Поездка главы МИДа ФРГ Гидо Вестервелле на Ближний Восток: встречи, итоги и ожидания

«Ближневосточный шпагат Вестервелле: глава федерального МИДа в качестве кризисного менеджера». Заголовки подобного рода в германских СМИ точно отражают состояние правительства ФРГ, которое должно вписаться в новые арабские реалии. Определить основные векторы германо-арабских и германо-израильских отношений и должна была поездка Г. Вестервелле, рассчитанная на пять дней, начиная с 29 января с.г. Он провел переговоры с руководством Иордании, Египта, Израиля и Палестинской национальной администрации, главными темами которых стали всплеск насилия в Сирии, ближневосточный мирный процесс, спор вокруг ядерной программы Ирана, а также ход реформ в регионе спустя год после начала «арабской весны».

Иордания: партнерство во имя мира на Ближнем Востоке

Шеф федерального МИДа неслучайно начал свой визит с Иордании: эта страна сегодня ключевая в израильско-палестинской перезагрузке.

Ситуация в Сирии и ближневосточный мирный процесс — эти вопросы, помимо двусторонних отношений, были наиболее важными в ходе переговоров между министром иностранных дел Гидо Вестервелле и его иорданским коллегой Насером Джуде в Аммане. Обмен мнениями по поводу ситуации в Сирии показал схожесть позиций. «Мы хотим, чтобы Лига арабских государств дала толчок к разрешению кризиса в Сирии», отметил Вестервелле. Они пришли к выводу о том, что необходима «жесткая резолюция арабских стран и мирового сообщества, позволяющая прекратить насилие в Сирии как можно быстрее». «Лига арабских государств играет ключевую роль в урегулировании этого конфликта», подчеркнул Г. Вестервелле.

Впервые с 2010 г. в январе 2012-го по инициативе иорданской стороны прошли прямые переговоры между Израилем и ПНА в рамках усилий «квартета». Ход переговоров в Аммане имеет большое значение и служит определенным гарантом по укреплению доверия. Вестервеллеле поблагодарил политическое руководство и инициативы короля Иордании и иорданского министра иностранных дел за содействие в решении главной задачи региональной политики — палестино-израильского конфликта. По оценкам экспертов, более 60% иорданцев — палестинского происхождения. Все события, которые происходят на палестинских территориях, имеют прямое воздействие на внутреннюю стабильность Иордании. Иордания подписала в 1994 г. мирный договор с Израилем. Это особо отмечалось в Аммане в ходе встречи с премьер-министром Аун аль-Хасауном.

Встречи в Иордании подчеркнули «отличный уровень двусторонних отношений». «Мы рассчитываем на Иорданию», сказал Г. Вестервелле, имея в виду обилие совместных проектов, к важнейшим из которых, безусловно, относится деятельность Немецко-иорданского университета, открывшегося в октябре 2005 г. В настоящее время здесь обучаются 2500 студентов.

И политически, и экономически, и в плане политического и технологического сотрудничества Германия является одним из важнейших партнеров Иордании. Иордания — одна из стран-партнеров, как именуется специальная программа федерального правительства по борьбе с нищетой. ФРГ содействует Иордании в реализации проектов в водном секторе. С немецкой помощью разработана новая национальная водная стратегия, на основе которой создан готовящийся к принятию в Иордании Закон о воде. Вестервелле считает, что он, как и другие законодательные акты, а также стремление Иордании к реформам заложат основы для расширения участия граждан страны в политической и экономической жизни. Он подтвердил, что «смелые реформы» иорданской власти найдут поддержку Германии и приведут «к ощутимым результатам».

Египет: новые партнеры по переговорам

Федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле прибыл в Каир через год после начала восстания против президента Хосни Мубарака. Это уже третий его визит в страну после начала протестного движения. Романтические ожидания организаторов демонстраций, передача власти в руки военной элиты, надежды на скорые перемены с ее помощью, разочарование сторонников светского пути в связи с победой исламистов — «арабская весна» в египетском формате, какой ее видел на протяжении года федеральный министр, навела его на определенного рода размышления, которыми он поделился в ходе встреч в Каире.

Его встретила фактически вторая волна протестного движения, которая отражала не только радость египтян. Праздничное настроение в столице Египта было омрачено разочарованием. Как отмечают СМИ ФРГ, незадолго до прибытия немецкого официального лица, а именно 25 января, в стране был объявлен выходной день. В центре Каира и других крупных египетских городов прошли массовые манифестации, организованные на фоне частичной отмены законов о чрезвычайном положении, крайне непопулярных среди местного населения, а также освобождения известного блогера Майкеля Набиля Санада, критиковавшего власти за насилие в отношении демонстрантов и получившего за это три года тюремного заключения. Однако эти и другие шаги не удовлетворили правозащитные группы и общественных активистов, требующих скорейшей передачи власти гражданским институтам. Многие участники продолжающихся и поныне демонстраций говорят о том, что кроме свержения президента Хосни Мубарака и передачи власти его давнему соратнику фельдмаршалу Мохамеду Хуссейну Тантауи никаких реальных перемен в стране не наблюдается.

Немецкие эксперты подтверждают: ни одно из требований демонстрантов, выдвинутых год назад на площади Ат-Тахрир, выполнено не было. Не были наказаны убийцы мирных демонстрантов. Не завершен суд над Хосни Мубараком. Понятно, если Мубарак будет казнен, это возмутит значительную часть египетского населения: у него много сторонников. Нередки массовые столкновения по вопросу суда над Мубараком. Если суд приговорит экс-лидера к казни, это подорвет облик нового египетского правительства. В случае помилования Мубарака вероятна новая волна возмущения с непредсказуемым уровнем насилия. Вестервелле прибыл в Каир, чтобы вникнуть в особенности ситуации.

Беседы с нынешним и вероятным политическим руководством страны в лице Мохамеда Хуссейна Тантауи, Мохаммеда Морси и Амры Мусы, с представителями христианского меньшинства дали представление об изменениях в общественном ландшафте Египта. Факт, что консервативная Партия за свободу и справедливость (относительно умеренная часть «Братьев-мусульман») набрала 47% мест и определяет облик нового египетского парламента, продиктовал специфическую атмосферу переговоров. В частности, Морси призвал ФРГ к поддержке экономики Египта, особенно туризма, сильно пострадавшего в результате политических потрясений последних месяцев. Смысл переговоров с египетским коллегой Мохаммедом Камелем Амром сводился к обсуждению региональных проблем. В их числе ситуация в Сирии, ближневосточный мирный процесс, а также ход реализации «Берлинской декларации» — основополагающего документа о германо-египетских отношениях на основе движения Египта к демократическим преобразованиям. Г. Вестервелле призвал египетского коллегу, который причастен к подписанию документа в августе 2011 г., к мониторингу «Берлинской декларации», чтобы понять, есть ли за минувшие полгода сдвиги в реализации проектов по созданию независимой правовой системы, независимых СМИ, по поддержке правозащитников. В любом случае, это свидетельствует о серьезных сомнениях федерального кабмина в близости политических ожиданий Берлина и Каира.

У публициста Ахдаф Суейф, которая живет в Каире и Лондоне, специализируясь на политических исследованиях в The Guardian (Лондон) и Al-Shorouk (Каир), собственный взгляд на события «арабской весны». Суть этого взгляда оптимистическая: несмотря на приход к власти исламистских сил и сохраняющуюся мощь военной элиты, революция, начавшаяся год назад на площади Ат-Тахрир, все еще имеет шанс на успех. Основная ее задача не реализована: генералы все еще у власти, на которую посягают исламисты, а последних, по мнению Суейф, несмотря на их радикальность, следует воспринимать как неизбежную данность — они существуют, и с этим надо считаться. «Надеюсь, через пять лет, когда мы будем во второй раз проводить выборы, мы уже будем иметь сбалансированный парламент, и достаточно уверенно будем идти к свободе, справедливости и социальному прогрессу». Надежды базируются на полной перестройке силовых структур, в том числе аппарата безопасности «с небольшой по численности, но достойной полицией», крепкой армией, «которая видит свою задачу в том, чтобы защищать границы и суверенитет страны». По прогнозу Ахдаф Суейф, администрация будет отличаться высокой степенью децентрализации, и местные задачи будут выполняться значительно лучше, чем сегодня. Одновременно прогресс будет состоять в том, «чтобы возобновить нашу дружбу со странами региона — как в Африке, так и в некоторых частях Азии», сделать более сбалансированными и справедливыми «отношения с нашими друзьями в Европе и Америке».

Оптимистические настроения политолога не разделяют инвесторы и туристы, которые, как свидетельствует экономический обозреватель Даниэла Фридингер, по-прежнему избегают поездок в Египет. Она указывает, что ситуация все еще нестабильна, а «выдающаяся победа исламистов» отпугивает европейских предпринимателей и прежних любителей проводить отпуск на курортах страны. Ссылаясь на мнение Ченгиза Гюная, ближневосточного эксперта Австрийского института международной политики (OIIP), она отмечает: в 2011 г. Египет посетили 9 млн туристов, тогда как годом ранее — 15 млн. В том числе по этой причине ряд производственных показателей оказался значительно ниже. В частности, прирост на 5% меньше, чем в 2010-м. Причина сохраняющейся тенденции нестабильности в том, что «демократия не произойдет в одночасье». С другой стороны, до сих пор неясно, по каким критериям будет развиваться экономическая политика, проводимая «Братьями-мусульманами». Одновременно Ченгиз Гюнай отмечает создание сыном экс-президента Хосни Мубарака Гамалем мощного неолиберального движения в Египте, провозглашающего светский курс. Правда, в ответ «Братья-мусульмане», которые, как они подчеркивают, долгое время были в оппозиции, а теперь правомочны решать глобальные проблемы в стране, приглашают неолибералов к более активному участию в управлении государством и достижению путем консенсуса социальной справедливости. Чем закончится подобный альянс, состоится ли он вообще или это просто тактический ход «Братьев-мусульман», покажут дальнейшие события, отмечает эксперт OIIP.

Израиль и палестинские территории: продолжать ближневосточный мирный процесс

Главная цель поездки министра иностранных дел Гидо Вестервелле в Израиль и на палестинские территории — поощрить обе стороны к продолжению прямых переговоров, сказано в официальных документах федерального кабмина. Г. Вестервелле провел серию политических переговоров в Израиле, включая встречи с президентом Ш. Пересом, премьер-министром Б. Нетаниягу и министром иностранных дел А. Либерманом.

Федеральный министр сделал акцент на готовности обеих сторон к компромиссам как наиболее вероятному способу продолжения израильско-палестинского диалога. Была всесторонне обсуждена тема ядерной программы Ирана, имеющая как для ФРГ, так и для Израиля первостепенное значение. «Не существует сомнений для федерального правительства, что мы не принимаем вариант ядерного оружия в руках иранского правительства», подчеркнул Вестервелле. Это не просто вопрос безопасности Израиля или региона, а скорее, вопрос, который касается всего международного сообщества. Так, Европейский союз недавно предпринял значительное ужесточение санкций против Ирана, которое приветствовала израильская сторона.

Кроме обсуждения данного пакета вопросов, в программе значилось посещение мемориала Холокоста «Яд ва-Шем» в Иерусалиме, который, начиная с 2012 г., ежегодно вплоть до 2021 г. финансируется федеральным правительством (сумма составляет 1 млн евро). Средства пойдут на образовательные и архивные проекты. Г. Вестервелле от имени Германии вместе с израильским министром образования Гидеоном Сааром подписал соглашение о поддержке «Яд ва-Шем», что стало для высокого немецкого гостя «волнующим моментом… потому что здесь мы финансируем программу против забвения». Германия помнит о своей ответственности перед евреями, поэтому, оставляя память будущим поколениям, выполняет свою обязанность, чтобы «они могли бы поучиться» историческим урокам. Во время визита в «Яд ва-Шем» Г. Вестервелле встретился с жертвами Холокоста.

Поддержка жителей палестинских территорий — позиция ФРГ, подчеркнул Г. Вестервелле, встретившись 1 февраля в Рамалле с председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. В беседе приняли участие министр развития Германии Дирк Нибель и премьер-министр ПНА Салам Файяд. Это обозначило хозяйственный вектор переговоров. «Даже во времена ограниченных бюджетов мы стремимся к построению основ палестинского государства с жизнеспособной, эффективной структурой», отметил Вестервелле.

Для того чтобы процесс строительства проходил эффективнее, федеральный кабмин принял решение, начиная с 1 января 2012 г., присудить действующей в ФРГ палестинской генеральной делегации статус палестинской дипломатической миссии. Миссия будет действовать под руководством посла. Одновременно силами дипломатов и экспертов Германо-палестинского комитета по оказанию немецкой финансовой поддержки палестинцам будут представлены обоснования новых проектов, которые, несмотря на сложную бюджетную ситуацию в ФРГ, предстоит реализовать. Кроме того, продолжится оказание немецкой помощи палестинским беженцам по линии Ведомства по делам беженцев в составе ООН. В частности, в 2012 г. предусмотрено выделить на эти цели 11 млн евро, в том числе 8 млн евро в качестве добровольного взноса в совокупный бюджет ООН для помощи палестинским беженцам в виде первичной медицинской помощи, для развития сфер образования, здравоохранения и социальных нужд. Напомним, что мандат названного ведомства распространяется почти на 5 млн зарегистрированных беженцев. Кроме того, федеральное правительство берет на себя заботу о школьном питании более 80 тыс. учеников школ по линии ООН в Газе, выделяя 3 млн евро.

При этом в ходе переговоров Г. Вестервелле подчеркнул: «Положение палестинских беженцев может быть стабилизировано путем постоянного жительства, однако только на основе всеобъемлющих мирных переговоров. По этой причине нить разговора, начатого в Аммане между израильтянами и палестинцами, не должна быть утеряна. Настоящее время — очень важная фаза, в ходе которой принимаются ответственные решения». Федеральный министр призвал израильтян и палестинцев осознать ответственность момента, что «в интересах обеих сторон». Для этого израильские и палестинские руководители должны проявить добрую волю и способствовать мерам укрепления доверия с тем, что переговоры могли быть продолжены. О реакции палестинских лидеров на призыв немецкого гостя официальные источники ФРГ не сообщают.

Итоги поездки Г. Вестервелле на Ближний Восток подведены им самим в интервью Немецкому радио и суммированы нами в виде выводов.

Выводы

Первый. Победа исламистов в Египте воспринимается федеральным правительством, как общая тенденция: в арабском мире трижды — в Тунисе, Марокко и Египте — проходили выборы, и в каждом случае их выигрывали исламисты. Велико разочарование тех, кто, как год назад на площади «Ат-Тахрир», рисковал жизнью и сейчас вынужден наблюдать за тем, как бывшие еще недавно в политической тени побеждают на выборах. Это не способствует созданию в Египте единого, сплоченного народа и демократически ориентированного общества. В Египте исламисты, направив страх перед современным миром в политическое русло, призывают к арабско-мусульманской идентичности, на фоне которой вполне возможен откат к ценностям шариата и вероятное забвение романтических положений «Берлинской декларации» (одним из ее авторов был Г. Вестервелле). Для германо-египетских переговоров в Египте характерен сдержанный оптимизм, поскольку результаты революции остаются здесь по-прежнему малопредсказуемыми.

Второй. По мнению Г. Вестервелле, ситуация, касающаяся ближневосточного мирного процесса, охарактеризованного Генсеком ООН как тупиковая ввиду того, что обе стороны продолжают направленные друг против друга провокации, является несколько иной. Обе стороны — и израильская и палестинская — выразили готовность к продолжению разговора. При этом в германо-израильском и германо-палестинском векторах наблюдается полное доверие ввиду того, что «у нас прекрасные отношения» с каждой стороной. С одной стороны, основополагающим понятием для ФРГ является безопасность Израиля, с другой стороны, содействие созданию структур будущего палестинского государства.

Третий. Позиция ФРГ вновь была донесена до израильских и палестинских лидеров. Она рассчитана на то, что в ходе непростого диалога «никакие односторонние действия не должны быть допущены», а они вероятны, поскольку «не надо забывать, что отказа от насилия со стороны ХАМАСа пока не последовало». «Мы стараемся внести вклад по мере своих сил», — отметил Г. Вестервелле, оговорившись, что сейчас не следует успокаиваться, «потому что мы знаем: конфликт на Ближнем Востоке продолжается десятилетия» и не может прекратиться в одночасье.

Четвертый. «Мы поддерживаем создание палестинского государства, и не только на словах, но и делами». Для этого создан оргкомитет между Палестинской администрацией и Федеральным правительством Германии, по результатам совещаний которого можно говорить о практических результатах в планировании и развитии партнерства. Декларируя и осуществляя конкретные формы поддержки палестинцам, немцы усиливают политико-экономические связи с Израилем, поскольку для настоящего момента характерна «тесная дружба с Израилем, а это в действительности гораздо больше, чем ответственность за прошлое, — это ценность партнерства, которое связывает нас с демократией в Израиле».

Пятый. Немецкие эксперты отмечают ряд последствий визита Г. Вестервелле, в том числе весьма тревожный и симптоматичный: лидер ХАМАСа Халед Машаль прибыл в Амман на переговоры с королем Иордании Абдаллой II. Это первый официальный визит в Иорданию главы террористической палестинской группировки за последние 12 лет после изгнания Машаля и трех других чиновников ХАМАСа из Аммана в 1999 г. Если учесть, что в октябре 2011 г. премьер-министр Иордании Аун аль-Хасаун назвал высылку из страны членов ХАМАСа «конституционной и правовой ошибкой», то возможность «открыть новую страницу» в связях между Амманом и ХАМАСом следует воспринимать как определенную угрозу эффективности Иордании как посредника в израильско-палестинских переговорах.

Использованы данные сайтов федерального МИДа, Welt online, Deutsche Welle, Handelsblatt, Qantara.de, Wirtschaftsblatt.

52.26MB | MySQL:103 | 0,534sec