Йемен: «Аль-Каида» и роль племен

Йемен известен своими племенами, которые выступают здесь серьезными политическими игроками. Вместе с тем отсутствует единая точка зрения относительно природы отношений между влиятельными кланами страны и государством.

Сторонники «Аль-Каиды» нашли прибежище во многих районах Йемена. Их цель-установление халифата, которая далека от интересов местных племенных образований.

Самым древним институтом власти, занимающим особое место в истории страны, является сформировавшийся в Северном Йемене институт имамата. В его основе лежит религиозная доктрина, согласно которой управление мусульманской общиной должно было осуществляться имамом, который считался верховным носителем, как духовной, так и светской власти. Он – и правитель мусульманской общины, и толкователь религиозных знаний, и высший духовный авторитет, помогающий людям понять скрытый смысл вещей. От шиита требовалось добровольное беспрекословное подчинение власти непогрешимого имама, единственного представителя Аллаха на земле. Через имама, носителя «божественной субстанции», верующий мог приблизиться к Богу.

Несмотря на все политические и экономические изменения, происшедшие в обществе после ликвидации системы имамата, племя сохранило важную политическую и социальную роль, а также приоритетные позиции во власти. Племена продолжают существовать, опираясь на прочные родоплеменные связи и внутреннюю сплоченность.

В Йемене племена выполняют двойную роль, они представляют власть в племени и племя во власти, что возможно только в том случае, если племена находятся в дружественных отношениях с правящим режимом. Если же интересы племени ущемляются и его члены подвергаются притеснению, а государство начинает вмешиваться во внутренние дела племени, оно вступает в противоборство с властью.

Хотя кланы по-прежнему трактуют происходящие события и жизненные явления по законам обычного права и существующих традиций, они в то же время не пытаются противодействовать прогрессу и с пониманием относятся к требованиям современности. Племена сопротивляются лишь тем действиям центральной власти, в которых они усматривают угрозу своим прерогативам и интересам.

При президенте А.А.Салехе, накопившем большой опыт сотрудничества с племенами и понимавшем их роль и значение, государство попыталось включить племена в политическую жизнь, действуя по двум основным направлениям.

Во-первых, предпринимались попытки наладить гибкую взаимосвязь властей и племен. При этом власти действовали с максимальной осторожностью, следуя политике сохранения «волоска Муавии»: «если меня с моим врагом связывает еще хотя бы один волосок, я его не порву». Именно этот принцип в большинстве случаев действует в отношениях между президентом и племенами.

Во-вторых, были приняты меры, направленные на включение племенных вождей во власть с тем, чтобы обеспечить их интересы и гарантировать им полную неприкосновенность в обмен на недопущение вмешательства этих вождей в процесс принятия тех политических решений, которые президент сочтет необходимыми.

Британцы имели подобное представление о кланах на Аравийском полуострове, и это видение стало шаблоном для их политики в Южной Аравии так же как в государствах Персидского залива. Британцы стали местными «создателями племен и шейхов», давая официальное признание отдельным кланам и их лидерам. При этом они притесняли неугодных им шейхов.

«Нефтяная эпоха» Йемена началась в 80-х гг. прошлого столетия. Именно в этот период президент А.А.Салех стал выстраивать систему патронажных взаимоотношений с йеменскими кланами, основанной на распределении доходов от продажи углеводородов между приближенными к нему старейшинами.

Фактически, в некоторых случаях государство, по сути, создает племена. После войны в 1994, режим Салеха попытался перестроить племенную организацию на юге страны как средство распространения его влияния на территории социалистического Йемена. Социалисты эффективно разрушили племенные обычаи, и режим Салеха увидел возможность создать новую политическую систему, которой президент мог бы эффективно управлять. В период после гражданской войны, правящий режим эффективно воссоздал клановую структуру местного общества. Затем были обнародованы списки признаваемых государством шейхов и кланов — точно также, как в свое время это делали британцы.

В настоящее время механизм выстраивания патронажных связей между правительством племенами постепенно уступает свои позиции. Глобализация, истощение природных ресурсов размывают систему подчинения вождям племен, а значит, создает дополнительные условия для восприятия глобалистских идей движения всемирного джихада. Эта же тенденция отмечается одним из лидеров «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» К.Райми, который утверждает, что в ситуации истощения сил государства, следует сосредоточить внимание на соседней Саудовской Аравии. Одновременно в руководстве этой организации признают, что племена занимают решающее значение в Йемене и без учета этого фактора салафиты здесь обречены на провал. Отлично зная роль местных традиций, в том числе культ почитания предков, К.Райми указывает, что «самый большой позор для шейхов это то, что они идут по стопам солдат и рабов Салеха, который, в свою очередь – раб саудовского риала и американского доллара. Разве в таких условиях вы имеете право жить и умереть на земле ваших предков».

Территория исконного расселения племени географически ограничена. Кланы как местные социальные организации, прежде всего, заинтересованы в относительном равновесии сил в зоне из контроля. Их непосредственные соседи — их конкуренты, и племена интересуются поддержанием своей военной или политической мощи относительно их соседей. Племена готовы поддержать ту или иную политическую партию, даже если они не разделяют партийных идеологических принципов, в случае если эта организация гарантирует им преимущество по сравнению с соседним кланом. Скорее они интересуются ресурсами, которые сторона предлагает. Поведение племени зависит напрямую от перспектив изменения баланса сил в их пользу.

В связи с этим в Йемене, как впрочем, и в других регионах мира, племена больше ориентированы на решение локальных задач. Кланам трудно объединиться, потому что их интересы носят местный характер, а не национальный или даже региональный. Боестолкновения в районе Хасаба столицы страны в конце мая 2011 г. между войсками А.А.Салеха и вооруженными формированиями племенной конфедерации Хашид лишь подтверждают ограниченность возможностей клановой солидарности. После начала боевых действий лидер племенной конфедерации Хашид С.аль-Ахмар, обратился к своим сторонникам с просьбой прибыть в Сану для оказания ему военного содействия. Салех нарушил союз с его ключевыми племенными покровителями и фактически вступил в конфликт с самой мощной племенной конфедерацией Йемена. Братья Ахмара — действительно традиционные лидеры племенной конфедерации Хашид, самой могущественной из всех клановых объединений. Однако племена не общественная организация. Отдельные образования таких объединений не следуют строго за директивами их лидеров; они их рассматривают не более чем рекомендацией к действию и в праве отказать, если это не отвечает их интересам. В результате некоторые кланы поддержали не Ахмара, а правительство страны.

В зарубежных и отечественных изданиях роль племен в ЙР нередко в значительной степени преувеличивается. Известный йеменский политический аналитик Абдул Гани аль-Арьяни, в частности отмечает, что только 20% жителей страны идентифицируют себя с принадлежностью к определенному племени. Под «племенными» подразумеваются те, чья первичная идентификация является племенной, т.е. когда шейх призывает их к войне, они откликаются на этот призыв и приходят к нему помощь. Другие 80% не зависимо от проживания в сельской местности или городе, не отождествляют себя с определенным племенем. По мнению этого йеменского исследователя, режим Салеха специально стремился преувеличить значимость кланов в стране, демонстрируя всю сложность внутриполитической ситуации в Йемене. Тем самым он позиционировал себя перед Вашингтоном и его западными союзниками в качестве единственной политической силой, способной контролировать обстановку в стране.

Некоторые йеменские племена используют угрозу «Аль-Каиды» в качестве рычага давления на государство. Власти ЙР неоднократно предпринимали переговоры с племенем Абида провинции Мариб, которые ведут борьбу с АКАП. Вместе с тем некоторые из старейшин этого клана периодически дают убежище исламистам, затем после получения средств на «борьбу» с «Аль-Каидой» договариваются с другими кланами о передислокации боевиков. В результате они не только получают финансовую помощь от правительства, но и не вступают в конфронтацию с радикалами от ислама. Уменьшение финансовых поступлений в бюджет страны, а соответственно и лидерам племен значительно обострит соперничество между племенами за дотации со стороны правительства. Соответственно «Аль-Каиде» в таких условиях будет значительно проще и дешевле покупать расположение лидеров племен.

Позиции салафитов, выступающих за государство, где объединяющей идеологией будет ислам, а не национализма, вероятно, усилятся, вследствие размывания трайбализма под воздействием всепроникающей глобализации. Исламизм в условиях клановости уступает позиции силе родовых связей традиционного общества. В настоящее время многие шейхи в Йемене приобретают авторитет в силу лояльности к ним со стороны центральных властей, а не заслуг перед своими соплеменниками. В свою очередь, такая ситуация приводит к возникновению инакомыслия среди старейшин других кланов, подталкивая их к сотрудничеству с «Аль-Каидой» в борьбе с другими племенами.

62.7MB | MySQL:104 | 0,683sec