Вероятность ядерного оснащения израильской подлодки «Дельфин»

Тема израильского подводного флота, создаваемого совместными немецко-израильскими усилиями, включая военных экспертов, конструкторов и судостроителей, по известным причинам окружена завесой тайны. Во-первых, существует ряд тайных и явных договоренностей между двумя странами о военно-техническом сотрудничестве, некоторым из которых уже более полувека. Во-вторых, понятна эксклюзивность разработок, в которых задействованы ведущие научно-исследовательские центры ФРГ и Израиля. В-третьих, речь идет о бизнесе, который ведет счет на миллиарды евро, и о системе взаиморасчетов, о которой можно только догадываться.

Поставка подводных лодок «Дельфин» в Израиль всегда была весьма спорным вопросом для политиков ФРГ. Не только потому, что стоимость проектов шла на миллиарды евро. В 2011 году федеральное правительство критиковало продолжение израильской политики поселений и нежелание правительства Биньямина Нетаниягу вступать в серьезные переговоры на эту тему с палестинцами. Огорчала немцев и позиция палестинцев, которые вели свою политическую игру, чтобы заставить Израиль смириться с их требованиями. Все эти и другие факты привели к тому, что в среде лидеров ФРГ стали нарастать иные настроения. В их числе угроза отмены проекта по поставке шестой подводной лодки.

Наиболее важным моментом для критики является широко распространенное предположение, что Израиль способен использовать подлодки в качестве носителя ядерного оружия. Таким образом, Германия становилась помощником по укреплению ядерного потенциала страны, которая даже не является членом Договора о нераспространении ядерного оружия. В Германии этот договор известен под названием «Договор о нераспространении». Получалось, что, способствуя Израилю в расширении мощного подводного флота, Германия как раз действует наоборот — помогает этому распространению. Это явилось достаточно веской причиной, чтобы более внимательно отслеживать факты, новости, слухи о немецких поставках «Дельфинов» в Израиль.

Относится ли «Дельфин» к носителям ядерного оружия, считается вопросом вопросов, на который нет ясного ответа ни от одной из сторон. Эксперты делают различного рода предположения на основании изучения конструкции подводной лодки. «Дельфин» имеет шесть стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм и четыре торпедных аппарата калибра 650 мм. Для каких целей предназначен каждый калибр? Дебаты по этому поводу начались сразу после испытания самого первого «Дельфина».

Первым публично высказал эту идею в 1999 году известный английский публицист и историк, эксперт в области вооружений Мартин Зиф, опубликовав исследование о политике ядерного сдерживания, которой придерживается Израиль в противостоянии арабским соседям. Зиф утверждал, в частности, что Израиль намерен использовать свои новые подводные лодки в качестве носителя для некоторых своих ядерных вооружений. Он высказал предположение, что Израиль хочет оснастить лодки ракетами (или крылатыми ракетами), которые могут нести ядерные боеголовки. Журнал Spiegel (2000, № 44) в статье «Ядерное вооружение с немецкой помощью», отмечая характер вооружений «Дельфина», указывал, что «израильский военно-морской флот, очевидно, будет оснащен ядерными боеголовками для поражения наземных целей». А для доставки боеголовок могут быть использованы крылатые ракеты Tomahawk американского производства с дальностью полета 2,5 тыс. км или крылатые ракеты Popeye Turbo израильского производства (концерн Rafael) с дальностью полета в различных вариациях — от 200 и 350 км до 1500 км, что делает их универсальным средством доставки ядерной боеголовки. Причем оружие должно быть поставлено не позднее 2002 года и уже одним этим фактом «полностью изменить стратегический баланс на Ближнем Востоке в пользу Израиля». На парламентский запрос, действительно ли установка крупногабаритных 650-миллиметровых торпедных аппаратов вместо обычных 533 мм связана с применением средств доставки ядерных боеголовок, федеральное Министерство обороны ответило «в духе пророчицы Сивиллы: федеральное правительство в конечном счете не может исключить подобное использование».

Как только подлодки сразу же после их прибытия в Хайфу были переоснащены электронными системами израильского производства, слухов на тему о ядерном вооружении «Дельфинов» значительно прибавилось. Между тем многие эксперты, в том числе тель-авивский профессор Авнер Кохен, специалист в области ядерного вооружения, считают, что Израиль может использовать «Дельфины» для того, чтобы обстрелять цели ракетами с ядерными боеголовками, что подтверждается многими публикациями в научно-исследовательских и военных журналах Запада. Однако все эти утверждения — хотя и весомые, но косвенные улики. Доказательства того, что Израиль оснащает ядерным оружием подводные лодки, не существует. Маловероятно, что они появятся в ближайшее время хотя бы потому, что Израиль не подтверждает наличие ядерного оружия даже в принципе.

Федеральное правительство ответило на вопросы депутатов бундестага (13.8.1999 и 30.9.1999), что все десять торпедных отсеков предназначены для стрельбы обычными средствами, а именно противокорабельными ракетами Sub Harpoon и тяжеловесными торпедами Seahake. Депутаты проявили настойчивость, указывая, что для Sub Harpoon достаточно торпедного аппарата калибра 533 мм. Ответ парламентского государственного секретаря в Министерстве обороны Бригитты Шульте обескуражил: причины для оснащения лодки торпедными аппаратами диаметром 650 мм, которые могут быть использованы для стрельбы лишь с использованием сужающих направляющих до 533 мм, «федеральному правительству неизвестны. Оно не сотрудничает с ведомствами по вопросам конструктивных спецификаций». Затем последовало разъяснение: «Подводные лодки, находящиеся в ситуации доставки заказчику, могут использовать Sub Harpoon и Seahake. Они также оснащены системами управления вооружением. Федеральное правительство не может в конечном счете исключить, в соответствии с требованиями флота, размещение иного вооружения при соответствующих технических способностях данной страны или при зарубежной поддержке в этой ситуации». Иными словами, мы сдаем заказчику подлодку с указанными конструктивными особенностями, а уж как он ее будет использовать, его личное дело.

Таким образом, федеральный кабмин сделал вид, что не понимает причин озабоченности парламентариев, а парламентарии сделали вид, что правила игры соблюдены. ФРГ вынуждена была так поступить: она понимала, что для такой небольшой страны, как Израиль, который окружен врагами, было бы весьма заманчиво развернуть на подводных лодках некоторые виды оружия из предполагаемых ядерных арсеналов, что сделало бы ядерные боеголовки практически скрытыми в морских глубинах. Кроме того, это давало возможность для относительно незаметной доставки ядерного оружия к объекту атаки на территории предполагаемого противника, причем, учитывая особенность «Дельфина» использовать мелководье, практически вплотную к берегу, что обеспечивало бы и внезапность, и эффективность для поражения цели как на море, так и на суше.

Повторная волна комментариев на эту тему в мировых средствах массовой информации и сопутствующие слухи, неоднозначные высказывания израильских чиновников сделали все возможное, чтобы укрепить эту гипотезу. Так была создана теория о природе возможного ядерного вооружения подводных лодок класса «Дельфин». Например, Los Angeles Times 12 марта 2003 года сообщила, что Израилю удалось оснастить «Дельфин» Sub Harpoon с ядерной боеголовкой, поскольку «для этого на судне есть все компоненты». Два неназванных источника из администрации США и независимый израильский источник подтвердили данную информацию. Тремя годами ранее Washington Post и британская Sunday Times сообщили о подобных намерениях Израиля применительно к подлодке «Дельфин».

Пока принято считать определенным фактом, что Израиль вооружает «Дельфин» обычными боеголовками Sub Harpoon. Также принято сомневаться в том, что введен в строй ядерный вариант этой ракеты. Военспецы спорят, насколько вообще технически возможно и допустимо ли это в принципе. Израиль отрицает это, как подчеркивается в сообщении газеты Haaretz от 20 октября 2003 года. Он указывает, что использует ракету Sub-Harpoon в ее обычной версии, то есть 227 кг мощного заряда на расстояние 130 км. Ядерные боеголовки зачастую гораздо сложнее и иных параметров. Ядерные боеголовки — это иной вес. Даже чтобы теоретически добиться резкого облегчения боеголовок, подобное решение далось бы ценой невероятных и чрезвычайно дорогих усилий, которые Израиль не смог бы осилить. Воплощение данного технического решения ударило бы по стратегическим интересам страны, считают немецкие эксперты.

Принципиально важно в данном случае отметить, что, используя обычную ракету Sub-Harpoon с радиусом поражения 250 км и подбираясь вплотную к берегу, «Дельфин» обладает мощным ударным эффектом. Цели в Иране, Саудовской Аравии или, возможно, в Пакистане надежно накрываются стандартным вооружением. От пролива Гибралтар до Суэцкого канала, от пролива Дарданеллы до Индийского океана — в этой акватории может эффективно действовать «Дельфин». Немецкие эксперты рассматривают ядерные компоненты вооружения подлодок, как и в целом морское базирование предполагаемого ядерного потенциала Израиля, как весьма привлекательное и ценное дополнение к его военному потенциалу. Если верно, что Sub Harpoon обладает ядерной боеголовкой, это делает «Дельфин» «почти идеальным оружием», против которого весьма сложно подобрать достойное отражение.

В настоящий момент Израиль обладает ракетами различного типа, касается ли это радиуса действия (350; 1000; 1300; 1500; 2500 км) и различной мощности, что позволяет ему при наличии небольшого, но самого современного подводного флота на Ближнем Востоке решать различные задачи. Кроме того, наработав многолетний опыт сотрудничества с конструкторами и корабелами Бремена и Киля, израильский научно-инженерный корпус в любую минуту может внести изменения, адаптируя управление и использование различных систем оружия к новым обстоятельствам. Подобное уже случалось прежде: к примеру, израильская фирма DSIT построила для «Дельфина» специальный тактический симулятор обучения (ISUS и сонарное оборудование) — оригинальную, не имеющую аналогов в мире систему. Можно добавить, что значительные преобразования с «Дельфинами» происходят всякий раз, как только очередная подлодка приходит в порт приписки.

С этой целью Израиль формирует новый заказ Германии и осуществляет совместную конструкторскую работу, внося новые оригинальные элементы и делая шестой «Дельфин» уникальным техническим произведением. С ним, как предполагают немецкие эксперты, история германо-израильского сотрудничества в аспекте подводного флота будет практически завершена. Правда, информационное агентство UPI цитировало 20 апреля 2010 года неназванный израильский источник, который утверждал, что «в идеале число подлодок должно составлять девять, и этого достаточно, чтобы гарантировать: у нас есть необходимые средства и возможности на море, чтобы охватить все угрозы и цели». Израиль планирует и в течение ближайших лет осуществляет непрерывную модернизацию подводных лодок «Дельфин» первой партии, в том числе совершенствование топливного элемента, чтобы судно могло быть использовано в максимально удаленных от Израиля районах. В частности, что касается подлодок «первого призыва», Jerusalem Post от 19 декабря 2011 года отмечала модернизацию систем воздухоснабжения до такого состояния, что судно может пребывать в подводном состоянии до 50 суток.

Выводы

Первый. С израильской точки зрения морское базирование сил ядерного сдерживания является стратегическим элементом, который направлен на наиболее отдаленного потенциального противника. Более 20 лет назад, а именно 1 декабря 1990 года, бывший командующий израильскими военно-морскими силами Авраам Ботцер, выступая на телевидении в программе «Новый вечер», отметил: «Подводные лодки должны быть представителями Государства Израиль (…) во всем мире, подводные лодки служат частью системы сдерживания против нетрадиционной войны (…) Это способ гарантии того, что враг не сможет, имея нетрадиционное оружие, ударить безнаказанно». Вероятность превентивного удара может, по мнению А. Ботцера, отрезвить врага и дать понять, что ему ничего не сойдет с рук.

Второй. Покупая подводные лодки в Германии, Израиль, помня об обязательствах ФРГ относительно безопасности своего единственного военно-политического союзника на Ближнем Востоке, использует это обстоятельство и покупает немецкие подводные лодки со значительными скидками. Другими словами, германский налогоплательщик, неся заведомо большую часть расходов, платит за израильскую безопасность. При этом израильское правительство не афиширует ни связь с ФРГ, ни предоставленную ей систему льгот, ввиду чего в общественном сознании израильтян Германия по-прежнему остается страной-агрессором.

Третий. Мнения немецких экспертов разделились. Одни считают, что Израиль скорее всего использует оба варианта вооружения «Дельфина» — и обычное, и ядерное. Эта точка зрения основана на том, что вести боевые действия можно эффективно и обычными средствами, благо «Дельфин» сам по себе ввиду конструктивных особенностей является универсальным оружием. Другие специалисты полагают, что, находясь в море, «Дельфин» изначально отвечает геостратегическим интересам Израиля, а убедить противника вероятностью того, что на борту находятся ракеты с ядерными боеголовками, означает изначально объявить, кто может стать победителем, если начнется сражение. В восточных единоборствах это называется так: победить в бою, не вступая в него.

Использованы данные сайтов бундестага, прессы ФРГ и Израиля.

62.9MB | MySQL:102 | 0,435sec