госсекретарь США Х. Клинтон отметила: «Мы ожидаем, что в Ираке будут оставаться около 1700 американских граждан, которые будут работать в партнерстве» с иракцами. Х. Клинтон подчеркнула, что Соединенные Штаты продолжат оказывать содействие и помощь Ираку, а также выполнят все взятые на себя обязательства. «Никто не должен заблуждаться по поводу решимости нашей страны оказывать поддержку иракской демократии. Мы заплатили слишком дорогую цену за то, чтобы предоставить Багдаду этот шанс. И я надеюсь, что ни Иран, ни кто-либо еще не будут неправильно это истолковывать», заявила глава американской дипломатии.

Решение администрации Б. Обамы вывести войска из Ирака вызвало негативные оценки у ряда американских политиков. Так, один из кандидатов на пост президента США от Республиканской партии М. Ромни заявил, что Б. Обама предпочел «пожертвовать успехом американских солдат ради собственных политических выгод». Спикер Конгресса Дж. Бейнер отметил, что решение администрации «может перечеркнуть все, чего мы добились в Ираке за последние восемь лет».

Напомним, что иракские расходы США с 2003 по 2008 год составили примерно 806 млрд долларов, из которых 758 млрд пошло на военные операции и военную помощь Ираку, 41,4 млрд – на «гражданские операции» и 4,3 млрд долларов – на оказание медицинской помощи ветеранам иракской кампании.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики приветствовал решение Вашингтона, назвав его «успехом для США и Ирака и началом новых отношений» между двумя странами. По словам Н. аль-Малики, этот шаг лишит «террористов и вооруженные группировки, связанные с «Аль-Каидой», предлога о необходимости ведения борьбы за освобождение Ирака от оккупантов». Вместе с тем, сообщается, что Багдад и Вашингтон продолжат переговоры по вопросу о присутствии в Ираке после завершения вывода войск США американских инструкторов и специалистов, необходимых для обучения местных военнослужащих.

Иракское руководство продолжает оказывать значительную «моральную и финансовую поддержку» сирийскому руководству во главе с президентом Б. Асадом. В то же время премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призывает Дамаск сделать политическую системы Сирии более открытой и отменить монополию партии Баас на власть. Руководство шиитского радикального движения во главе с М. ас-Садром считает, что падение режима Б. Асада в Сирии «нанесет вред всему мусульманскому миру».

Ирак и Сирия намерены построить железную дорогу, которая соединит две страны в районе сирийского города Абу-Кемаль и иракского Эль-Каим. Реализация этого проекта намечена на 2012 год.

Активно действовал в октябре на иракском направлении Иран. Верховный лидер Ирана А. Хаменеи заявил, что предстоящий вывод американских войск из Ирака стал безусловной победой «иракского сопротивления», а президент ИРИ М. Ахмадинежад назвал решение Б. Обамы о выводе войск из Ирака «правильным шагом», который, однако, следовало бы сделать «семь-восемь лет назад, что сохранило бы много жизней». В минувшем месяце в Тегеране принимали президента иракской курдской автономии М. Барзани. Он провел переговоры на самом высоком уровне с иранским лидером А. Хаменени. Глава МИД ИРИ А. А. Салехи на встрече с М. Барзани подчеркнул значение сотрудничества Ирана, Турции и иракского Курдистана в борьбе против «террористических организаций» КРП и «Пежак». А. А. Салехи и М. Барзани отметили, что в последнее время ситуация на курдском участке ирано-иракской границы стала более стабильной и спокойной. В конце октября А. А. Салехи посетил Багдада, где имел встречи с президентом Ирака Дж. Талабани и премьер-министром Н. аль-Малики. Обе стороны выразили удовлетворение состоянием и перспективами развития ирано-иракских отношений. При этом Н. аль-Малики сделал упор на необходимости урегулирования спорных водных проблем, существующих между двумя государствами. Принято решение о создании комиссии из технических специалистов, которые подготовят текст соглашения об урегулировании водных проблем.

Н. аль-Малики считает, Ирак должен занимать «аккуратную и мудрую позицию» в вопросе о строительстве Кувейтом крупного морского порта на острове Бубиян, чтобы не осложнять отношения с южным соседом.

В октябре Ирак посетил тогдашний председатель исполкома (глава правительства) Переходного национального совета Ливии М. Джибриль. В ходе переговоров премьер-министр Ирака Н. аль-Малики предложил новым властям Ливии помощь в строительстве демократии, в частности, направить экспертов для участия в разработке новой ливийской конституции и в деле подготовки выборов.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в октябре 2012 года продолжала оставаться сложной. В стране в очередной раз активизировали свою деятельность террористические группировки. Осложнилась и внутриполитическая ситуация, что во многом было связано с проведенными властями массовыми арестами бывших баасистов. Однако главным событием прошедшего месяца стало решение администрации США завершить вывод американских войск из Ирака до конца текущего года.

62.94MB | MySQL:102 | 0,467sec