Перспективы иранской ядерной программы: мнения экспертов ФРГ

В Берлине с озабоченностью восприняли обнародованный 8 ноября новый доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о ситуации вокруг ядерной программы Тегерана. «Судя по всему, Иран не желает открыть карты», — сказала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, имея в виду позицию режима мулл, который настаивает, что его ядерная программа предназначена исключительно для гражданских целей — производства электроэнергии. Однако средства, позволяющие побудить власти в Тегеране к большей открытости, не исчерпаны, подчеркнула А. Меркель в интервью газете Leipziger Volkszeitung. Она отметила, что предпочитает вариант с использованием дипломатических возможностей, в этот процесс свой вклад могла бы внести и Германия. Собственно, первый шаг уже сделал опытный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер, сказавший иранцам, что если они когда-нибудь взорвут свою бомбу, их ожидает ответный удар. Дипломатический прием назван «принцип ядерного устрашения», и он вполне применим, поскольку, как отмечает пресса ФРГ, «с Ираном нужно обращаться как с ядерной державой, если мы хотим не допустить его превращения в таковую».

Особое значение приобретают санкции, которые должны быть максимально широкими, считает канцлер. «До сих пор мировое сообщество могло решиться лишь на слабые, половинчатые меры, — отмечает Die Welt. — Однако Иран — это государство, которое на протяжении десятилетий проводит политику террора, оказывает поддержку таким террористическим организациям, как ХАМАС и «Хизбалла», дестабилизирует обстановку не только на Ближнем Востоке и многие годы угрожает уничтожением стране, являющейся членом ООН — Израилю. Трудно представить государство, в руках которого атомное оружие было бы более опасным».

По данным МАГАТЭ, которые опираются на сообщения спецслужб и самого агентства (в печати ФРГ уточняется: на основе систематической обработки донесений разведок из десяти государств, не считая открытых источников), Иран как минимум до 2010 г. разрабатывал всевозможные аспекты программы по созданию ядерного оружия, касающиеся в том числе и оснащения ракет ядерными боеголовками.

Географически ИЯП охватывает примерно дюжину ядерных объектов на территории Ирана. Часть из них известна, о других мир узнает случайно. Так, сам факт того, что о строительстве, условно названном «секретный объект в Куме», на поверку являющемся «почти готовой атомной электростанцией», по опубликованному в октябре 2009 г. выражению Frankfurter Allgemeine Zeitung, становится известно сторонними путями, доверия к Ирану не добавляет Мир определенно осторожничает, когда поощряет якобы мирный атом Тегерана, много лет отмечали немецкие эксперты В международных кругах сооружение объекта оценили как утаивание официальным Тегераном стратегической информации, против чего он решительно возражал. Иран фактически был пойман с поличным, когда были обнародованы данные западных разведок, в которых указано, что «идет параллельная работа по обогащению в Куме». В этом смысле вполне вероятно, что Иран имеет больше обогащенного урана, чем им заявлено, подчеркивает печать ФРГ.

Доклад МАГАТЭ, появившийся через два года, в ноябре 2011-го, также содержит информацию, разоблачающую лживость Тегерана. Мир получает новое доказательство того, что у Тегерана есть конкретный план по ядерному оружию. Об этом свидетельствует сообщение о конструировании в Иране высокоточного генератора, который может быть использован для производства ядерных боеголовок. Возможность их создания в Иране была в значительной мере обусловлена помощью, оказанной российским физиком, работавшим в Иране. Доклад МАГАТЭ указывает: Иран сумел создать ядерный заряд, способный поместиться в боеголовке ракеты.

Призыв быть бдительными по отношению к ИЯП звучит постоянно во всех немецких СМИ В августе 2009 г. они, к примеру, перепечатали информацию, опубликованную в журнале Stern За ней стоят сотрудники службы внешней разведки ФРГ. Смысл заявлений спецслужб состоит в том, что к началу июня с.г. в Натанзе уже было установлено 4920 центрифуг, тогда как известно, что 1,3 тонны обогащенного урана достаточно для производства одной-двух бомб, сообщают военные эксперты.

Если актуализировать данные, то часть немецких экспертов считают, что Ирану остался год до стадии, когда страна будет способна создать ядерное оружие. Другие специалисты полагают, что Ирану потребуется на это несколько лет. Бесспорно, что руководство Ирана стремится обзавестись ядерным оружием как можно быстрее. Для этого представителями военных и государственных ведомств предпринимаются определенные усилия, в числе которых упоминаемые в докладе попытки по приобретению оборудования и материалов для ядерных исследований; исследования по созданию собственной конструкции ядерного заряда и испытания его компонентов; получение информации и документов по разработке ядерного оружия из неофициальных и скрытых источников.

Публикация данных встречена в мире противоречивой реакцией, которую анализируют немецкие эксперты По их мнению, это самый жесткий по тону доклад из представленных МАГАТЭ по иранской ядерной программе. Реакция государств адекватна публикации. К примеру, США угрожают новыми санкциями, в частности, касающимися коммерческих банков или зарубежных компаний. Новые штрафные меры против Ирана должны быть согласованы с другими государствами, сообщил Белый дом. В числе этих государств — ФРГ.

Немецкие аналитики пытаются четче сформулировать особенности актуальной ситуации, исходя из политического курса Ирана времен режима мулл. Современный мир знает Иран в основном из-за его приверженности ядерной программе. Однако, как указывает шеф берлинского центра Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) Фолькер Пертес, Иран — обладатель весьма разноликого внешнеполитического образа.

Роль страны следует оценивать в трех измерениях, отмечает эксперт. Во-первых, в региональном, поскольку Иран влияет на стабильность в соседних странах (Афганистане и Пакистане), на решение вопросов безопасности в Персидском заливе, а также на проблему ближневосточного конфликта в векторе «Израиль — арабские соседи». Первое измерение — исключительно политическое.

Второе измерение — Иран и его отношения с Европейским союзом (ЕС), к которым автоматически пристегиваются отношения с крупными державами, такими как Россия, Китай и Индия, а также с международными организациями, в первую очередь с МАГАТЭ. В данном аспекте первую роль играют экономические интересы Ирана.

Третье измерение — двусторонние американо-иранские отношения. Здесь тема вокруг иранской ядерной программы также играет центральную роль, но идеологическая ориентация ИРИ выстроена таким образом, что США воспринимаются как все более опасный конкурент Ирана за влияние на Ближнем Востоке.

Если исходить из концепции Фолькера Пертеса, «атомный спор», как его назвала печать ФРГ, в той или иной мере затрагивает все три измерения и все моменты геополитических устремлений Ирана.

Прежде всего, как считает ведущий сотрудник Института по изучению проблем мира и политики безопасности (Гамбург) Оливер Майер, необходимы дальнейшие целенаправленные санкции в отношении ИЯП. К этому подводят выводы доклада МАГАТЭ. Документ «подтверждает то, что эксперты ранее предполагали», но опирается также на разведданные, так как Иран много лет сознательно вводил мировое сообщество в заблуждение, из-за чего, собственно, и потерял доверие. В Берлине с большим сомнением восприняли оценки из Тегерана. «Мы неоднократно заявляли, что не собираемся создавать ядерное оружие, — заявил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. — Наша позиция всегда состояла в том, что мы никогда не используем нашу ядерную программу не в мирных целях».

Тем не менее эксперты МАГАТЭ получили подтверждение: Иран вполне сознательно пытался получить возможность не только производить расщепляющиеся материалы для ядерного оружия, но и совершенствовать боеголовки, для чего проводил серию испытаний. Все это делает позицию Ирана в его уверениях об исключительно гражданской направленности ИЯП весьма уязвимой. Но сказать о том, что доклад в первый раз уличает Ахмадинежада во лжи, нельзя. «Нет, он был уже неоднократно пойман на лжи. Просто нынешний доклад обозначает новый поворот в этой истории. Более половины объема документа (то есть 13 страниц из 25) — описание в мельчайших подробностях, которые говорят: все иранские исследования проводятся в военных целях, четко объяснить это исключительно гражданскими намерениями просто невозможно», подчеркивает Оливер Майер.

Он отмечает: в своих ядерных амбициях Иран был поддержан рядом режимов. Иранские технологии созданы благодаря так называемому ядерному черному рынку. Он действовал в системе сети, созданной в 2003 г. пакистанским ученым-ядерщиком Ханом. В сеть входили ученые, инженеры, конструкторы разных стран, в том числе Ливии и Северной Кореи. Многие страны Запада причастны к поставкам в Иран продукции двойного назначения. Так, Иран получил полный спектр ядерных услуг, благодаря которым довольно успешно продвигается к созданию собственной атомной бомбы. Блокировать усилия Ирана можно попытаться рядом санкций, в том числе в отношении Национального банка Ирана и других действенных программ.

Спектр санкций попробовал расшифровать эксперт Германского общества по вопросам внешней политики Хенниг Рике в интервью немецким СМИ, озаглавленном «Имеются только болезненные способы» Наряду со штрафными санкциями, которые уже применяются (замораживание ряда банковских счетов персон, вовлеченных в ядерную программу; прекращение отношений с некоторыми банками, которые участвуют в финансировании ИЯП; санкции со стороны США против компаний, которые активны в Иране), могут быть применены акции против американских и европейских фирм, продолжающих работать с арабскими партнерами в Иране. Теоретически возможно бойкотирование по отношению к китайским компаниям, которые активны в Иране.

При этом Х. Рике прогнозирует активизацию иранского руководства, вновь «пойманного за руку». Актуальная цель Тегерана ясна: режим мулл пытается сделать все, чтобы в очередной раз убедить мировое сообщество, будто цель ИЯП — обеспечение населения страны электроэнергией. При этом не прекращается антиизраильская риторика. В этой связи ведущий эксперт по вопросам внешней политики от Христианско-демократического союза Филипп Мисфельдер считает, что действия Ирана надо пресечь. Он настоятельно призывает международное сообщество ужесточить санкции против Ирана, причем «немедленно». ООН в лице генсека Пан Ги Муна назвала ИЯП «первой заботой» человечества в настоящее время, а пресс-секретарь ООН Мартин Незирски отметил, что продвижение ИЯП показало истинную природу иранского режима.

В этой связи печать ФРГ напоминает о том, как мировое сообщество пыталось остановить движение режима мулл к ядерной дубинке. Оно началось еще в 80-х гг., однако война с Ираком временно застопорила процесс, возобновившийся в 2003 г.

Пять лет назад Совет Безопасности ООН впервые ввел санкции против Ирана из-за его ядерной программы. С тех пор комитет несколько раз ужесточал санкции, чтобы убедить Тегеран приостановить работы по обогащению урана и вступить в переговоры, но безрезультатно.

Декабрь 2006 г. Запрет Совбеза странам — членам ООН предоставлять Ирану материалы и технологии, которые могли быть задействованы в ядерной и ракетной программах. Замораживание активов десяти иранских ключевых компаний и двенадцати лиц, которые имели отношение к этим программам.

Март 2007 г. Запрет экспорта иранского оружия и замораживание активов 28 других лиц и организаций. Ограничения на продажу оружия Ирану и предоставление грантов и ссуд для иранского правительства.

Март 2008 г. Запрет Совбеза торговли товарами, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Проверки самолетов и судов, подозреваемых в контрабанде оружия, грузов двойного назначения. Финансовый мониторинг иранских банков Melli (с филиалом в Гамбурге; уличен в отмывании денег и поддержке международного терроризма) и Saderat (с крупнейшими филиалами в Гамбурге и Франкфурте-на-Майне). Замораживание активов еще двенадцати компаний и тринадцати физических лиц.

Июнь 2010 г. Запрет на деятельность, связанную с производством иранских баллистических ракет, способных доставлять ядерные вооружения, а также на инвестиции в такие виды деятельности, как добыча урана и приобретение ряда тяжелых вооружений. Призыв Совбеза к прекращению финансовых операций с иранскими банками при обоснованных подозрениях в причастности к ИЯП. Введение санкций против сорока иранских компаний и организаций, в том числе в секторе добычи нефти и газа, замораживание активов и запрет на поездки сорока граждан Ирана, причастных к ИЯП.

Однако штрафы и санкции не дали должного результата, подчеркивает Ф. Мисфельдер. «Должны быть предприняты более жесткие меры, особенно в энергетическом секторе». Уточняя его мысль, немецкие СМИ дают перечень «спорных ядерных объектов», то есть тех производств, которые с большой долей вероятности можно причислить к составляющим иранского комплекса, где производят бомбу. В их числе:

• подземный завод в Натанзе, где получают низкообогащенный уран, необходимый для выработки электроэнергии, но являющийся в процессе дальнейшего обогащения до 80% начинкой для ядерного оружия;

• завод в Куме, который до 2009 г. вообще не декларировался Ираном. Здесь в специальном тоннеле было подготовлено место для 3000 центрифуг для обогащения урана;

• Бушер, откуда после исламской революции 1979 г вышел немецкий Kraftwerk Union (KWU) и куда пришли российские инженеры, доставившие российское ядерное топливо (октябрь 2010) и пустившие в эксплуатацию первую АЭС Ирана (сентябрь 2011);

• Исфахан с его центром ядерных исследований и заводом по производству топливных стержней;

• Арак, о котором около десяти лет известно как о месте нахождения реактора на тяжелой воде и центре производства плутония, который может быть использован для производства бомб;

• Тегеран с его небольшим реактором на легкой воде, построенным еще до свержения шаха с помощью США, и производителем «материалов для медицинских целей»;

• Карадж, известный с 1990-х годов как город-спутник Центра ядерных исследований, которые также, как было официально заявлено, используются в лечебных целях.

ИЯП находится в контексте заявлений Тегерана типа «Израиль должен быть стерт с карты мира», а это, по мнению Х. Рике, «может быть истолковано таким образом, что Иран хочет встретиться с Израилем, применяя ядерное оружие». Провокационное утверждение порождает вполне понятное противостояние Израиля и ощущаемое этой страной чувство угрозы, которое «нужно обязательно принимать всерьез». Однако, по мнению эксперта, не Израиль действительно угрожает Ирану, а ровным счетом наоборот, «Иран является экзистенциальной угрозой для Израиля». Понятно, что смысл этих намерений прозрачен, и израильтянам ничего не остается, как реагировать адекватно. Ясно, что Израиль способен придерживаться разных сценариев, в том числе и сценария сдерживания, «но принять ядерный потенциал Ирана означает для правительства в Иерусалиме очень горькую пилюлю». У Израиля есть вариант угрожать военным ударом, полагаясь при этом на поддержку союзников на Западе, владеющих инструментами дипломатии, — не только США, но и Европейского союза.

В то же время западным государствам очень сложно принять такие жесткие санкции, которые поставят Иран на колени. «Ситуация сложилась очень серьезная, но для ее разрешения возможны лишь политические шаги и санкции», уверен шеф федерального МИДа Гидо Вестервелле. В интервью ARD он заявил, что если Иран действительно возобновил работы над военной компонентой ядерной программы, то было бы желательно принять санкции наиболее широкому кругу стран, лучше всего — всем членам ООН. Если же этого не случится, то «мы в Европе подготовим следующий цикл санкций».

Что бы не предпринимали страны Запада, Тегеран во всем усматривает «происки врага», указывают эксперты ФРГ. Таков образ мышления режима мулл. Главная сложность в отношениях с Ираном — созданный им самим образ, из-за которого его трудно воспринимать в качестве рационального игрока, подчеркивают немецкие эксперты.

Почти во всех дебатах по международной политике в отношении Ирана преобладает тема спорности в вопросе рациональности поведения государства, указывает шеф берлинского центра SWP Фолькер Пертес. Сомнения по поводу рационального поведения Ирана и его элиты подпитываются главным образом безответственной риторикой и провокационными действиями ряда ключевых лиц, принимающих главные политические решения. В частности, этому способствует действующий президент Махмуд Ахмадинежад, особенно с 2005 г., когда он громко поставил под сомнение существование Израиля и принялся отрицать Холокост. В целом провокационная риторика — один из многих, но наиболее проблемных аспектов иранской политики. Смещение акцентов в умонастроениях правящей элиты Ирана особенно заметно в десятилетия, прошедшие после исламской революции 1979 г. Одновременно Запад убедился, что диалог с Ираном на равных невозможен из-за отсутствия открытости и тенденциозности иранских переговорщиков, применяющих серию преднамеренных отвлекающих маневров. Это затрудняет ведение диалога международными партнерами настолько, что понять истинные цели иранской стороны совершенно невозможно.

Впрочем, публикации в ноябре с.г. немецких СМИ вполне убедительно сообщают о том, для чего нужна Ирану ядерная программа. Так, газета Die Welt размещает инфографик, который показывает военное соотношение вероятных участников противостояния. Конфликтный потенциал накоплен значительный. Израиль превосходит Иран в численности самолетов (460 против 330), танков (3,5 тыс. против 1,6 тыс.), ракет среднего радиуса дальности (100 против 50). Число ядерных боеголовок у Израиля — 200 при пока декларируемом отсутствии таковых у Ирана. Персональный состав военнослужащих Ирана почти втрое многочисленнее (523 тыс. против 176,5 тыс.), резервистов вдвое больше (1 млн против 565 тыс.), в пять раз больше тактических подлодок (15 против 3). Расстояние между этими государствами — 850 км, для его преодоления у Ирана есть ракеты Schahab 3 и Sedschil с максимальной дальностью 2 тыс. км.

Понятно, насколько опасными могут стать средства доставки, если Иран завершит работу по монтажу соответствующих ядерных боеголовок. Иными словами, доведет ИЯП до логического завершения Понимая это, политики ФРГ настаивают на продолжении политического и экономического давления на Иран. «Не имеется никакой отчетливой альтернативы дипломатии и политике санкций, — отмечает внешнеполитический эксперт от социал-демократов Рольф Мютцених. — Военный удар — это не выход из положения». Эксперт по Ирану от свободных демократов Бийян Джиир-Сараи считает, что «военное противостояние между Израилем и Ираном было бы катастрофой для всего региона Ближнего и Среднего Востока. Подобный конфликт нарушил бы позитивное развитие в арабском мире и вверг бы регион от Севера Африки до Афганистана в тяжелейший кризис».

С этой точки зрения следует воспринимать обнародованное 10 ноября в СМИ ФРГ сообщение из Брюсселя о том, что Европейский союз в течение ближайших недель, по всей вероятности, до 1 декабря, может утвердить новые санкции против Ирана.

Выводы

Первый. Новый доклад МАГАТЭ упоминает о перечне мер, предпринимаемом руководством Ирана. Эти меры не оставляют сомнения в том, что Тегеран по-прежнему стремится к обладанию ядерным оружием. При этом руководство страны продолжает настаивать на мирном характере ИЯП.

Второй. Несмотря на предпринятые экономические санкции, продолжающие изолировать Иран от мира, Тегеран, преследуя геополитические интересы, успешно продвигается в создании ядерных боеголовок. Это, по мнению иранских стратегов, позволит ему реализовать свои амбиции в трех названных выше измерениях.

Третий. Реализация ИЯП, осуществляемая при отсутствии контроля МАГАТЭ, представляет собой несомненную угрозу для безопасности как ближайших соседей, так и Израиля, уничтожение которого провозглашено государственным курсом режима мулл.

Четвертый. В настоящий момент федеральный кабмин работает в тесном контакте с правительством США. Они согласовывают список информаторов, в соответствии с которым последние должны будут прокомментировать данные, приведенные в последнем докладе Международного агентства по атомной энергии. В зависимости от комментариев информаторов будет сформирована программа дальнейшего международного давления на Тегеран, сообщили немецким СМИ источники в федеральном кабмине.

Использованы данные сайтов Bundeszentrale fuer politische Bildung, Die Welt, Handelsblatt Online, Sueddeutsche Zeitung, tagesschau, Deutschlandradio, Deutsche Welle.

52.27MB | MySQL:103 | 0,502sec