К вопросу размещения американских БПЛА в Эфиопии

Пентагон объявил о создании на территории Эфиопии нескольких баз для активизации использования беспилотников (дронов) в районе Африканского Рога. При этом указывается, что дроны будут использоваться в основном для проведения разведки и рекогносцировки целей исламистов в указанном регионе. Американские военные при этом гипотетически допустили возможность того, что беспилотники будут нести некое ракетное оружие в будущем.

Первое и важное замечание к этой новости. Американские дроны уже давно базируются на базах в Эфиопии. При этом они использовались не только для разведки, но и для нанесения ракетных ударов. В частности, с помощью беспилотников была поражена автомашина эмиссара ХАМАС в окрестностях Порт-Судана в этом году. Кстати, в неофициальных беседах с представителями ХАМАСа они отрицают причастность погибшего к их движению. Это вполне реально, особенно если учесть, что через суданские логистические коридоры оружие перебрасывали не только хамасисты, но и «Исламский Джихад». Помимо собственно караванов с оружием американские беспилотники помогали эфиопскому контингенту воевать в Сомали, а также разведывать и уничтожать цели среди мятежных отрядов оромо. При этом БПЛА наводили на цель не только эфиопские войска, но и собственно американские вертолеты, которые базируются в той же Эфиопии уже очень давно. Кстати, есть все основания полагать, что разгром крупного каравана с оружием в Судане два года назад был осуществлен именно по этой схеме. Про Йемен в данном случае и говорить не приходится, поскольку под Саной уже довольно давно работает станция электронной разведки и по совместительству пункт дислокации дронов. Последние, в частности, уже участвовали в нанесении ударов по базам боевиков в Абъяне, а до этого — в ликвидациях нескольких руководителей «Аль-Каиды» в Йемене.

Нынешняя шумиха связана с наращиванием американцами группировки БПЛА в южной Эфиопии, что, в свою очередь, полностью укладывается в концепцию, которую Белый Дом принял около года назад. Согласно ей приоритет в обеспечении национальных интересов и противодействия радикальному исламизму в районе Африканского Рога и Аравийского полуострова отдается формату «тайных операций». Отсюда и создание новых опорных пунктов БПЛА в южной Эфиопии, а также направление групп спецназа и инструкторов в ряд африканских стран.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что в заявлениях американских политиков очень мало внимания уделяется противодействию именно «Аль-Шабаб» в Сомали и отсутствует некая целостная концепция борьбы. Более того, базирование дронов в южных эфиопских районах, и направление инструкторов в Уганду и Южный Судан более логичным выглядит при сценарии, когда основным центром беспокойства для Вашингтона выглядит не Сомали, а Судан. Там разворачивается ожесточенное противодействие между северянами и южанами в Южном Кордофане и Голубом Ниле, что для американцев видимо является более приоритетной задачей, нежели чем борьбы с исламистами.

Об этом свидетельствует и абсолютно недостаточная поддержка со стороны США кенийским военным во время их нынешней операции против сомалийских исламистов. И это относится не только к чисто военному фактору, хотя кенийцам серьезно не хватает военных кораблей для блокирования побережья, которое контролируется исламистами. Это очень важный момент операции по блокированию сил «Аль-Шабаб», так как через порт Кисмайо идет основной поток грузов с боеприпасами, да и вообще поддерживается связь радикалов с внешним миром. И здесь американцы и силы НАТО могли бы сказать свое веское слово, но никаких реальных действий в этом направлении, которое, безусловно, было бы поддержано всем мировым сообществом, нет.

При этом вновь возникла Эритрея, которая якобы недавно перебросила двумя самолетами оружие для «Аль-Шабаб». Асмэра это категорически отрицает, более того, готова направить в Найроби своего министра иностранных дел «для дачи необходимых объяснений». Такая реакция не совсем типична для поведения Асмэры, и судя по всему, они действительно в данном случае ни при чем. Хотя, эритрейцы действительно поддерживали «Аль-Шабаб» и оружием, и подготовкой боевиков, но это было в первую очередь продиктовано интересами вечного противодействия с Аддис-Абебой: эфиопские войска в тот период времени принимали самое активное участие в освобождении Могадишо от исламистов. Насколько эта помощь активна сейчас, сказать сложно, тем более что Кения не предоставила до сих пор никаких реальных доказательств этого. Оружие вполне возможно может идти и из Йемена, так как у семьи президента Салеха традиционно сильные связи и с сомалийской колонией, и с радикалами тоже. В том же Таизе при разгоне толпы протестующих и поджоге их палаточного городка, использовались сомалийские наемники. Напомним также, что в последнее время отмечены регулярные поставки в Йемен оружия советского производства из Чехии, Беларуси и Украины. При этом конечный покупатель был неизвестен, а, судя по тому, что часть бортов взорвалось сразу же после прилета в Йемен, речь идет о «войне» между торговцами оружием. А Салеху сейчас очень нужны наличные для того, чтобы покупать лояльность еще верных ему воинских частей. Эритрея в данной схеме тоже могла присутствовать, но, скорее всего, в качестве «аэродрома подскока».

52.38MB | MySQL:103 | 0,470sec