Ситуация в Алжире: ноябрь 2011 г.

В ноябре достаточно много событий, связанных с Алжиром, касались темы борьбы с терроризмом – вообще, и с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/ — в частности.

3 ноября в ходе визита в Уагадугу министра-делегата АНДР по делам Магриба и Африки Абделькадера Мессахеля Алжир и Буркина-Фасо заявили о своей решимости «объединить усилия» в борьбе против АКМ и других угроз, существующих в зоне Сахары и Сахеля. Среди этих «других угроз» Мессахель назвал организованную преступность с наркотрафиком, а также бедность.

19 ноября аналогичные консультации прошли в Алжире между главами МИД АНДР и Нигера. Как констатировал нигерский министр Мохаммед Базум, две страны поддерживают «великолепные» отношения, которые интенсифицировались в связи с актуализацией проблем бандитизма и терроризма в зоне Сахеля.

9 ноября в телефонном интервью частному мавританскому информационному агентству видный полевой командир АКМ Мохтар Бельмохтар подтвердил то, что уже давно тревожило многих наблюдателей за событиями в регионе, а именно – АКМ получила первые партии оружия, похищенного со складов Каддафи в ходе конфликта в Ливии. Получение этого оружия – первые предвестник ожидаемой активизации формирований АКМ, действующих на территории Алжира, Нигера, Мавритании и Мали.

16 – 17 ноября Алжир принял заседание Рабочей группы по Сахелю, созданной в сентябре с.г. в Нью-Йорке в рамках Глобального форума по борьбе против терроризма. Одно проходило на уровне экспертов под сопредседательством Алжира и Канады. В ходе заседания примерно 150 экспертов из разных стран обсуждали вопросы оказания помощи Алжиру, Нигеру, Мавритании и Мали в борьбе с терроризмом, и в частности, с АКМ. По оценке экспертов, численность формирований АКМ в настоящее время составляет порядка 400 человек. По их данным, именно АКМ оказывает организационную поддержку своим единомышленникам в Нигерии, где они действуют под вывеской организации «Боко Харам», на счету которой несколько кровопролитных вылазок. На наличии такой связи настаивали, в частности, эксперты из Нигерии.

Еще одна задача со многими неизвестными – как поведут себя туареги, воевавшие на стороне Каддафи и вернувшиеся к своим очагам в соседних с Ливией странах с горами оружия. Как подчеркивали эксперты, главное сейчас для властей стран региона – создать для них такие условия, при которых они бы не оказались в рядах АКМ.

На заседании в Алжире выступил, в частности, глава специальной американской рабочей группы Деррин Смит, занимавшийся поиском следов расхищенных со складов Каддафи переносных зенитных ракетных комплексов /ПЗРК/. Он утверждал, что пока «нет никаких подтвержденных доказательств того, что ПЗРК попали в руки злоумышленников или террористов».

В течение ноября Алжир на уровне Лиги арабских государств /ЛАГ/ неоднократно предпринимал попытки смягчить позицию ЛАГ по Сирии.

13 ноября Алжир выдвинул предположение, что решение ЛАГ о приостановке начиная с 16 ноября членства САР в этой организации будет пересмотрено еще до этой даты. Одновременно глава МИД АНДР Мурад Меделси заявил, что в отличие от многих других арабских стран Алжир не будет отзывать своего посла из Дамаска. На подобной мере настаивала ЛАГ для всех стран-участниц панарабской организации, оставив за ними право принятия подобного решения. По мнению Меделси, на тот момент «более важным являлось укрепление алжиро-сирийских отношений с тем, чтобы иметь возможность реализовать арабский план» по урегулированию внутрисирийского кризиса. Присутствовавший в момент этого заявления в Алжире глава МИД АРЕ Мохаммед Камель Амр в свою очередь заявил, что «целью АНДР и Египта /в отношении Сирии/ является недопущение иностранного вмешательства в дела этой страны под каким бы то ни было прикрытием».

Меделси также сообщил, что 12 ноября, когда в Каире главы МИД арабских стран обсуждали меры против Дамаска, Алжир «отверг» первую версию резолюции. Более того, он пригрозил покинуть заседание, если бы эта версия была принята. При этом алжирский министр не уточнил источник разногласий со своими коллегами из других арабских стран.

Как известно, за финальную версию заявления ЛАГ по Сирии проголосовали 18 из 22 стран-участниц панарабской организации. Ливан, Йемен и Ирак не поддержали заявление ЛАГ по Сирии, которое Дамаск осудил как «незаконное».

В начале ноября в Алжире с визитом побывал помощник госсекретаря США по делам стран Магриба Роберт Максвелл. В ходе встречи с алжирскими журналистами ему был задан вопрос об отношении США к тому, что в Тунисе к власти пришли исламисты, а в Ливии Переходный национальны совет /ПНС/ намерен ввести законы шариата. По словам Максвелла, США будут судить о деятельности новых властей Туниса и Ливии не по их отношению к религии, а по степени их уважения к основным принципам демократии.

«Мы озабочены тем, чтобы новые правительства были демократичными, чтобы в их составе были женщины и представители меньшинств, чтобы они отвечали надеждам и чаяниям народов, которые они представляют, — заметил он. – Если эти принципы будут уважаться, мы будем работать с новыми правительствами /этих стран/». По оценке Максвелла, ПНС «противостоит многочисленным вызовам, и правительство США готово поддержать ПНС в борьбе с этими вызовами».

19 ноября в Алжир с 3-хдневным визитом прибыл лидер тунисских исламистов Рашид Ганнуши. В самом Тунисе его партия «Ан-Нахда» в ходе состоявшихся 23 октября парламентских выборов одержала победу, получив 89 мест из 217 в Учредительной ассамблее. Визит Ганнуши в Алжир стал его первой официальной поездкой за границу. По данным алжирской прессы, принимать Ганнуши было поручено спикеру Сената /верхняя палата алжирского парламента/ Абделькадеру Бенсалаху. Такой уровень приема соответствует главе государства.

Ганнуши неоднократно бывал в Алжире в 80-е годы прошлого столетия, когда страной руководил президент Шадли Бенджедид. Затем, уже находясь в Лондоне, он подвизался в качестве «советника» Исламского фронта спасения, запрещенного в 1992г.

Предыдущий визит в Алжир Ганнуши совершил в августе с.г. Тогда он приехал в столицу АНДР для участия в похоронах бывшего министра по делам религии Абдельхамида Шибана. В ходе той поездки Ганнуши встретился с лидером Фронта национального освобождения Абдельазизом Бельхадемом, пользующимся репутацией человека, близкого по своим взглядам к исламистам.

26 ноября на алжирской политической сцене вновь появился Абдалла Джабалла. Этот радикально настроенный исламист объявил о запуске процесса легализации новой исламистской партии – Фронт за правосудие и развитие /ФПР/. В начале 90-х годов прошлого столетия Джабалла основал партию «Движение ан-Нахда». В 2000г. он вышел из этой партии и основал Движение национальной реформы. В обеих случаях он порывал со своими партиями из-за внутренних разногласий. В 1999 и 2004гг. Джабалла баллотировался на избрание на президентских выборах. В обеих случаях одним из его соперников был Бутефлика.

В ноябре продолжилась чехарда в руководстве государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК. 17 ноября президент Алжира Абдельазиз Бутефлика уволил генерального директора компании Нуреддина Шеруати, назначив на его место Абдельхамида Зергуина, занимавшего до этого пост высокопоставленного функционера СОНАТРАК. Шеруати занимал пост генерального директора этой компании менее чем два года. Всего начиная с 2009г., когда был снят с должности, а затем привлечен к уголовной ответственности Мохаммед Мезиан, во главе СОНАТРАК уже сменились четыре генеральных директора.

В конце ноября российская корпорация «Иркут» поставила ВВС Алжира первые три учебно-боевых самолета /УБС/ Як-130. Самолеты были доставлены из Иркутска в Алжир на борту транспортного самолета Ан-124. Ожидается, что до конца 2011г. «Иркут» поставит в Алжир все 16 заказанных этой страной УБС Як-130.

Контракт на поставку 16-ти Як-130 Алжиру был подписан «Рособоронэкспортом» в 2006г. Он был заключен в рамках пакетного соглашения общей стоимостью около 6 млрд долларов, подписанного в 2006г. в ходе визита в Алжир президента РФ Владимира Путина. Стоимость сделки по УБС – около 200 млн долларов.

В соответствии с условиями контракта, большая группа алжирских летчиков и техников прошла курс теоретической и практической подготовки по управлению и эксплуатации Як-130 на Иркутском авиационном заводе, где собирается этот УБС.

В целом, Алжиру пока удается проводить достаточно независимую политику на региональном уровне, причем он делает это, несмотря на оказываемое на него очевидное давление извне. Подобная неуступчивость может вызвать у некоторых вершителей судеб народов арабских стран стремление нарушить сложившийся в Алжире порядок вещей и заставить его пойти по пути некоторых соседей.

52.34MB | MySQL:103 | 0,537sec