Йемен: о гибели российских граждан

По сообщениям информационных агентств, в ходе вооруженных столкновений между суннитскими и шиитскими вооруженными отрядами в Йемене погибли четыре российских гражданина. По тем же данным, они входили в число обучающихся в религиозном центре «Дар аль-Хадис» в районе города Дамаг провинции Саада.

Хотя имена студентов не называются, МИД РФ на своем официальном сайте привел данные о том, что в указанном центре в настоящее время находится 36 граждан России, включая членов семей обучающихся.

Религиозный центр «Дар аль-Хадис» был образован в 80-х годах прошлого века известным религиозным деятелем салафитского толка, ныне покойным Мукбилем аль-Уади. Его финансирование осуществляется из Саудовской Аравии, и в принципе можно совершенно оправданно констатировать тот факт, что «Дар аль-Хадис» является чисто саудовским проектом. В нем проходят обучение граждане многих стран, среди них есть и американцы, и европейцы. Общее число учащихся оценивается, по разным оценкам, от трех до пяти тысяч человек. При этом необходимо отметить, что «Дар аль-Хадис», несмотря на то, что его заканчивали в свое время несколько высокопоставленных руководителей йеменской партии «Аль-Ислах», в принципе все-таки имеет чисто ваххабитскую идеологическую «начинку». «Аль-Ислах» же скорее представляет собой йеменскую ветвь движения «Братьев—мусульман». «Дар аль-Хадис», таким образом, является классическим образцом саудовского инструмента — «кузницы кадров» радикалов в том числе из европейских стран и США, что, по идее, должно было бы очень насторожить Вашингтон. Однако отметим, что до сего времени американцы не слишком афишируют эту тему.

Цель образования данного центра именно в провинции Саада также, в общем-то, понятна: Эр-Рияду было необходимо установить свой пропагандистский и образовательный центр именно в «гуще» враждебных им зейдитов, которых еще также называют повстанцами-хауси. При этом никаких суннитских племен в близости от центра не проживает.

Бои за «Дар аль-Хадис» идут уже более трех месяцев, он находится в блокаде уже 65 дней, его обитатели испытывают большие проблемы с продовольствием и питьевой водой. Но видимо не с боеприпасами, поскольку все это время центр продолжает держаться. Цель хауси в данном случае также очень прозрачна: они стараются «убрать» со своей территории враждебных им салафитов, которые являются продуктом деятельности все тех же саудовцев. Последние не испытывают теплых чувств к хауси (особенно после последней военной кампании, когда элитной саудовской Национальной гвардии было нанесено очень обидное и чувствительное поражение со стороны повстанцев). Вот собственно и суть происходящего.

Хауси сейчас вновь начинают активно отрабатывать давнюю тему «об автономии» районов своего компактного проживания, что явно вредит делу консолидации политических сил в стране. Они серьезно поссорились с руководством «Лика Муштарака», и теперь взяли курс на создание собственного анклава, прежде всего в провинции Саада. Помимо общей нестабильности на севере, это может стимулировать и сепаратистские тенденции на юге Йемена. Напомним, что сохранение единства страны является «краеугольным камнем» инициативы стран Персидского залива, которая сейчас и реализуется в рамках передачи власти от президента А.А.Салеха новому правительству. Деятельность хауси, таким образом, может поставить под угрозу выполнение инициативы и дать Салеху некий шанс на возвращение во власть. А то, что президентские амбиции у него сохраняются, иллюстрирует факт того, что он, например, отказывается выезжать в США на лечение по «обычной» визе, а требует «президентскую».

Справедливости ради надо отметить, что шанс его возвращения во власть довольно призрачный. Но, тем не менее, видимо в свое время он не просто так распорядился передать в Сааде склады с вооружением хауси. Сейчас повстанцы контролируют не только Сааду, но и часть Хаджи. При этом они несут довольно серьезные потери в живой силе. Тем не менее, перспектива новой войны центральных властей (кто бы их не возглавлял) и сепаратистов на севере вполне реальна.

Что же касается погибших российских граждан, то есть все основания полагать, что таковыми они являются только по паспорту. В центре в основном обучаются уроженцы республик Центральной Азии. Они же, кстати, составляли и основной костяк «российских студентов» в недавно закрытом университете «Иман».

Обучение российских граждан в зарубежных исламских центрах вызывает тревогу, так как возвращаются они в родные места не только соответствующим образом «идеологически подкованными», но и с финансовыми средствами (особенно из Катара), а то и с военной подготовкой. Последнее подтверждается фактом гибели в бою четырех российских граждан в Йемене.

52.21MB | MySQL:103 | 0,572sec