Точка зрения Хартума на сирийские события

Недавние решения Лиги арабских государств (ЛАГ) по «сирийскому досье» вызвали неоднозначную реакцию среди арабских режимов на Ближнем Востоке. что потенциально может «запустить» механизм раскола. При этом необходимо отметить «особую позицию» Хартума, который официально, в отличие от Египта, Алжира, Ирака, Ливана или Йемена, не стал выражать своего несогласия с озвученными решениями. При этом они явно не нашли у суданского руководства безусловно одобрительного отклика. В частности, позицию по отношению к возможному отзыву своего посла из Дамаска можно охарактеризовать как очень осторожную. Сам посол Ю.аль-Ахмад заявил, что он «не покинет Дамаск, и что Судан и Сирию связывают долгие узы дружбы и взаимопонимания». Здесь же прозвучала и тема «близости сирийской и суданской позиции по вопросу урегулирования в Дарфуре». Сомнительно, что посол в данном случае нес «отсебятину», без согласования с Хартумом.

В этой связи следует обратить внимание на передовицы официальных суданских газет, которые совершенно однозначно выразили свое отношение к сирийским событиям. Без всякого сомнения, это является «удобным» доведением до мирового общественного мнения реальной точки зрения Хартума на то, что сейчас происходит в Сирии, и главное – на пути выхода из этого кризиса. Это очень знаменательно, так как суданское руководство по логике своей «исламистской» идеологии должно было, безусловно, поддержать сирийское протестное движение, в котором одну из ключевых ролей играют «Братья-мусульмане». Но этого не произошло, или вернее имеется четкое разделение между официальной и неформальной позициями.

Объясняется это несколькими причинами. Главная – это то, что Хартум не приемлет чрезмерного усиления Катара в региональных делах. Это прекрасно иллюстрирует ситуация по Дарфуру, когда суданское руководство начало во все более категорической форме отказываться от «катарской инициативы» и выдвинула свой собственный проект под условным названием «Дарфур-Дарфур», который подразумевал перенос центра переговоров между повстанцами и правительством из Дохи непосредственно в этот суданский штат. При этом снабжение оружием и добровольцами ливийских повстанцев со стороны Хартума, в чем недавно официально «признались» суданские власти, объяснялось не идеологическим расхождениями с полковником Каддафи. Здесь речь шла о конкретных разногласиях по вопросу того же Дарфура, и попыток тогдашнего Триполи играть «свою игру» на этой площадке. Имеется ввиду предоставление лидеру Движения за справедливость и равенство (ДСР) Халилю Ибрагиму фактического политического убежища на ливийской территории. И это в тот момент, когда в результате сбалансированных действий Нджамены и Хартума удалось фактически выдавить главную повстанческую силу не только из Дарфура, но из его традиционной «тыловой базы» в Чаде. Естественно, что такие вещи не прощаются.

Вторая очень важная причина – это подсознательная боязнь Хартума и президента Омара аль-Башира в первую очередь всех этих «революций». При этом основные опасения здесь связаны не сколько с силой внутренней оппозиции, сколько по причине того, что эта тема может быть использована «внешними силами» для дальнейшего процесса по раздроблению Судана (а отголоски этого сейчас можно воочию наблюдать в Южном Кордофане и Голубом Ниле). Плюс конечно вердикт Международного уголовного суда (МУС) в отношении суданского президента, который может быть «активирован» в любой момент. Как представляется, на «подкорке» у О.аль-Башира всегда присутствует мысль о том, что в случае ухода йеменского лидера А.А.Салеха, он остается самым «старым» (по времени правления) лидером в арабском мире. Не случайно он объявил о том, что не планирует больше выдвигаться на пост президента на очередных выборах, чем запустил процесс выдвижения кандидатов в президенты в Партии Национального конгресса (ПНК). Хотя, не исключено, что в данном случае используется классический прием выявления возможных конкурентов.

В чем же принципиальные ключевые нюансы суданской позиции «по сирийскому досье»? Главный из них — это совершенно точное нежелание Хартума повторения «ливийского сценария» в Сирии. В этой связи примечателен факт направления в Дамаск специального эмиссара Хартума М.Досы, который информировал президента Башара Асада о «суданском опыте» формирования многопартийной системы в стране и проведения первых многопартийных выборов в Судане в прошлом году. Сирийскому лидеру настойчиво доводилась мысль о том, что не надо бояться оживления политической активности и функционирования различных партий. По оценке суданцев, только такой сценарий позволит нынешнему сирийскому режиму остаться у власти.

Помимо «внешнего адресата» такие «послания» Хартума безусловно имеют ввиду в первую очередь «внутреннего потребителя» в лице повстанческих групп и структурированной внутрисуданской оппозиции, которым предлагается тем самым решать имеющиеся у них претензии к власти цивилизованным, парламентским путем. Именно по этой причине впервые за долгий период времени О.аль-Башир официально и лично пригласил лидеров основных северосуданских политических партий принять участие в формировании нового суданского правительства.

52.22MB | MySQL:103 | 0,627sec