Египет: коптский Патриарх Шенуда III (1923-2012)

В субботу 17 марта в Каире на 89 году жизни скончался 117 Патриарх Александрийский и Патриарх всей Африки на святом апостольском престоле св. Марка Евангелиста, предстоятель коптской православной церкви Шенуда III.

Слухи о том, что патриарх находится в коме начали циркулировать в египетской прессе за неделю до его смерти, однако Священный Синод опровергал эту информацию. Смерть наступила вскоре после возвращения из США, где Патриарх проходил курс лечения. Причиной смерти стало заболевание почек и диабет.

В субботу тело Патриарха было выставлено в соборе св. Марка в Аббассии (район Каира, где находится здание патриархии) на апостольском троне для прощания с паствой. Тысячи верующих собрались для того, чтобы отдать дань уважения человеку, который был предстоятелем коптской церкви с 1971 года. По сообщениям прессы, три человека было задавлено на смерть в собравшейся толпе, более 140 – получили травмы и были госпитализированы.

20 марта тело Патриарха, согласно его завещанию, было погребено в монастыре святого Бишоя (Пишоя) в Вади аль-Натрун, где патриарх находился под домашним арестом с 1981 по 1985 г.

Назир Гайед Рафаэль, как звали в миру будущего предстоятеля коптской церкви родился 3 августа 1923 г. в Асьюте. Окончил Каирский университет со степенью бакалавра истории, затем работал преподавателем, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви. В 1949 году получил диплом богослова. В качестве офицера-резервиста участвовал в арабо-израильской войне1948-1949 годов . В возрасте 16 лет принял участие в движении воскресных школ Коптской церкви, которое было направлено на возрождения коптского языка, всестороннее участие церкви в социальных проектах (таких как, например, строительство школ и больниц), повышение образовательного уровня священников, широкое привлечение мирян к церковной жизни. Впоследствии Назир Гайед был издателем журнала «Субботняя школа». В 1954 году он поступил в монастырь Дейр ал-Суриан в Вади ал-Натрун, при постриге получил имя Антоний. С 1956 по 1962 жил отшельником в келье, расположенной на расстоянии 11 км. от монастыря. В 1956 г. после смерти патриарха Йусаба (Иосифа) II он был одним из кандидатов на то, чтобы занять трон св. Марка. Однако большинство церковных иерархов воспротивилось избранию молодого активиста из движения воскресных школ. Тогда церковью было принято правило, согласно которому Патриархом мог быть избран лишь монах не моложе 40 лет, с опытом монашеской жизни не менее 15 лет. Эти условия отсекли нежелательных кандидатов, среди которых был и отец Антоний. Новым предстоятелем коптской церкви стал Патриарх Кирилл (Кирилос) VI (1956-1971). В 1962 г. отец Антоний был посвящен в епископский сан и стал епископом христианского образования и президентом Коптской православной теологической семинарии, а в 1971 г. после смерти Патриарха Кирилла избран новым лидером православных христиан Египта под именем Шенуды III.

Избрание Шенуды совпало с вступлением в должность президента страны А. Садата, который уже вскоре после избрания стал отходить от курса своего предшественника как во внешней, так и во внутренней политике. В частности, одним из трендов политики Садата внутри страны стала исламизация Египта. Из тюрем были выпущены тысячи активистов запрещенного при президенте Насере движения «Братьев-мусульман». В 1971 г. была принята новая конституция, в которую была введена 2 статья, провозглашавшая ислам государственной религией страны, арабский язык – официальным языком государства и шариат – одним из основных источников законотворчества. В 1980 г. в 2 статью конституции была внесена поправка, согласно которой шариат стал главным источником законотворчества.

Десятилетие президентства А. Садата стало периодом противостояния Патриарха и Президента. Так, например, в январе 1977 г. в ответ на требование коптской церкви пересмотреть статью 2 конституции страны, отменить ограничения на строительство церквей, прием христиан на высшие административные должности в государстве, выпуск коптской религиозной литературы и книг по коптской культуре, в Египте была развернута широкомасштабная анти-коптская кампания, инициированная президентом. Он в частности заявил, что является мусульманским правителем исламской страны и будет противостоять любой попытке оспорить исламскую идентичность Египта . Шенуда III был им обвинен в том, что вынашивает планы создания независимого коптского государства в Верхнем Египте со столицей в Асьюте .

Патриарх публично высказывал свое несогласие с заключением мирного договора с Израилем, считая, что Египет тем самым предает своих братьев-палестинцев. Впоследствии он запретил коптам посещать Иерусалим до тех пор, пока священный город не будет возвращен арабам мусульманам и христианам.

Противостояние закончилось тем, что патриарх президентским указом был смещен со своей должности и помещен под домашний арест и провел 4 года в монастыре святого Бишоя в Вади аль-Натрун .

С приходом к власти президента Х. Мубарака, позиция Патриарха к официальной власти стала более сдержанной, если не сказать конформистской. Правда, со слов Шенуды, изменился не он, а президент . Патриарх неоднократно повторял, что, несмотря на существующие разногласия между коптами и мусульманами, он предпочитает решать их в частном порядке, не делая предметом общественных дискуссий, дабы не накалять страсти.

В связи с усилившейся начиная с 1970-х годов коптской эмиграцией в патриаршество Шенуды III коптская церковь проводила активный курс на расширение числа прихожан за пределами Египта, главным образом, среди египетской диаспоры. Так, если в 1971 году в Северной Америке было лишь 4 коптских церкви, то в XXI веке их число превысило две сотни. В 1995 году были образованы две коптские епархии в США, а в 1999 епархия в Австралии и Новой Зеландии. В 2006 году патриарх лично освятил две первые коптские церкви в Южной Америке — в бразильском Сан-Паулу и в боливийском городе Санта-Крус .

Многие знавшие Шенуду III отмечали авторитарные черты его характера, которые в частности проявлялись в нетерпимости к мнениям, отличным от его собственного . Это как нельзя лучше проявилось в конфликте с епископом Самуэлем, также бывшего одним из лидеров движения воскресных школ, которого патриарх обвинял в связях с протестантами и сотрудничестве с западными фондами. Конец продолжительному конфликту положила лишь гибель епископа Самуэля, ставшего также одной из жертв покушения на президента А. Садата. Известно о противостоянии Шенуды III с значимым коптским религиозным и духовным лидером отцом Матта аль-Мескином. Вероятно, именно поэтому окружение Патриарха, как правило, составляли люди, разделявшие его точку зрения по всем вопросам, однако не всегда компетентные .

Шенуда III был харизматичным лидером, авторитет которого для большинства коптов был непререкаем и позволял ему контролировать почти все сферы жизни коптской общины. В частности, его мнение во многом определяло позицию христиан Египта в период проведения президентских и парламентских выборов. Суждения Патриарха формировали позицию коптов и по внешнеполитическим вопросам.

Во время протестного движения 2011 года Шенуда III выступил с поддержкой президента Мубарака и призвал коптов не участвовать в демонстрациях. Вероятно, его позиция объяснялась страхом перед массовыми репрессиями против христиан со стороны власти в том случае, если бы режим Мубарака сумел подавить протестные выступления. Обладая огромным жизненным опытом и знанием обстановки в стране, Патриарх отдавал себе отчет, что свержение режима Мубарака неизбежно приведет к власти в стране исламистов.

Патриарх оставил свою паству в чрезвычайно сложный период. Напомним, что по результатам выборов в нижнюю палату парламента Демократический альянс, возглавляемый Партией свободы и справедливости (ПСС), которая представляет собой политическое крыло «братьев-мусульман», получил 44.9 % мест. На втором месте – Исламский блок во главе с салафитской партией «Ан-Нур». Им принадлежит 25 % мест в высшем законодательном органе страны . Египетский блок, который объединяет левые силы вокруг Партии свободных египтян, основанной миллиардером-коптом Н. Савирисом, завоевала 6.8 % мест.

События, произошедшие 9 ноября 2011 на улице Масперо перед зданием телецентра, где в результате столкновений с армейскими силами погибло 26 коптов из числа мирных демонстрантов, протестовавших против поджога церкви в Эдфу, лишь усилили пессимистические настроения среди христиан Египта. По сообщению НПО Египетская федерация по правам человека, офис которой находится в Каире, с марта по сентябрь 2011 года Египет покинуло 93 000 коптов . Правда, коптская церковь отрицает наличие каких либо точных статистических данных о коптской эмиграции после падения режима Мубарака . По сообщениям эмигрантской прессы, страну покидают все, у кого есть такая возможность.

Не следует ожидать, что после смерти Патриарха Шенуды и избрания нового предстоятеля, в коптской церкви могут произойти серьезные изменения. Во-первых, как уже отмечалось, почивший Патриарх не любил держать в своем окружении людей, не разделявших его взгляды, а, во-вторых, в сложившейся ситуации не может быть никакой кардинально отличной политики. Вряд ли стоит ожидать, что церковь пойдет на конфликт с властью, что приведет лишь к дальнейшему ухудшению и без того тяжелого положения христиан Египта. Скорее коптские иерархи будут искать пути интеграции с новым руководством страны и с этой целью будут подчеркнуто дистанцироваться от любых попыток Запада и США разыграть «коптскую карту».

Настораживает наметившаяся тенденция к радикализации части египетских христиан, особенно коптской молодежи, принявшей деятельное участие в протестном движении. «Образ врага» взращивается как коптскими, так и исламскими организациями, и особенно преуспела в этом коптская эмигрантская пресса.

Согласно правилам избрания Патриарха, принятым коптской церковью в 1957 году, три кандидатуры на место следующего первоиерарха будут избраны епископами, коптами-членами Парламента, представителями коптской интеллигенции, владельцами и издателями коптских газет. На последнем этапе ребенок c завязанными глазами должен будет выбрать одного кандидата, который и взойдет на престол святого Марка.

1.Что, вероятно, на всю жизнь определило отношение Патриарха к арабо-израильскому конфликту

2.Scott R.M. The challenge of political Islam : non-Muslims and the Egyptian state. Stanford University Press, 2010. P. 68-69.

3.Ibid.

4.http://www.arabwestreport.info/year-2012/week-12/2-pope-shenouda-arab-worlds-most-influential-christian-leader-has-passed-away

5.Ibid.

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B0_III

7. http://www.arabwestreport.info/year-2012/week-12/2-pope-shenouda-arab-worlds-most-influential-christian-leader-has-passed-away

8.http://www.arabwestreport.info/year-2012/week-12/2-pope-shenouda-arab-worlds-most-influential-christian-leader-has-passed-away

9.http://en.wikipedia.org/wiki/Egyptian_parliamentary_election,_2011%E2%80%932012

10. http://www.egyptindependent.com/node/499187

11.http://www.egyptindependent.com/node/499593.

42.28MB | MySQL:87 | 0,849sec