Об усилиях восточноафриканских государств по урегулированию сомалийского конфликта

В условиях продолжающегося в Сомали вооруженного конфликта между сторонниками Временного федерального правительства (ВФП) и исламистской группировкой «Аш-Шабаб», активизации ее диверсионной и террористической деятельности в Могадишо и на границах с Кенией и Эфиопией, сохраняющейся угрозы массового голода в регионе, государства Восточной Африки наращивают свои усилия по скорейшему урегулированию сомалийского кризиса. Политические, дипломатические и военные шаги в этом направлении предпринимаются восточноафриканскими странами как самостоятельно, так и коллективно — под эгидой Африканского союза (АС) и региональных организаций IGAD и EAC. При этом первоочередной задачей в деле стабилизации обстановки в Сомали на нынешнем этапе считается активное содействие ВФП в ликвидации или, по меньшей мере, нейтрализации вооруженных формирований «Аш-Шабаб» как основной дестабилизирующей силы в этой стране.

По причине низкого уровня боеспособности сомалийских правительственных войск (воссоздаваемой Сомалийской национальной армии – СНА) главную роль в противодействии «Аш-Шабаб» по-прежнему играют миротворческие силы АС в Сомали (АМИСОМ), дислоцированные в Могадишо с 2007 года и представленные контингентами ВС Уганды и ВС Бурунди. В настоящее время силы АМИСОМ, общая численность которых не превышает 10 тыс. военнослужащих, контролируют совместно с подразделениями СНА и полицией примерно 90% территории Могадишо. Под их охраной находятся наиболее важные объекты сомалийской столицы, включая президентскую резиденцию, основные правительственные учреждения, морской порт и аэропорт. Почти каждую ночь позиции и патрули АМИСОМ подвергаются вооруженным нападениям со стороны диверсионных групп «Аш-Шабаб», наиболее активно действующих в северо-восточных и западных районах Могадишо (Каран, Гуриуа, Якшид, Дайниле). Периодически проводимые силами АМИСОМ и СНА операции по «зачистке» этих районов от боевиков пока малоэффективны.

Для успешной борьбы с «Аш-Шабаб» руководство АМИСОМ считает необходимым поэтапное увеличение численности миротворцев до 20 тыс. человек и оснащение их современной боевой техникой, включая боевые и транспортные вертолеты, патрульные катера и инженерные машины разграждения. По замыслу командования африканских сил, на первом этапе (до конца 2011 года) в целях стабилизации обстановки в столице Сомали и продолжения наступления АМИСОМ и СНА в провинциях Бенадир, Средняя и Нижняя Шабелле группировка миротворцев в Могадишо должна быть увеличена до 12 тыс. человек. На втором этапе, в течение 5-6 месяцев, планируется осуществить оперативное развертывание остальных сил АМИСОМ в центральных и южных провинциях Сомали (примерно по 4 тыс. военнослужащих в каждом секторе). Третий этап, рассчитанный на 1-2 года, предусматривает стабилизацию обстановки на всей территории Сомали и замену африканских сил миротворческим контингентом ООН. Кроме того в составе АМИСОМ в 2012 году предлагается создать полицейские силы общей численностью до 1,2 тыс. человек для поддержания правопорядка в Могадишо и организации профессиональной подготовки сомалийских полицейских, а также специальное подразделение для охраны высокопоставленных лиц, персонала ООН и АС. Создание таких полицейских сил позволило бы военному компоненту АМИСОМ сосредоточиться на решении своих основных задач в соответствии с мандатом АС.

Реализация оперативных планов АМИСОМ требует четкой координации действий миротворцев с частями СНА и сомалийских проправительственных группировок, своевременного тылового и финансового обеспечения. Однако на практике АМИСОМ то и дело сталкивается с разногласиями внутри сомалийских коалиционных сил, нехваткой необходимых финансовых и материальных средств, в связи с чем одобренное СБ ООН увеличение африканского миротворческого контингента в Сомали до 12 тыс. военнослужащих постоянно откладывается. Более того, задержки в выплате жалованья угандийским и бурундийским военнослужащим из состава АМИСОМ, по их заявлениям, уже превышают полгода, а плановая ротация подразделений миротворцев осуществляется также с большой задержкой. Всё это подрывает моральный дух военнослужащих и отрицательно сказывается на боеготовности миротворческих сил.

Учитывая данные обстоятельства, соседние с Сомали государства неохотно идут на включение своих воинских контингентов в состав АМИСОМ, предпочитая оказывать военную помощь ВФП Сомали в борьбе с «Аш-Шабаб» на основе двусторонних соглашений. Следует отметить, что до сих пор и Кения, начавшая 15 октября военную операцию «Линда Нчи» на юге Сомали, и Эфиопия, направившая 19 ноября передовые подразделения своих войск в центральные сомалийские провинции Гальгудуд и Хиран, действуют в основном самостоятельно. Причем, если ВС Кении участвуют в военной операции на территории Сомали в рамках официальных соглашений с ВФП, то эфиопские войска находятся на сомалийской территории пока неофициально, лишь на основании договоренностей, достигнутых с сомалийской религиозно-политической группировкой «Ахлу Сунна уаль-Джамаа», ведущей вооруженную борьбу против «Аш-Шабаб» в центральных и юго-западных провинциях. Возможно, статус пребывания эфиопских войск на территории Сомали прояснится в ходе начавшихся на этой неделе в Аддис-Абебе сомалийско-эфиопских переговоров на высшем уровне. Во всяком случае, премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заверил президента Сомали шейха Шарифа в готовности эфиопских войск оказать поддержку СНА и ее союзникам в военных действиях против вооруженных формирований «Аш-Шабаб». Принимая во внимание заметную активизацию в последнее время диверсионной деятельности исламистов в центральных провинциях Сомали, сохраняющиеся разногласия внутри руководства «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» и слабость местных региональных администраций, такая поддержка представляет-ся сомалийским властям крайне необходимой и своевременной. Вместе с тем, ВФП Сомали выступает за то, чтобы все иностранные войска действовали на сомалийской территории в составе АМИСОМ, в рамках международного права, не нарушая «суверенитета и целостности Республики Сомали».

Пока же контингенты ВС Кении и ВС Эфиопии еще не начинали активных боевых действий против исламистов. Фактически, кенийские войска при поддержке своих ВВС во второй половине октября заняли лишь несколько приграничных районов, захваченных накануне сомалийскими проправительственными группировками в провинциях Нижняя Джуба и Гедо. С тех пор кенийское командование остановило наступление своих войск, ссылаясь на начавшиеся проливные дожди и бездорожье, и ограничивается лишь проведением полицейских операций в приграничных районах, обеспечением частичной морской блокады порта Кисмайо и нанесением отдельных ударов с воздуха по объектам «Аш-Шабаб» в указанных провинциях. В свою очередь исламисты за это время провели мобилизационные мероприятия на подконтрольных территориях, усилили оборону на подступах к городам Афмадоу , Кисмайо и Бардере, активизировали диверсионную деятельность в приграничных районах, в том числе на территории Кении и в прибрежных водах. Так, 20 ноября в районе о. Мадауа (южнее Кисмайо) боевики «Аш-Шабаб» на четырех быстроходных лодках атаковали сторожевой катер ВМС Кении, обстреляв его из пулеметов и гранатометов. Следует отметить, что это была первая военная акция исламистов на море.

Надежды кенийских властей на широкую международную поддержку антитеррористической операции в Сомали, по-видимому, не оправдываются. Ни США, ни Франция, поначалу обещавшие поддержать Кению в борьбе с международным терроризмом, не спешат оказать ей реальную военную помощь. Во всяком случае, эти страны в настоящее время стремятся не привлекать общественное внимание к своим военным операциям в Сомали и действовать максимально скрытно. К примеру, ни одна из стран не взяла на себя ответственность за нанесение поздним вечером 13 ноября ракетных ударов по г. Афгойе (Нижняя Шабелле), где в то время проходило совещание руководства «Аш-Шабаб», хотя, по мнению сомалийских экспертов, данная акция была проведена американцами с использованием ударных БПЛА.

Не получило ожидаемого отклика и обращение Кении за поддержкой операции «Линда Нчи» к исламским странам. Несмотря на то, что Лига арабских государств и Организация Исламской конференции публично осуждают деятельность «Аш-Шабаб», каких-либо практических шагов по противодействию этой экстремистской группировке они не предпринимают. Отказ исламских стран в поддержке Кении вынудил ее руководство обратиться за помощью в борьбе с терроризмом к правительству Израиля, которое согласилось предоставить службе безопасности Кении необходимую технику и обучить кенийских специалистов современным методам антитеррористической борьбы. Обращение Кении за помощью к Израилю вызвало резко негативную реакцию в сомалийском обществе и, по сути, дало «Аш-Шабаб» еще один повод для усиления антикенийской пропаганды.

Таким образом, расчеты кенийского руководства на быстрое достижение своих политических и военных целей в ходе контртеррористической операции на юге Сомали не оправдались. Затягивание операции «Линда Нчи» на длительный срок, очевидно, играет на руку руководству «Аш-Шабаб», которое провело перегруппировку своих сил, мобилизовало резервы и подготовилось к длительной партизанской войне на юге Сомали. В сложившихся условиях для успешной борьбы с исламистами требуется объединение усилий и координация действий всех стран региона, и в первую очередь ВФП Сомали и правительств соседних государств, а также реальная поддержка коалиционных сил со стороны международных организаций, участвующих в урегулировании сомалийского кризиса. Полагаем, что в ближайшей перспективе ключевую роль в сомалийском конфликте сыграют страны IGAD, и прежде всего Эфиопия и Кения, политические и экономические интересы которых оказались затронуты в наибольшей степени. Вместе с тем, по убеждению большинства сомалийских политиков,во главе процесса национального примирения и стабилизации в Сомали должно находиться ВФП, важнейшей задачей которого является реальное вовлечение в этот процесс всех здоровых сил сомалийского общества.

25.11.11 в Аддис-Абебе состоялась внеочередная сессия глав государств и правительств IGAD, на которой были приняты решения об усилении совместной борьбы стран региона против «Аш-Шабаб» и других экстремистских группировок в целях восстановления мира и стабильности в Сомали.

52.23MB | MySQL:103 | 0,623sec