Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 ноября 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Египте, Сирии и Йемене. Массовые антирежимные выступления обострили политический кризис в Египте. Министры иностранных дел стран-членов Лиги арабских государств 27 ноября одобрили экономические санкции против Сирии. Президент Йемена А. А. Салех и представители оппозиции подписали 23 ноября пакет документов о передаче власти в республике временному руководству.

В Каире и других городах Египта продолжаются многотысячные акции оппозиционных партий и движений, участники которых требуют немедленной отставки правящего в АРЕ военного режима и передачи власти гражданскому руководству. Шаги, предпринимаемые военными с целью снижения напряженности в стране, успеха пока не имели. Отметим, что власти, опасаясь возможного массового кровопролития, не принимают решительных мер по разгону демонстраций. Пользуясь этим, манифестанты выдвигают все новые требования. Так, участники главных акций протеста на каирской площади Ат-Тахрир категорически отвергли назначение 22 ноября на пост премьер-министра АРЕ К. аль-Ганзури. США призывают военных АРЕ воздерживаться от насилия в отношении демонстрантов и как можно быстрее передать власть гражданскому правительству. Характерно, что одна из наиболее влиятельных политических сил страны – движение «Братья-мусульмане» не принимает участия в нынешних акциях противников режима и выступает за проведение парламентских выборов в назначенные сроки. Подобная позиция исламистов обусловлена их опасениями тем, что перенос голосования может привести к сужению электоральной базы движения.

Таким образом, Египет переживает глубокий политический кризис. При этом политическая нестабильность в стране негативно сказывается и на без того тяжелом экономическом положении АРЕ, наносит удар по столь важному для Египта иностранному туризму. К тому же десятки миллионов египтян, не участвующих в различных акциях протеста, устали от происходящего в стране. Их пугают перспективы хаоса и краха государства. 27 ноября Х. Тантауи предупредил о «крайне тяжелых последствиях», если страна не выйдет из нынешнего кризиса. Маршал также призвал избирателей обеспечить явку на парламентские выборы, которые начнутся 28 ноября.

Вечером 27 ноября армия и ряд ведущих политиков Египта договорились о формировании Консультативного совета. В этот орган войдут до 50 представителей политических партий и движений, претенденты на пост президента АРЕ, эксперты, общественные деятели и военные. Переговоры по составу и полномочиях Совета начнутся после первого этапа парламентских выборов. Предполагается, что новый орган будет руководить страной вместе с правительством и армией до окончания парламентских выборов в марте 2012 г., после чего его распустят, а полномочия передадут верхней палате парламента — Консультативному совету (Шуре).

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии, где противостояние между правящим режимом и оппозицией во все большей степени переходит в стадию вооруженного конфликта, грозящего перерасти в гражданскую войну. Растут потери военных и сил безопасности в борьбе с боевиками, терроризирующими население и жестоко расправляющимися со сторонниками властей, увеличивается число погибших мирных граждан. На минувшей неделе боевики совершили несколько крупных нападений на военнослужащих правительственной армии, в т. ч. на военных летчиков. Наиболее нестабильными остаются районы городов Хомс и Хама в центре страны, северо-западная провинция Идлиб, граничащая с Турцией, южная провинция Деръа.

Усиление активности вооруженного крыла оппозиции сочетается с нарастающим внешним давлением на правительство САР. Здесь главную роль играют аравийские монархии, в первую очередь Катар и Саудовская Аравия, а также Турция. Активно действуют и страны Запада, особенно Франция. 24 ноября ЛАГ по инициативе ССАГПЗ предъявила властям Сирии ультиматум, потребовав немедленно допустить в страну наблюдателей Лиги для беспрепятственного мониторинга обстановки в САР, угрожая в противном случае вести против Дамаска. Сирия ответила на ультиматум молчанием, а 27 ноября совет министров иностранных дел ЛАГ одобрил пакет санкций против САР. Он предусматривает прекращение авиасообщения с Сирией, приостановку всех операций с Центробанком и Коммерческим банком страны, замораживание финансовых активов режима, инвестиционных проектов и коммерческих контрактов с правительством САР, за исключением тех, которые касаются поставок «стратегических» товаров. Также рекомендовано установить ограничения на поездки в арабские страны ряда должностных лиц Сирии. Список этих чиновников будет определен позднее. Против санкций проголосовал Ливан, Ирак воздержался. О своем намерении поддержать санкции ЛАГ заявила Турция. В турецких СМИ появилось сообщение о создании властями САР базы боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии недалеко от границы с Турцией. О намерении оказать помощь сирийской оппозиции, в т. ч. оружием заявили новые власти Ливии. На прошедшей неделе представители оппозиционного Сирийского национального совета (СНС) встречались с руководителями Великобритании, Франции и Евросоюза, которые заявили о своей поддержке СНС. Франция предлагает создать «гуманитарные коридоры» для оказания помощи нуждающимся жителям Сирии. Эту идею поддерживают руководители СНС.

23 ноября президент Йемена А. А. Салех и представители оппозиции подписали в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде пакет документов о передаче власти в стране временному руководству. Соглашение основано на посреднической инициативе аравийских монархий. А. А. Салех получил гарантии иммунитета от судебного преследования. Временным главой государства стал вице-президент М. Хади. В Йемене должно быть сформировано переходное правительство и в течение 90 дней проведены президентские выборы. На основании указа М. Хади от 26 ноября они назначены на 21 февраля 2012 г. Молодежное крыло оппозиции осудило соглашение в Эр-Рияде, потребовав привлечь А. А. Салеха к ответственности «за кровавые деяния». В Сане прошли демонстрации протеста, организованные «Молодежью революции». 26 ноября на родину из Эр-Рияда вернулся А. А. Салех. Не исключено, что, используя разногласия среди оппозиционеров, он может возобновить борьбу за власть. 27 ноября власти Йемена объявили всеобщую амнистию участни-кам выступлений против режима А. А. Салеха. Также 27 ноября М. Хади назначил главой временного правительства республики М. С. Бассандава, социалиста, руководящего одной из основных оппозиционных фракций – Национальным советом. Сообщается о начавшихся 27 ноября ожесточенных вооруженных столкновениях между отрядами шиитов и суннитов на северо-западе Йемена в провинции Саада.

Авиация НАТО нанесла 26 ноября удар по территории Пакистана на северо-западе страны. В результате погибли 28 и получили ранения 14 пакистанских пограничников. Этот инцидент привел к резкому обострению отношений Исламабада с Вашингтоном и командованием сил НАТО в Афганистане. Пакистанские власти объявили о закрытии двух маршрутов снабжения натовских войск в Афганистане, потребовали от США в течение 15 дней освободить базу ВВС Шамси на юге страны, которую американцы используют для запуска своих БПЛА. Также правительство Пакистана заявило о намерении «кардинально пересмотреть» соглашения с США и НАТО в сфере безопасности, разведки, политического и военного сотрудничества. Командование НАТО признало ответственность за удар по пакистанским военным и заявило, что проведет расследование случившегося.

По итогам состоявшейся 24 ноября в Каире встречи лидеров двух ве-дущих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС М. Аббаса и Х. Машаля объявлено об урегулировании разногласий между ними. Сообщается, что стороны договорились провести в мае 2012 г. выборы в палестинские органы власти, освободить, членов ФАТХа и ХАМАСа, содержащихся в тюрьмах каждой из организаций. Также были обсуждены программа и состав будущего палестинского правительства национального единства.

Сложная обстановка сохраняется в Ливии. В Бенгази и Адждабии прошли митинги, участники которых протестовали против состава нового временного правительства страны, обвинив власти в Триполи в предоставлении выходцам из восточных районов второстепенных министерских постов. Акцию протеста с аналогичными требованиями провели 27 ноября в Триполи представители берберских племен. Сообщается о вооруженных столкновениях между боевиками различных «революционных» группировок в окрестностях Триполи и боестолкновениях сторонников М. Каддафи с силами правительства в Бани-Валиде. В пригороде Триполи 27 ноября было совершено покушение на главу правительства Ливии А. Р. аль-Киба, который не пострадал. В докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна приведены данные о преследованиях новыми властями Ливии лиц по политическим причинам, содержании их в тюрьмах без суда и следствия, пытках и других нарушениях прав человека. Глава правящего в Ливии Переходного национального совета М. А. Джалиль посетил Хартум, где выразил благодарность властям Судана за их помощь, в т. ч. военную в борьбе за свержение режима М. Каддафи.

По предварительной информации, на состоявшихся 25 ноября парламентских выборах в Марокко, первых после принятия новой конституции страны, наибольшее число мест (80 из 395) завоевала исламистски ориентированная партия «Исламское правосудие и развитие». Вторую позицию (45 мест) занимает старейшая марокканская политическая партия «Истикляль» («Независимость»). В голосовании приняли участие 45 процентов избирателей.

Массовые выступления протеста шиитского населения произошли в Восточной провинции Саудовской Аравии. В то же время МВД КСА заявило о нападениях на полицейские блокпосты «иностранных диверсантов». Массовые протестные выступления шиитской оппозиции против правящего монархического режима состоялись 24 ноября в Бахрейне. В Кувейте на минувшей неделе прошли демонстрации сторонников и противников правительства. Оппозиция обвиняет действующий кабинет министров в коррупции. Различные акции протеста против политики властей прошли в Тунисе. Тем временем 22 ноября на первом заседании Национальной учредительной ассамблеи Туниса ее председателем избран лидер входящего в правительственную коалицию правоцентристского Демократического блока за труд и свободу М. бен Джафар. Под давлением исламистской оппозиции власти Иордании 24 ноября выпустили на свободу 24-х из 90 арестованных радикальных исламистов, обвиняемых в причастности к терактам в г. Эз-Зарка в апреле с. г. Сообщается, что остальные экстремисты выйдут на свободу в ближайшие дни. Король Иордании Абдалла II также помиловал 46 террористов-исламистов, отбывших около половины срока наказания в тюрьме.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 24 ноября подверг критике политиков, поддержавших революции в арабских странах. По его мнению, лидеры стран Запада, особенно президент США Б. Обама, были неправы, вели себя «наивно» и «не понимали реальности», когда не поддержали бывшего президента Египта Х. Мубарака. Б. Нетаньяху добавил, что изначально предвидел: революции станут исламскими, антизападными, антилиберальными, антиизраильскими и антидемократическими, отметив, что революции ведут арабский мир не вперед, а назад, поэтому не могут считаться положительным явлением. Б. Нетаньяху выразил озабоченность по поводу возможного падения королевского режима в Иордании и выразил сомнение в способности арабских стран построить нормальную демократическую систему.

Вашингтон вместе с аравийскими монархиями будет строить «новую региональную архитектуру обороны», которая не позволит Ирану угрожать соседним странам, а «если Иран не сменит курс, давление и дальше будет усиливаться». И хотя «дверь для дипломатии остается открытой», США не сбрасывают со счетов никаких вариантов действий в отношении Тегерана, в т. ч. вариант военной операции. Со своей стороны иранцы заявили, что в ответ на военную угрозу они могут нанести удар по элементам американской ПРО на территории соседней Турции.

Приложение

О некоторых особенностях афгано-пакистанских отношений

На всем протяжении своей истории отношения между Афганистаном и Пакистаном носили конфликтный характер. В основе противоречий между двумя государствами лежит нерешенность двух крупных проблем: пуштунской и линии прохождения афгано-пакистанской границы. Пуштуны (титульная нация в Афганистане) проживают на территории двух соседних стран. При этом афганские пуштуны всегда стремились к воссоединению всех своих соплеменников в составе единого государства, против чего выступают в Исламабаде. В «подвешенном» состоянии находится и вопрос о границе (2640 км), которая проходит по т. н. «линии Дюранда», определенной в 1893 г. по соглашению с британской колониальной администрацией в Индии сроком на 100 лет. В Кабуле не считают эту линию официальной границей с Пакистаном, который, в свою очередь, твердо заявляет, что Афганистан должен признать договор о «линии Дюранда». Тем самым в Исламабаде игнорируют утверждения афганцев о том, что эта граница, проведенная британцами в эпоху колониального господства, лишила Афганистан пуштунских земель, которые оказались под контролем Пакистана.

С конца 1970-х гг. афгано-пакистанские отношения переживают свой наиболее сложный и напряженный период. В 1979-1989 гг. территория Пакистана была основной базой афганской оппозиции для ведения вооруженной борьбы против советских войск и кабульского правительства. После падения в 1992 г. режима Наджибуллы в Афганистане Пакистан первым признал новую власть в Кабуле, однако осенью 1994 г. влиятельные силы в Исламабаде, прежде всего военная верхушка и спецслужбы, начали наращивать помощь радикальному исламистскому движению «Талибан», ими же созданному в середине 1980-х гг. В 1996 г. Пакистан первым признал правительство талибов в Афганистане, которое, по существу, действовало по указке Исламабада.

Ситуация изменилась после терактов в США 11.09.2001 г. и последу-ющей американской военной операции в Афганистане, в результате которой талибский режим пал в конце 2001 г. В Исламабаде поддержали действия США, официально порвали отношения с талибами и признали новую афганскую власть во главе с президентом Х. Карзаем, однако отношения между двумя странами продолжают характеризоваться перманентной напряженностью. Исламабад, заявляя о солидарности с борьбой против международного терроризма, не стал проявлять особого рвения в деле пресечения деятельности вооруженных формирований талибов, нашедших прибежище на пакистанской территории и вторгающихся оттуда в Афганистан. Президент Афганистана Х. Карзай неоднократно заявлял о том, что все усилия Кабула по улучшению отношений с Исламабадом не встречают взаимности с пакистанской стороны.

Тем не менее, в последние несколько лет отношения между Афгани-станом и Пакистаном, сохраняя свой конфликтный потенциал, стали приобретать «относительно более конструктивный, взвешенный характер». Эти подвижки связаны как с попытками Кабула и Исламабада более трезво подойти к существующим между ними проблемам и противоречиям, так и с международным (особенно американским) давлением на оба государства в целях не допустить новых серьезных витков напряженности между ними. В Вашингтоне считают Афганистан и Пакистан «единым театром» борьбы с международным терроризмом и отчетливо понимают, что без улучшения афгано-пакистанских отношений, или, по крайней мере, «доброжелательного нейтралитета» Пакистана, международная коалиция, воюющая с талибами в Афганистане, не сможет добиться успеха.

В настоящее время афганские и пакистанские лидеры заявляют о стремлении к улучшению двусторонних отношений, подчеркивают, что терроризм и экстремизм являются проблемой, решение которой требует совместных согласованных усилий. На регулярной основе проходят встречи высших руководителей двух соседних государств, предпринимаются шаги по налаживанию сотрудничества в различных сферах, особенно в торгово-экономической. Так, в 2010 г. две страны подписали соглашение о транзите и торговле, по которому Афганистан, не имеющий выхода к морю, получил доступ к четырем пакистанским портам. Кроме того, афганцам предоставили возможность перевозить свои товары через Пакистан в Индию, но при этом индийцы не могут перевозить свои грузы в Афганистан. Кабул и Исламабад заинтересованы в прокладке газопровода ТАПИ (Турменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), реализации совместных проектов по развитию инфраструктуры, в частности, строительству дорог.

В то же время имеющиеся между сторонами глубокие противоречия препятствуют налаживанию эффективного взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В Кабуле твердо убеждены, что основная тяжесть ответственности за возрождение движения «Талибан» лежит на властях Пакистана, призывают Исламабад более решительно бороться и талибами и «Аль-Каидой», обвиняют пакистанские власти в двойной игре, в продолжении оказания помощи талибам, предоставлении убежища и баз лидерам и боевикам вооруженной оппозиции на своей территории. Х. Карзай даже предложил войскам западной коалиции перенести «фокус операций» против талибов на пакистанскую территорию. Вместе с тем, кабульское правительство признает, что без пакистанского содействия невозможно реализовать курс на национальное примирение в Афганистане.

Пакистан активно действует в Афганистане. Многие эксперты считают пакистанский фактор самостоятельным и очень важным элементом внутренней афганской политики. Исламабад, признает, что война в Афганистане серьезно дестабилизирует обстановку в Пакистане, но отрицает оказание помощи талибам и не ведет эффективной борьбы с экстремистами в приграничных с Афганистаном районах. Пакистанцы заявляют, что большая часть баз талибов находятся на афганской территории, а поэтому основные действия против мятежников надо предпринимать именно в Афганистане. Войсковые операции против боевиков и террористов проводятся пакистанскими военными нерегулярно и не с решительными целями. Как правило, такие операции не приводят к серьезному ослаблению боевого потенциала экстремистов. Исламабад не имеет концептуальных возражений против национального примирения в Афганистане и декларирует ему свою поддержку, но действует в этом вопросе достаточно пассивно, поддерживая в основном интересы пропакистанских группировок. По мнению американских экспертов, «ру-ководство Пакистана рассматривает ситуацию в контексте своих региональных интересов, а не как часть американской войны против террора». В значительной степени такая политика Исламабада в афганском вопросе обусловлена нежеланием пакистанских властей обострять и без того очень сложную внутреннюю обстановку в собственной стране, обострять отношения с влиятельной исламистской оппозицией, особенно ее радикальной частью.

Как следствие, на афгано-пакистанской границе сохраняется постоян-ная напряженность, не прекращаются вооруженные столкновения, обстрелы и т. п. Ситуация усугубляется фактической открытостью границы и возможностью свободно перемещаться в обоих направлениях. К тому же влияние как Кабула, так и Исламабада не распространяется на приграничную полосу шириной около 150 км, где возник никому не подконтрольный «пуштунский эмират». Особо следует упомянуть о «зоне племен» на северо-западе Пакистана. Здесь отсутствие государственной администрации создает пространство, где исламисты имеют возможность создавать и обучать свои кадры, в то время как правительственные чиновники снимают с себя ответственность за происходящие там события. Причем племенные авторитеты, выступающие против присутствия в этих районах талибов, уничтожаются физически. В целом «создается впечатление, что Пакистан, применяя насилие и пуская в ход разного рода манипуляции, стремится не допустить проникновения в пограничную зону по обе стороны границы какой-либо третьей силы». Особо это относится к Индии. Исламабад с опасением относится к афганно-индийскому многоплановому сотрудничеству, видя в нем ущемление своим региональ-ным интересам.

Пакистан не позволяет войскам США и НАТО использовать свою территорию для проведения боевых операций против афганских талибов, но при этом через пакистанскую территорию проходит главная артерия снабжения коалиционных сил в Афганистане. Исламабад поддержал решение НАТО вывести в 2014 г. из Афганистана основные силы войск западной коалиции.

Власти Афганистана обвинили пакистанские спецслужбы в причастности к убийству в сентябре 2011 г. бывшего президента страны Б. Раббани, что в Ислмабаде отрицают. В итоге стороны договорились о сотрудничестве в расследовании этого преступления.

В целом, с учетом исторического опыта, коренные изменения в афгано-пакистанских отношениях, их перестройка на базе стабильного добрососедства и искреннего многопланового сотрудничества в обозримой перспективе не представляются возможными.

52.28MB | MySQL:103 | 0,611sec