Судан: ситуация в Дарфуре (по линии противостояния между армией и повстанцами)

Дарфур остается одной из ключевых кризисных точек на карте Судана, которая в глобальном плане может оказать дестабилизирующее влияние на регион Центральной и Восточной Африки. На развитие ситуации в Дарфуре оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых необходимо отметить основные: противостояние между суданскими вооруженными силами и повстанцами; племенные столкновения и растущая роль криминалитета. Кроме того, в регион начинает поступать похищенное со складов в Ливии оружие, в том числе и ПЗРК. При этом необходимо отметить, что цифра в 10 тыс. ПЗРК «Стрела», которая фигурирует сейчас в отечественных СМИ, не совсем корректна. Речь идет о непосредственно зарядах к ПЗРК, а не о самих системах. Но по большому счету, это мало что меняет.

При этом жертвы непосредственно боевых столкновений в принципе уже несколько лет составляют примерно треть от общего количества. Эта константа в ближайшем будущем может измениться в сторону увеличения. Аналитики объясняют это следующими моментами. Прежде всего, это создание альянса повстанческих групп (СОД-Нура, СОД-Минави, ДСР, ДОС-Карбино) в Кауде 8 августа с.г (по другой информации — в Кампале) при спонсорской поддержке Южного Судана, а также уже упоминающиеся обилие бесхозных «стволов» в регионе.

К концу 2011 года присутствие повстанческих групп в регионе характеризуется следующими моментами.

На севере: СОД-Нура присутствует в районе Джебаль Элса. При этом группа утратила доминирующие позиции в центре своего традиционного оплота в Джебаль Марра, который перешел под контроль суданской армии. Сторонники Нура сохраняют свои позиции в ряде анклавов, таких как Кутум и Сортони. Группы ДСР и СОД-Минави дислоцированы в районах Шангил Тобайя, Ваддах, Эль-Хара, районы вдоль Вади Хавар, такие как Музбат и Шегег Каро.

Столкновения за 2011 год были сконцентрированы в Шангил Тобайя, Джебаль Марра и Шаерийя. Число погибших с 215 в 2010 году выросло до 236 в 2011.

На юге: СОД-Минави присутствуют в Кнор-Абеше, Лабодо, Мухаджерия, горы Адула. Отряды ДСР сосредоточены вокруг Аль-Фердоуса. ДОС-Карбино – в Ам-Дафук и вокруг Ньялы.

Число погибших в столкновениях сократилось с 528 в 2010 году до 63 в нынешнем.

На западе. Группы СОД-Минави совместно с ДСР дислоцированы в Тине, Корной, Умм Бару, Шегег Каро и Фур Авийя. Сторонники Минави присутствуют в Бейда, Мастери, Аль-Керейник. СОД-Нур базируется на периферии Джебаль Марра (Нертити, Рокеро, Голо, Заленгей).

Число погибших сократилось с 296 в 2010 году до 56 в 2011 году.

На развитие ситуации оказал свое влияние процесс мирного урегулирования «Дарфур-Дарфур», который был запущен Хартумом в качестве альтернативы «катарской инициативе». В его рамках летом сего года суданскими властями было объявлено 90-дневное перемирие, которое должно было стимулировать повстанческие группы к разоружению и началу мирных переговоров. Необходимо отметить, что возложенные на амнистию надежды не оправдались. На переговоры с правительством согласились только лишь малочисленные группировки, которые не представляют серьезной военной силы и не оказывают серьезного влияния на процесс преодоления кризиса. Тем не менее, Хартуму удалось подписать соглашение с Альянсом кочевников в июле 2011 года, и стимулировать раскол в рядах ДСР в сентябре с.г, когда из движения вышло 23 полевых командира во главе с заместителем Х.Ибрагима Бахром Мухамединном. Справедливости ради необходимо отметить, что в данном вопросе определяющую роль сыграли события в Ливии и поражение М.Каддафи, который долгое время являлся спонсором группировки.

Повстанцы в свою очередь вышли на заключение альянса между собой с активным присутствием Суданского народно-освободительного движения (СНОД)-север. Совершенно очевидно, что этот альянс полностью поддерживается южносуданцами, которые используют его в качестве своеобразного механизма давления на Хартум в рамках переговорного процесса, прежде всего, в отношении будущего соглашения о разделе выручки от экспорта углеводородов.

Таким образом, аналитики сходятся во мнении, что в 2012 году следует ожидать активизацию насилия в регионе. При этом потенциальными очагами противостояния останутся примерно те же районы: Тинамузбат, Бир Синди, Эль Хаара, Сортони, Кагуро, Шангил Тобайя, Сабит, Дар Аль-Салам, Абу Зерега, Эль-Тавиша, Хасканита, Мастери, Бейда, Джебаль Марра, Кнор Абеше, Манаваши, Шаерийя, Лабадо и Мухаджерия. Столкновения ожидаются и на границе между Южным и Северным Суданом по реке Киир.

52.17MB | MySQL:103 | 0,482sec