Об итогах 2-ой конференции сомалийских политических лидеров

21-24 декабря в столице сомалийской автономии Пунтленд городе Гароуэ состоялась 2-ая конференция политических лидеров Сомали по проблемам завершения переходного периода в стране. Данная конференция была организована Политическим представительством ООН в Сомали (UNPOS) и проводилась в соответствии с ранее принятой «дорожной картой» и договоренностями между Временным федеральным правительством (ВФП) Сомали и руководством Пунтленда. Участниками конференции в Гароуэ стали в основном те же политические лидеры, которые принимали участие в 1-ой конференции, проходившей в сентябре 2011 г. в Могадишо, причем статус некоторых из них теперь уже оказался под вопросом. В их числе — временный президент Сомали шейх Шариф Шейх Ахмед, премьер-министр ВФП Абдивели Махамед Али «Гас», бывший председатель федерального парламента Шариф Хасан Шейх Аден (смещенный с этого поста решением парламента 13.12.11), президент Пунтленда Абдирахман Махамед Махмуд «Фароле», бывший президент автономии Гальмудуг Махамед Ахмед Алин (отправленный парламентом в отставку 1.12.11), представитель одной из фракций «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» шейх Махамед Махмуд Юсуф «Ау-Либах» (не уполномоченный официальным руководством этой организации на участие) и некоторые общественные деятели, отобранные руководством UNPOS. На открытии конференции в Гароуэ присутствовали также представители Африканского союза, региональной организации IGAD, Лиги арабских государств, иностранные дипломаты. Официальные делегации ни от федерального парламента Сомали, ни от «Ахлу Сунна уаль-Джамаа», ни от других сомалийских политических группировок, действующих в центральных и южных частях страны, участия в конференции не принимали.

Основными вопросами повестки дня конференции были порядок принятия будущей конституции Сомали и реформирование федерального парламента. По этим вопросам между участниками конференции, главным образом между представителями федеральных властей и руководством Пунтленда, возникли разногласия, из-за чего завершение конференции пришлось отложить на один день. Главным спорным моментом стал вопрос о порядке избрания нового федерального парламента. Большинство участников конференции высказались за сохранение прежней «родоплеменной» системы избрания депутатов, по которой старейшины основных сомалийских родоплеменных общин избирают в парламент своих представителей в соответствии с установленными квотами*, тогда как президент Пунтленда настаивал на избрании депутатов по территориальному принципу. В ходе дополнительных переговоров сторонам удалось найти компромиссное решение и подписать итоговое соглашение по принципиальным вопросам принятия конституции и завершения переходного периода в Сомали. Участники конференции договорились о следующем:

— принятие национальной конституции в переходный период поручить Конституционному собранию, которое будет состоять из 1000 делегатов, причем 30% делегатских мандатов выделяется женщинам; в будущем, по мере стабилизации обстановки в стране, конституция должна быть окончательно принята путем проведения общенационального референдума;

— делегаты Конституционного собрания будут избираться в сомалийских регионах (автономиях) на основании предложений старейшин племен и общественности или выдвигаться старейшинами племен на тех территориях, где региональные администрации еще не сформированы;

— экспертному комитету завершить разработку проекта конституции до 20 апреля 2012 г. и не позднее 5 мая передать его в независимую конституционную комиссию;

— Конституционному собранию провести голосование по конституции в период с 15 по 22 мая 2012 г., после 30 мая Конституционное собрание должно быть распущено;

— сократить число мест в новом федеральном парламенте до 225, из которых 20% (45 мест) выделить женщинам;

— поскольку нынешняя ситуация в стране не позволяет проведение прямых выборов, новый парламент первого созыва сформировать по прежней «родоплеменной» избирательной системе сроком на четыре года; он будет состоять из верхней палаты, в которую войдут представители существующих автономий (субъектов федерации), и нижней палаты, избираемой по прежней «родоплеменной» системе;

— действие этой системы ограничить сроком работы нового парламента первого созыва и в последующем окончательно отказаться от нее;

— выборы в новый парламент провести в июне 2012 г., для чего сформировать временную независимую избирательную комиссию (из 15 человек), которая должна утверждать представляемые кандидатуры депутатов; парламент привести к присяге 15 июня и к 20 июля избрать его руководство;

— уполномочить новый парламент и правительство обеспечить подготовку и проведение референдума по конституции и всеобщих выборов, начиная с выборов в местные органы власти и завершая общенациональными выборами;

— выборы президента провести 20 августа 2012 г.

Участники конференции также договорились через месяц еще раз собраться в Гароуэ и продолжить обсуждение будущего федерального устройства сомалийского государства. Кроме того, они призвали парламентариев соблюдать положения Кампальского соглашения, а международное сообщество пресекать любые попытки отстранения от должности президента, премьер-министра, председателя парламента Сомали и его заместителей.

Итоги 2-ой конференции политических лидеров Сомали в целом свидетельствуют об их продвижении по пути национального примирения и восстановления сомалийской государственности в соответствии с ранее принятой «дорожной картой». Вместе с тем, по прежнему ограниченный круг участников конференции и сомнительная легитимность определенных делегаций могут дать основание парламенту Сомали и ряду сомалийских политических группировок для оспаривания законности принятых решений.

Такая реакция парламентариев и других сомалийских политиков вполне вероятна с учетом того, что в ходе продолжающегося политического кризиса в федеральных органах власти Сомали ВФП встало на сторону бывшего председателя парламента и приняло ряд сомнительных с юридической точки зрения решений. Во всяком случае, изданная 22 декабря директива министра внутренних дел и безопасности Сомали о запрете проведения заседаний парламента в течение месяца в целях «обеспечения личной безопасности» депутатов противоречит действующим сомалийским законам, положениям Кампальского соглашения и просто здравому смыслу. Временно исполняющий обязанности председателя парламента Ахмед Димбил Робле «Асоуэ» назвал данную директиву нелепой и заявил, что правительство не сможет помешать депутатам проводить плановые заседания парламента. Он также отметил, что парламентарии выступают не против «дорожной карты» или проведения конференции в Гароуэ, а против подхода UNPOS к ее организации и приглашения туда Шарифа Хасана, который теперь не уполномочен представлять федеральный парламент. Ахмед «Асоуэ» также заявил, что выборы нового руководства парламента назначены на 2 января 2012 г.

Лидер оппозиционной Шарифу Хасану депутатской группы в парламенте Махамед Хусейн «Илкадахаб» отозвался о результатах конференции в Гароуэ более резко, заявив, что «три человека (имеются в виду Шариф Ахмед, Шариф Хасан и Абдирахман «Фароле»), представляющие лишь два региона Сомали, не могут выражать волю всего сомалийского народа». По его сведениям, в Гароуэ состоялся сговор этих лиц по разделению власти между собой после августа 2012 года: Абдирахман «Фароле» должен стать президентом Сомали, Шариф Ахмед – премьер-министром, а Шариф Хасан оставит за собой пост председателя в новом парламенте. Абдивели «Гасу» предложат пост вице-премьера, а руководству Гальмудуга и организации «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» — по пять министерских портфелей и соответствующее число депутатских мест в парламенте.

Таким образом, в ближайшее время следует ожидать продолжения борьбы за власть в Сомали между различными политическими и этническими группировками, что может негативно отразиться на решении проблем национального примирения и стабилизации обстановки в стране. В этой ситуации вызывает недоумение позиция UNPOS в отношении сомалийского политического кризиса. Стремясь обеспечить выполнение «дорожной карты» любой ценой, чиновники ООН, по-видимому, забыли о принципах нейтралитета и невмешательства во внутриполитическую борьбу и явно заняли в ней сторону Шарифа Хасана и других политиков с сомнительной репутацией. Такая политика руководства UNPOS в Сомали вызывает растущее негативное отношение к его деятельности со стороны многих сомалийских политических и общественных организаций. «Продавливание» навязанных сомалийскому обществу решений извне, как показывает опыт прошлых лет, вряд ли способно обеспечить достижение прочного мира и стабильности в Сомали. Для успешной реализации «дорожной карты», на наш взгляд, необходимо придерживаться провозглашенных в ней принципов взаимодействия всех органов власти и привлечения широких общественных структур к решению важнейших национальных проблем.

*Примечание: действующая в Сомали «родоплеменная» избирательная система, или как еще ее называют «система 4,5», предусматривает, что четырем основным сомалийским этническим группам — хавие, дарод, дир (вместе с исак) и раханвейн — выделяются равные квоты в парламенте и правительстве, а все остальные, малочисленные, племена получают половину такой квоты.

52.29MB | MySQL:103 | 0,490sec