Ситуация в Египте : октябрь 2011 г.

Главные события октября в Египте были так или иначе связаны со вспышками межконфессионального насилия, захлестнувшего эту страну.

9 октября, в воскресенье, 25 человека /в том числе 3 военнослужащих/ погибли, 329 получили ранения в центре Каира в результате ожесточенных столкновений между участниками коптской манифестации и силами «правопорядка» в лице военной полиции. Тысячи египетских христиан вышли на шествие, чтобы выразить протест против очередного сожжения коптского храма, на сей раз — в провинции Асуан. Манифестация проходила под лозунгом «Долой маршала» /Тантауи/, который во главе Высшего совета Вооруженных сил осуществляет фактическое руководство страной после ухода от власти Мубарака. Военных тут же обвинили в чрезмерном использовании силы.

Это событие стало самым кровопролитным со времени свержения режима Мубарака в феврале с.г. Тут же нашелся высокопоставленный комментатор со стороны новых властей Египта – премьер-министр АРЕ Эссам Шараф день спустя объявил, что «нация оказалась в опасности» из-за этих столкновений. По его версии, в данном случае речь шла о «заговоре, направленном на удаление Египта от выборов».

Со своей стороны командующий военной полицией генерал Хамди Бадеен /«обычная» полиция еще в феврале показала свою полную недееспособность/ заявил, что благодаря принятым мерам в Каире было восстановлено спокойствие. Среди этих мер – введение в центре Каира комендантского часа с 02:00 по 07:00 местного времени.

Как предупредил в течение 20 лет находившийся на посту главы египетской службы безопасности Фуад Аллам, «руководители страны должны принять серьезные меры с тем, чтобы решить /межконфессиональные/ проблемы, в противном случае в стране может вспыхнуть гражданская война».

Показательно, что самые «демократичные» защитники «прав» всех и вся в арабском мире – некоторые режимы арабских стран Персидского залива – никак не отреагировали на это событие.

11 октября один из двух вице-премьер-министров, министр финансов АРЕ Хазем Беблави подал в отставку в знак протеста против репрессий в отношении коптов. «Возможно, государство не несет прямой ответственности за это, однако оно виновно в случившемся», — утверждал он. Однако фактический глава государства маршал Тантауи отклонил прошение об отставке.

26 октября оставшийся на своем посту Беблави признал остроту кризиса, с которым Египет столкнулся после февральской «революции», заметив, что АРЕ «остро нуждается в кредитах с тем, чтобы противостоять растущему бюджетному дефициту и сохранить экономическую стабильность в ближайшей перспективе». Объявлено, что бюджетный дефицит в 2010-2011 финансовом году достиг 9,5% ВВП против 8. % годом ранее. За это же время валютные резервы страны сократились на треть – 36 до 24 млрд долларов.

Уже 15 октября египетские военные ввели закон, предусматривающий наказание за расовую, половую или религиозную дискриминацию. Формально этот закон был направлен на достижение равноправия между египетскими мусульманами и коптами. Как он будет работать – сказать пока трудно, особенно если вспомнить, что существовавшие ранее в Египте нормы запрещали коптам занимать командные должности в армии.

За несколько дней до столкновений в Каире маршал Тантауи дал понять, что чрезвычайное положение, действующее в Египте уже 30 лет со времени убийства Анвара Садата, может остаться в силе надолго. Иначе как понимать его слова, что оно будет отменено лишь тогда, когда в Египте воцарится стабильность. И пусть он закамуфлировал подобную перспективу словами о том, что ЧП будет отменено «как можно скорее», с главной идеей его заявления все достаточно ясно – ведь только в сентябре военные расширили рамки применения закона о ЧП после атаки израильского посольства в Каире.

Требование об отмене режима ЧП является одним из центральных со стороны различных общественных и политических организаций, участие которых в массовых манифестациях привело к отставке Мубарака. Сначала армия обещала отменить режим ЧП до парламентских выборов, однако затем дала понять, что он останется в силе до июня 2012 года, когда истечет срок действия закона о ЧП.

Несколькими днями ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон призвала новые египетские власти как можно скорее отменить закон о ЧП.

Ряд событий октября в Египте был связан с подготовкой предстоящих выборов.

5 октября 6 кандидатов на избрание в президенты АРЕ призвали египетских военных передать власть избранному главе государства до 20 апреля 2012г., то есть провести президентские выборы 1 апреля.

8 октября под давлением ряда политических партий, пригрозивших бойкотировать выборы, военное руководство страны официально объявило об изменениях избирательного законодательства. В частности, правящий в Египте Высший совет Вооруженных сил отменил 5-ю статью закона о выборах, которая резервировала за независимыми депутатами треть мест в парламенте. Теперь на эти места будут претендовать представители политических партий и, как представляется, подобное изменение в первую очередь на руку детищу «Братьев-мусульман» — Партии свободы и правосудия /ПСП/.

По мнению возглавляемой «Братьями» Демократической коалиции /в ее составе порядка 30 организаций различного толка/, 5-я статья в прежней редакции якобы способствовала возвращению во власть сторонников прежнего режима. Еще одним требованием – пока неудовлетворенным – Демократической коалиции было ввести законодательный 10-летний запрет на участие в выборах для тех политиков, которые проходили в делах, связанных с коррупцией.

Еще одно очень «демократическое» новшество, введенное военными в избирательное законодательство, предусматривает крупные денежные штрафы для тех египтян, кто вписан в списки избирателей, но решится проигнорировать голосование «без уважительных причин».

Военные пошли на «уступки» после состоявшейся 1 октября встречи между начальником Генштаба египетской армии генералом Сами Ананом и руководителями ведущих политических партий и организаций.

26 октября в Египте все встало на свои места в связи запуском кампании «Египет превыше всего», цель которой – призвать маршала Тантауи баллотироваться на избрание на пост президента страны. Понятно, что подобного рода кампании не начинаются случайно. Многочисленные портреты маршала как по команде /а скорее всего – именно по команде/ появились во всех крупных городах страны.

Первые после отставки Хосни Мубарака парламентские выборы начнутся в Египте 28 ноября и пройдут в три тура, после чего военные обещали отойти от управления страной. У будущего парламента будет 6 месяцев для подготовки новой конституции АРЕ, после чего, уже в 2012 году, в стране пройдут президентские выборы.

4 октября министр нефти АРЕ Мохаммед Абдалла Гураб объявил о намерении его страны значительно поднять цены на природный газ, поставляемый Израилю. По словам министра, после пересмотра контракта на поставку газа Израилю предстоит «значительное увеличение цены», о чем будет объявлено в ближайшее время.

За счет египетского газа Израиль удовлетворяет 43% своих потребностей в этом виде топлива. В частности, 40% вырабатываемой в Израиле электроэнергии производится за счет «голубого» топлива из Египта.

Как известно, новые власти Египта приняли решение пересмотреть все газовые контракты. Они также начали расследование относительно того, как были заключены действующие контракты, подписанные при Мубараке, которые, как утверждается, оказались невыгодны Египту.

Египетский газ поставляется в Израиль по газопроводу, проходящему через Синайский полуостров. С февраля с.г. неизвестные лица шесть раз подрывали этот газопровод, нарушая тем самым снабжение Израиля, и, вообще-то, контрактные обязательства Египта.

13 октября главнокомандующий ВВС Египта генерал Реда Хафиз заявил, что египетские самолеты приступили к выполнению патрульных вылетов вдоль границы с Израилем, не запросив соответствующего согласия своего соседа. Как известно, мирное соглашение между двумя странами ограничивает египетское военное присутствие на Синайском полуострове. «Синай – это наша территория. Нам нет необходимости запрашивать разрешение для увеличения наших сил на нашей территории, — утверждал генерал. – Египетские самолеты осуществляют патрулирование с тем, чтобы обезопасить все границы Египта, в том числе и восточную».

Ранее, в августе с.г., Израиль дал согласие на увеличение египетского военного присутствия на Синае, что было сделано под предлогом необходимости активизации борьбы против формирований радикальных исламистов.

20 октября правительство Египта фактически приветствовало физическое устранение Муаммара Каддафи, выразив надежду, что это событие откроет «новую страницу» в истории Ливии. В правительственном коммюнике отмечалось намерение Египта «предоставить любую возможную помощь Переходному национальному совету /ПНС/ Ливии с тем, чтобы помочь ему построить демократическую систему, отвечающую на чаяния и надежды ливийского народа, реализовать цели революции».

Египет признал ПНС еще в августе с.г.

В целом, в течение октября в Египте продолжал накапливаться протестный потенциал против военных, находящихся у власти. Похоже, не за горами то время, когда он дойдет до критической массы. В таких условиях военные будут просто обязаны найти себе союзника. И им, скорее всего, станут «Братья-мусульмане» со всеми вытекающими последствиями.

52.23MB | MySQL:103 | 0,642sec