Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2011 г.

В течение октября сохранялся статус «горячих точек» у трех регионов на карте прежнего Судана – Абьей /его принадлежность оспаривается Хартумом и Джубой/, штаты Южный Кордофан и Голубой Нил /формально остались под юрисдикцией Судана, однако значительная часть их населения тяготеет к Южному Судану/ и многострадальнй Дарфур.

6 октября Южный Судан потребовал «немедленного и безусловного» вывода суданских войск с территории Абьей и предложил ООН назначить предельную дату нахождения войск Хартума на этой спорной территории. Выступая в Совете Безопасности ООН, представитель Джубы Давид Буом Хоат заверил, что Южный Судан «готов продолжать серьезные переговоры с Суданом по всем существующим между двумя соседями проблемам».

Как сообщалось ранее, 21 мая суданские войска установили контроль над территорией Абьей, после чего свыше 100 тысяч жителей этой территории были вынуждены бежать в Южный Судан. 20 июня Судан и ставший независимым 9 июля Южный Судан подписали соглашение, предусматривавшее демилитаризацию Абьей. Тем не менее обе стороны не выполнили этого соглашение.

7 октября в связи с продолжением боевых действий между суданскими войсками и близкими к южанам повстанцами в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил ООН объявила, что тысячи жителей были вынуждены покинуть штат Голубой Нил. По этой причине ООН была вынуждена открыть в соседней Эфиопии близ Тонго новый лагерь для беженцев из Судана емкостью 4 тыс.человек. Ранее открытый лагерь близ Шерколе емкостью 8,7 тыс.человек уже заполнен до отказа. По данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, за последнее время в связи с интенсификацией боевых действий в штате Голубой Нил в Эфиопию и Южный Судан перебрались свыше 27,5 тысяч жителей штата. Бои между суданской армией и повстанцами в этом штате ведутся со 2 сентября, в Южном Кордофане – с июня с.г.

3 октября глава действующего в Дарфуре повстанческого Движения за справедливость и равенство /ДСР/ Халиль Ибрагим в заявлении для АФП, сделанном по возвращении из Ливии в Судан, сообщил, что будет взаимодействовать с другими повстанческими движениями, действующими в стране, с тем, чтобы свергнуть правящий в Хартуме режим. Тем самым фактически он дал понять, что повстанческое движение в той или иной форме может распространиться на всю территорию страны. «Я вернулся с тем, чтобы сражаться за права народа во всех регионах Судана и чтобы реализовать программу следующего этапа сопротивления этому тираническому режиму, — сообщил он. – Мы поддерживаем связь с другими повстанческими движениями и мы пытаемся организовать альянс, целью которого будет свержение существующего режима».

В последнее время Халиль Ибрагим пользовался гостеприимством Муамара Каддафи, однако в связи с известными событиями был вынужден покинуть Ливию. Два других видных лидера дарфурских повстанцев – Минни Миннави и Абдельвахид Нур – в настоящее время находятся в столице Уганды Кампале. К их альянсу может присоединиться действующее в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан повстанческое Суданское народно-освободительное движение – Север /СНОД-С/. Встреча представителей этих организаций состоялась в начале августа с.г. Со своей стороны Халиль Ибрагим подтвердил, что бойцы его движения воюют в Южном Кордофане на стороне СНОД-С.

10 октября очередные потери понесли миротворцы ООН в Дарфуре. Как объявила день спустя Миссия ООН в Дарфуре /Unamid/, трое «голубых касок» погибли в ходе нападения неизвестных на лагерь беженцев в Зам-Заме на севере Дарфура. Таким образом, со времени развертывания Unamid в 2007г. в Дарфуре погибли 33 миротворца.

Еще одна острейшая проблема, отравляющая отношения между Хартумом и Джубой, связана с распределением доходов от нефти, которая добывается главным образом в Южном Судане, но транспортируется на экспорт через территорию Судана.

Как объявило 6 октября министерство нефти Южного Судана, с момента достижения независимости 9 июля эта страна продала около 22 млн баррелей нефти на экспорт азиатским и европейским клиентам через нефтеэкспортный терминал в Порт-Судан /Судан/. Стоимость заключенных за это время сделок составила 2,14 млрд долларов.

Общий объем добычи нефти в Судане и Южном Судане оценивается в 470 тысяч баррелей в день. Три четверти от общего объема добывается в Южном Судане. Доходы от экспорта нефти составляют 95 % валютной выручки Южного Судана и 60 % – Судана. Раздел некогда единой страны на две привел к тому, что Хартум потерял до 36 % от прежнего объема своих доходов от экспорта нефти.

9 октября в Хартуме состоялись переговоры между президентами Судана и Южного Судана. Как сообщил по итогам переговоров на совместной пресс-конференции суданский президент Омар аль-Башир, две страны зафиксировали календарь урегулирования остающихся нерешенными спорных вопросов. Среди них, значились, в частности, вопросы о принадлежности Абьей, демаркации границы, распределения внешнего долга и нефтяных доходов. При этом Хартум настоял, чтобы в переговорах участвовали только представители двух стран, без какого-то иностранного посредничества.

В свою очередь президент Южного Судана Сальва Киир подчеркнул, что он и «его брат Аль-Башир обязались, что ни один из этих вопросов не приведет нас к новой войне». «Действительно, с двух сторон есть элементы, которые хотели бы привести нас к войне, — признал он. – Но – и я повторяю это снова и снова – мы оставили войну позади нас в 2005г. /год заключения Всеобъемлющего мирного соглашения/».

10 октября президент Судана Омар аль-Башир признал в выступлении в парламенте, что экономика его страны была дестабилизирована процессами, связанными с независимостью Южного Судана и мировым экономическим кризисом. Он сообщил, что для оздоровления ситуации его страна намерена обратиться за помощью к западным странам.

«Чтобы минимизировать влияние этих негативных явлений, мы намерены развивать сельское хозяйство и отрасль по переработке продукции сельского хозяйства и построить на них базу нашего экономического развития, — сообщил он. – Мы также намерены реструктурировать правительство».

Что касается обращения к западным странам за помощью, то, по словам О.аль-Башира, «в ближайшие дни мы обратимся к западным странам, и в частности, к США, Великобритании и Норвегии относительно проведения экономической конференции, которая будет организована в Турции с целью помочь Судану компенсировать потерю части его доходов от нефти».

Предполагается, что такая конференция пройдет в Турции /г.Стамбул/ 1 – 2 декабря. Для участия в ней приглашены свыше 60 стран, а также ООН, Всемирный банк и МВФ. Кроме сельского хозяйства Судан рассчитывает привлечь иностранные инвестиции в горнорудную промышленность /в первую очередь – в добычу золота и меди/, рыболовство, энергетику, развитие объектов инфрастуртуры.

Недавно Судан также попросил облегчить бремя внешнего долга, который оценивается в 38 млрд евро.

В настоящее время деятельность иностранных инвесторов в Судане ограничена из-за санкций, введенных США, которые включили эту страну в «черный список» стран, поддерживающих терроризм. Что касается О. аль-Башира, то в отношении него остается в силе мандат на арест, выписанный Международным уголовным судом в связи с выдвинутыми против него обвинения в геноциде.

Самое громкое заявление месяца пришло из Судана 26 октября, когда О.аль-Башир признал, что его страна оказывала гуманитарную помощь, а также снабжала оружием и боеприпасами силы ливийского Переходного национального совета /ПНС/ в его борьбе против режима Каддафи. Как утверждал О.аль-Башир, руководство Судана пошло на такие действия в ответ на то, что бывший лидер Джамахирии якобы оказывал военную поддержку повстанцам в суданском регионе Дарфур и на территории ныне суверенного Южного Судана. «Часть оружия и боеприпасов, поступивших в Ливию, были суданскими на 100 процентов, — заметил он, напомнив, что режим Каддафи «сыграл определенную роль в дестабилизации и подрыве безопасности в Судане». В частности, он обвинил режим Каддафи в том, что с помощью поставленного им ливийского оружия формирования ДСР совершили рейд до Хартума в 2008г.

Крайне сложной оставалась в октябре обстановка в Южном Судане. 29 октября повстанцы из Армии освобождения Южного Судана /АОЮС/ атаковали городок Майом, где расстреляли разбегавшееся в панике местное население. В результате атаки погибли по меньшей мере 15 человек из местного населения. Затем, в завязавшемся бою с подоспевшими правительственными войсками боевики потеряли как минимум 60 человек убитыми. В распространенном позднее заявлении АОЮС пригрозила новыми атаками и объявила свою новую цель – штат Уаррап, предложив работникам гуманитарных организаций покинуть этот район в недельный срок.

АОЮС – группировка, отколовшаяся от милицейского формирования Питера Гадета. Последний в начале августа подписал соглашение о прекращении огня с Джубой. В АОЮС вошли те, кто отверг это соглашение.

В целом, с учетом наметившейся тенденции на объединение усилий различных повстанческих группировок, а также в связи с появлением у них партий оружия, расхищенного ранее со складов Каддафи, можно предположить, что спокойной жизни у суданских властей в ближайшей перспективе не будет. Причем может значительно расшириться география действий этих группировок, вплоть до повторения их попытки вновь совершить рейд на Хартум.

52.14MB | MySQL:103 | 0,467sec