О судано-южносуданском противостоянии

Хартум официально объявил о том, что он намерен обратиться в Совет Безопасности ООН с жалобой на действия Южного Судана по «поддержке мятежников в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил». Речь идет о снабжении повстанцев из «Суданского народно-освободительного движения – Север» (СНОД-С) противотанковыми ракетами, системами ПЗРК, минами и военной амуницией. Также утверждается, что повстанцы используют полевых командиров дарфурских повстанцев для переправки этих грузов на территорию «мятежных» штатов. Более того, по данным суданских спецслужб, южносуданские военные напрямую участвуют в боях на стороне мятежников, в том числе одним батальоном сухопутных сил и несколькими артиллерийскими расчетами. Это уже вторая подобная жалоба Хартума на подрывную деятельность Джубы.

Тем не менее, суданские военные рапортуют об успехах. На днях ими был полностью освобожден оплот мятежников в штате Голубой Нил город Аль-Курмук. Его потерю уже официально признали и мятежники. В частности, один из их лидеров Я.Арман прокомментировал это следующим образом: «проиграна одна битва, но не война». При этом повстанцы продолжают сохранять свое присутствие в ряде районов штата. Суданские военные тем временем начинают мобилизацию местного населения в т.н. «батальон Голубого Нила», который должен выполнять функции некого народного ополчения.

В Южном Кордофане ситуация еще сложнее. Буквально в эти выходные суданская служба безопасности успела нейтрализовать засаду повстанцев, которые намеревались устроить покушение на губернатора Южного Кордофана А.Харуна. Последний совершал ознакомительную поездку по «освобожденным районам» штата. Причем здесь идут полномасштабные бои с применением артиллерии и тяжелой техники. В общем-то, поездка Харуна была связана с инспекцией «проблемных районов» штата и проведением переговоров с шейхами местных племен, из которых планируется создать полувоенные формирования, лояльные центру. Задача Харуна — в ближайшие недели ликвидировать организованные очаги сопротивления мятежников, которых возглавляет его бывший заместитель Хилу.

Таким образом, в обоих штатах отрабатывается четкий «дарфурский вариант» с созданием местных «джанджавидов». Отметим, что именно в этом вопросе А.Харун является очень компетентным человеком, и попытка его ликвидировать со стороны повстанцев не случайна. Его гибель была бы в состоянии серьезно изменить расклад сил в штате.

Джуба в свою очередь обвиняет Хартум в поддержке южносуданских партизан. Вообще необходимо отметить, что в последние месяцы повстанческое движение в Южном Судане приобрело широкий размах, причем появились новые очаги сопротивления. Повстанцы вели тяжелые бои с регулярными частями в Объединенном штате и Экваториальном штате. В результате правительственным силам удалось захватить лидера партизан П.Суле, но сами штаты в результате противостояния находятся сейчас на грани гуманитарной катастрофы из-за острой нехватки продовольствия и питьевой воды. Плюс серьезно пострадали посевы батата, который является основной южносуданской сельскохозяйственной культурой.

При этом никаких доказательств участия северян в этих событиях Джуба до сих пор не привела. Несмотря на это, Хартум конечно «работает» с повстанцами в этих районах, тем самым оттягивая внимание и ресурсы южносуданской армии от конфликтов в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Но это лишь «дополнение» к общей неразберихе и борьбе за власть, которая сейчас происходит в новообразованном государстве.

Таким образом, необходимо констатировать, что основные противоречия между Хартумом и Джубой проходят по следующим основным пунктам: Абъей, раздел нефтяных доходов, водных ресурсов, внешних долгов. Абъей продолжает внушать особую тревогу, стороны продолжают наращивать в нем свои военные силы, несмотря на то, что Совет Безопасности дал «добро» на дислокацию в нем 2400 эфиопских миротворцев. Отметим также, что президент Южного Судана С.Киир во время прямых переговоров с суданским лидером О.аль-Баширом в октябре с.г. выразил уверенность в том, что стороны «придут к финальному соглашению по Абъею» до конца этого года.

Пока сценарий, по которому развиваются события, можно назвать самым пессимистичным. Стороны настроены на продолжение эскалации. Причем О.аль-Башир откровенно заявил о том, что «северяне теряют терпение и готовы воевать, если это понадобится». Не совсем понятно, чем и на что стороны собираются воевать. Более того, в случае затяжки решения по Абъею южносуданцы рискуют только усугубить экономический кризис, в котором уже находится страна. Республика Южный Судан, не успев приобрести независимость, уже ввязалась в новые военные конфликты с явной тенденцией к своей децентрализации. При этом на юг Судана стремительно надвигается голод. Партизанские командиры из СНОД показывают свое полное неумение управлять экономикой в условиях мирного времени, а решение внутренних проблем за счет отвлечения сил и средств «на внешнего врага» является тупиковым вариантом и объективно тормозит приход в страну инвестиций.

52.25MB | MySQL:103 | 0,454sec