О проблеме разграничения морских пространств в Восточном Средиземноморье

До недавнего времени Турция в связи с неурегулированностью «кипрской проблемы» воздерживалась от официальных заявлений относительно своей исключительной экономической зоны в Средиземном море. Однако в сентябре 2011 г. министр иностранных дел Турции объявил о том, что его страна является «прибрежным государством Средиземного моря с самым длинным побережьем». Такое заявление стало определенным сигналом, поскольку при определении исключительной экономической зоны прибрежного государства главным критерием служит длина его побережья. Однако при этом Турция из-за спорных вопросов в акватории Эгейского моря продолжает отказываться от присоединения к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (КМП). Тем не менее, это не мешает ей пользоваться некоторыми положениями КМП, считая, что они приобрели характер «общих принципов международного права». Такой подход, по мнению турецких экспертов, дает Турции право объявить участок шириной в 200 морских миль, расположенный в Средиземном море вдоль 12-мильной зоны турецких территориальных вод, своей исключительной экономической зоной.

Противоречивость турецкого подхода к решению проблемы разграничения водного пространства в Восточном Средиземноморье очевидна. Однако это ничуть не смущает Турцию и особенно сегодня, когда на средиземноморском шельфе обнаружены большие запасы углеводородного сырья. К тому же, разработка этих месторождений признана рентабельной. В Анкаре понимают, что в результате установления контроля над богатыми энергетическими ресурсами путь к региональному лидерству может в значительной степени сократится. В этом контексте возможность усиления политической позиции Турции посредством повышения энергетической безопасности и участия в масштабных нефтегазовых проектах кажется вполне реальной.

На пути к достижению этих целей Турции приходится сталкиваться с определенными трудностями не только правового, но и политического характера. Ситуацию усугубляет неурегулированность «кипрской проблемы». Еще в 2004 г. Республика Кипр объявила о своей исключительной экономической зоне и в соответствии со ст. 74 КМП, в которой говорится, что «делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права», заключила соответствующие соглашения с некоторыми средиземноморскими прибрежными государствами. Турция, разумеется, не признает эти договоренности и считает, что стороны, а именно Израиль, Египет, Ливан и Республика Кипр, не учитывают законные права турецкого населения Кипра.

«Кипрский вопрос», с точки зрения турецких интересов, содержит несколько аспектов. Говоря о «кипрской проблеме» в рамках турецкой внешней политики, как правило, подразумеваются не только проблемы, непосредственно связанные с островом, но и проблемы разделения континентального шельфа в Эгейском и Средиземном морях, политическое и стратегическое присутствие Турции в Восточном Средиземноморье, отношения Турции с ближневосточными странами и другие региональные проблемы. Кипр имеет очень важное стратегическое значение как для Турции, так и для других стран региона.

При этом турецкие эксперты убеждены в том, что вооруженный конфликт в восточно-средиземноморском регионе никак не может развязаться только из-за того, что греки-киприоты проводят в своей исключительной экономической зоне геологоразведочные работы в целях освоения и добычи углеводородов. Так, например, эксперт турецкого Института стратегической мысли Зейнеп Сонгюлен Инанч по вопросу о возможном возникновении вооруженного конфликта утверждает, что теоретически говорить об этом можно, однако в развязке такого конфликта участие примут гораздо больше стран и причины необходимо искать в общей обстановке на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье. «Война не может начаться только из-за неурегулированности турецко-кипрских отношений. Кризисная ситуация в Сирии и подход Тегерана к вопросу урегулирования этой ситуации, а также позиции западных стран по проблемам Ближнего Востока и многие другие проблемы могут стать причиной возникновения вооруженного конфликта. То есть, необходимо расширить рамки рассмотрения наблюдаемых сегодня ближневосточных игр. И тогда можно увидеть, что много акторов принимает в этом участие и дело содержит несколько аспектов. Поэтому непростые отношения между Турцией и Кипром следует рассматривать в качестве определенной части всей этой картины сложных отношений в регионе в целом. Думать, что только из-за энергетической проблемы в турецко-кипрских отношениях Турция в одностороннем порядке развяжет в Восточном Средиземноморье военные действия, неправильно», — заявила в своем интервью РГРК «Голос России» Зейнеп Сонгюлен Инанч.

Проблема делимитации континентального шельфа в восточно-средиземноморском регионе оказывает негативное воздействие и на турецко-израильские отношения. Так, например, бывший высокопоставленный сотрудник израильского МИД Алон Лиэль, проработавший два года в Турции, считает, что разногласия между Турцией и Израилем вокруг законности освоения и добычи обнаруженных восточно-средиземноморских энергоресурсов могут привести к военному столкновению. Следует отметить, что в Турции весьма болезненно реагируют на израильско-кипрское сближение и намерения Израиля создать на Кипре военную базу. Это, с точки зрения турецких экспертов, носит крайне негативный характер. Но многие эксперты надеются, что военные отношения между Израилем и Турцией продолжатся.

Необходимо также отметить, что сегодняшнее сближение между Израилем и греческой частью Кипра активно поддерживается Францией, у которой по этому поводу предельно прагматичный подход. Франция заинтересована в углублении сотрудничества между Израилем и Кипром, поскольку израильско-кипрское сближение, с точки зрения Парижа, — это формула, которая позволит Европе диверсифицировать поставки энергоресурсов.

Определенный интерес представляет тот факт, что в восточной акватории Средиземного моря функционирует американская компания «Noble Energy». Некоторые эксперты поговаривают о возможном столкновении между Турцией и США в случае начала военных действий в восточно-средиземноморском регионе. Прогнозы такого рода на фоне нынешних турецко-американских отношений выглядят весьма сомнительными. Очевидно, что в настоящее время по вопросам урегулирования ближневосточных и глобальных проблем позиции Турции и США существенно сблизились. При таком сближении одна компания не может стать причиной разногласий между двумя странами. Для решения турецко-кипрских проблем будут предприняты более мягкие меры. Учитывая сегодняшние события в регионе трудно предположить, чтобы Турция и США стали занимать разные позиции, не говоря уже о каких-либо кардинальных противоречиях в их отношениях.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время Турция прилагает активные дипломатические усилия с тем, чтобы международное сообщество признало недействительным право Республики Кипр на проведение работ по освоению газовых месторождений в Восточном Средиземноморье.

2. В среднесрочной перспективе Турция не станет признавать прав Греции и Республики Кипр по установлению в Средиземном море внешних границ зон их континентальных шельфов.

3. Ожидается, что в скором времени Турция объявит участок шириной 212 морских миль, расположенный вдоль ее средиземноморского побережья протяженностью около 1600 км, своей исключительной экономической зоной. Однако сделает она это не путем присоединения к КМП, а в одностороннем порядке, сославшись на, так называемые, «общие принципы международного права».

4. Предполагается, что Турция заключит соглашение с непризнанной Турецкой республикой Северного Кипра о делимитации исключительной экономической зоны и запустит в рамках установленных границ процесс освоения восточно-средиземноморских газовых месторождений.

5. С точки зрения распределения исключительной экономической зоны в восточной акватории Средиземного моря Турция заинтересована в свержении режима Б. Асада. Поскольку с нынешним сирийским режимом заключить соглашение о делимитации исключительной экономической зоны на турецких условиях не представляется возможным. Более того, в случае сохранения Б. Асада между Республикой Кипр и Сирией по вопросу о разграничении средиземноморских зон может возникнуть, как минимум, взаимопонимание. Разумеется, что такое развитие событий для Турции недопустимо.

62.84MB | MySQL:102 | 0,506sec