Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 марта 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ираке. Совет Безопасности ООН 21 марта единогласно принял заявление, в котором выражается «полнейшая поддержка» предложениям по урегулированию сирийского кризиса, выдвинутым спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннаном. В Ираке 20 марта совершена крупнейшая за последнее время серия скоординированных терактов, приведшая к многочисленным человеческим жертвам.

В Сирии сохраняется сложная военно-политическая обстановка. В различных районах страны продолжаются боевые действия правительственных войск с отрядами мятежников. Как и прежде, наиболее ожесточенные бои идут в северо-западной провинции Идлиб вблизи границы с Турцией. 24 марта силы спецназа очистили от противника г. Саракиб, где находилась крупная база боевиков т. н. Сирийской свободной армии (ССА). В последнее время мятежники усилили свою боевую и террористическую активность в соседней провинции Алеппо. Возобновились уличные бои в Хомсе и Хаме в центральной части страны, куда вновь проникли боевики оппозиции. 20 марта правительственная армия очистила от мятежников г. Дейр-эз-Зор – центр одноименной северо-восточной провинции. Боестолкновения и теракты происходили в Дамаске и его пригородах, в южной провинции Деръа. 24 марта было объявлено о создании на территории Турции Высшего военного совета, который будет руководить действиями боевиков ССА и других сил мятежников. Новый совет возглавил бывший бригадный генерал М. аш-Шейх. Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) обвинила сирийских повстанцев в нарушении основных прав сторонников президента САР Б. Асада. Сообщается, что боевики похищают, незаконно удерживают, пытают и убивают военных, со-трудников спецслужб, членов проправительственных формирований и гражданских лиц, сочувствующих властям. Особо подчеркивается, что жестокость, с помощью которой правительство подавляет восстание, не может служить оправданием нарушениям прав человека, творимым оппозицией. Повстанцы часто творят беззакония в отношении религиозных меньшинств — шиитов вообще и алавитов в частности. HRW признает, что влияние ведущей организации оппозиции – Сирийского национального совета (СНС) на территории Сирии весьма ограничено, поскольку многие повстанческие группы не признают никакого руководства над собой.

Оппозиция провела 23 марта антиправительственные демонстрации в Дамаске и его пригородах, Алеппо, Латакии, Баниасе, Дейр-эз-Зоре и Хаме. Курдская оппозиция организовала демонстрации в Эль-Камышлы, Амуде и некоторых других городах на северо-востоке САР. В то же время руководство Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей многолетнюю вооруженную борьбу против правительства Турции, заявило, что в случае начала турецкого вторжения в Сирию, районы с курдским населением превратятся в «поле битвы».

21 марта Совет Безопасности ООН единогласно принял заявление, выражающее «полнейшую поддержку» предложениям по сирийскому урегулированию, выдвинутым спецпредставителем ООН и ЛАГ К. Аннаном. В заявлении, которое в отличие от резолюции не имеет силы обязательного исполнения, Б. Асада и сирийскую оппозицию призывают «по доброй воле» работать с К. Аннаном, чтобы немедленно реализовать его план по разрешению кризиса. В частности, К. Аннан предложил прекратить «все формы вооруженного насилия всеми сторонами конфликта под наблюдением ООН, начиная с вывода войск из крупных городов страны». Также предлагается «обеспечить доставку гуманитарной помощи в районы, пострадавшие от вооруженного противостояния и освободить незаконно задержанных людей». В Дамаске заявили о поддержке миссии Аннана, в то время как глава СНС Б. Гальюн назвал заявление Совбеза ООН по Сирии, не отвечающим «истинным потребностям» сирийского народа. Россия не пересматривала свою позицию по Сирии, об этом и «речи быть не может», заявил 20 марта глава МИД РФ С. Лавров. В МИД РФ заявили, что принятая 23 марта Советом ООН по правам человека резолюция по Сирии предвзята и идет вразрез с усилиями международного сообщества по стабилизации обстановки в САР. Министры иностранных дел стран-членов Евросоюза согласовали 23 марта новые санкции против Сирии, введя запрет на въезд в государства ЕС ближайших родственников Б. Асада, в т. ч. его супруги Асмы. Их счета в банках Евросоюза будут заморожены. Со своей стороны, Дамаск призвал все государства «воздерживаться от содействия террористам», а также тесно сотрудничать с властями Сирии для принятия контртеррористических мер, согласованных на международном уровне. Президент США Б. Обама и премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявили о синхронизации своих действий по Сирии и намерении поставлять сирийским мятежникам «нелетальную» помощь (медикаменты, одежду, средства связи). В Москве 25 марта состоялась встреча президента России Д. Медведева с К. Аннаном. Д. Медведев обещал всяческую помощь миссии К. Аннана, заявив, что она является «последним шансом избежать длительной кровопролитной гражданской войны» в Сирии.

20 марта в результате серии скоординированных терактов в различных городах Ирака погибли 52 и получили ранения около 250 человек. Акция была приурочена к девятой годовщине американского вторжения в страну. Ответственность за теракты взяло на себя иракское ответвление «Аль-Каиды». По мнению властей Ирака, террористы таким способом намеревались продемонстрировать, что нынешнее правительство не контролирует ситуацию в стране и не способно обеспечить безопасность во время проведения в Багдаде саммита ЛАГ, намеченного на 29 марта.

С резкой критикой центрального правительства Ирака во главе с Н. аль-Малики выступил 21 марта президент иракской курдской автономии М. Барзани. Он обвинил багдадские власти в стремлении установить в стране диктатуру, что, по его мнению, привело Ирак к серьезному кризису. Курдский лидер жестко заявил, что не собирается сотрудничать с «этими людьми». Одновременно М. Барзани призвал руководителей всех иракских политических партий проявить волю и сесть за стол переговоров в самое ближайшее время, пока ситуация в стране не вышла из-под контроля. Целью диалога должен стать поиск приемлемого для всех выхода из создавшегося тупикового положения. В противном случае в Иракском Курдистане может быть проведен всеобщий референдум по самоопределению и созданию независимого курдского государства. При этом М. Барзани пообещал, что «счастливый день провозглашения независимости» настанет «достаточно скоро». Курдский лидер также обвинил центральное правительство в создании препятствий для работы иностранных нефтяных компаний на территории курдской автономии.

Обострилась ситуация на юго-востоке Турции. В районах с преимущественно курдским населением происходят боестолкновения между боевиками РПК и правительственными войсками, которые начали проведение спецоперации против сил противника. Премьер-министр страны Р. Т. Эрдоган заявил 24 марта, что в случае необходимости Турция может возобновить военную операцию на севере Ирака для уничтожения баз террористов.

24 марта депутаты египетского парламента избрали членов Конституционной ассамблеи (КА), которая займется составлением нового основного закона страны. На 100 мест в этом органе (50 из числа парламентариев и 50 из числа независимых экспертов и видных общественных деятелей) претендовали примерно 2000 человек. По итогам выборов примерно 70 членов ассамблеи представлены исламистами. 33 партии и объединения АРЕ резко осудили принципы избрания КА, ряд светских и либеральных партий, профсоюзов творческих объединений бойкотировали выборы.

Администрация США решила разморозить ежегодный пакет военной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд долларов, а также 200 млн долларов экономической помощи. В Вашингтоне заявили, что это решение отвечает интересам национальной безопасности США и «отражает главную цель – сохранение стратегического партнерства с Египтом, поможет этой стране в сложном процессе перехода к стабильности и демократии». Решение принято, несмотря на недавние опасения, что Египет может свернуть с пути к демократизации.

Правительство АРЕ не смогло договориться с МВФ о выделении стране кредита на сумму в 3,2 млрд долларов. На переговорах в Каире представители Фонда назвали условием получения кредита «достижение политического консенсуса в стране». В то же время представители исламистской ПСС, признали, что у нынешних египетских властей нет четкого представления о том, на что будут потрачены кредитные средства, равно как и нет ясной экономической программы.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 23 марта, что Вашингтон настроен на преодоление разногласий и приглашает афганское движение «Талибан» возобновить конструктивный диалог, отметив, что талибы имеют право на собственный выбор. Вашингтон, по словам Х. Клинтон, готов договариваться со всеми представителями афганского народа, которые выступают за установление в стране мира и безопасности. На следующий день в западной прессе появилось неофициальное заявление представителя талибов, в котором отмечается, что движение намерено возобновить переговоры с США по вопросам создания представительства в Катаре и обмена пленными.

Вывод американских войск из Афганистана, который должен завершиться в конце 2014 г., происходит согласно установленным срокам. Командование международной коалиции постепенно передает полномочия по обеспечению безопасности афганским властям. Однако обстановка в стране требует сохранения в 2013 г. «значительных американских боевых сил». Об этом заявил командующий ВС США генерал Дж. Аллен. В то же время глава МИД РФ С. Лавров считает преждевременным вывод войск западной коалиции из Афганистана до 2014 г.

Верховный лидер Ирана А. Хаменеи заявил 20 марта, что его страна не имеет ядерного оружия и не будет его создавать, но способна адекватно ответить на нападение врага. А. Хаменеи подчеркнул, что сам Иран не вынашивает каких-либо агрессивных замыслов.

США решили не применять новые односторонние санкции против 11 из 23 стран, являющихся основными импортерами иранской нефти. Это – Япония, а также страны ЕС: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Франция и Чехия. В Вашингтоне сочли, что эти государства «существенно сократили» объемы закупок сырой нефти у Ирана. В то же время остальные 12 стран, приобретающих нефть у ИРИ, потенциально остаются под угрозой применения в отношении них американских санкций. Речь, в частности, идет об Индии, Китае и Южная Корее. В ответ в Пекине заявили, что Китай осуществляет закупки иранской нефти «на разумной и справедливой основе», исходя из потребностей своего экономического развития, не нарушая соответ-ствующих резолюций СБ ООН и не нанося вреда интересам третьих стран и международного сообщества.

Президент США Б. Обама заявил 25 марта, что возможности «дипломатического окна» для решения ядерной проблемы ИРИ «закрываются»

19 марта шиитская оппозиция Бахрейна выразила готовность начать диалог с властями для урегулирования политического кризиса в стране, выдвинув при этом ряд условий. В заявлении ведущей оппозиционной партии «Аль-Вифак» говорится о необходимости освободить из тюрем всех политзаключенных, находящихся там за участие в акциях протеста, и восстановлении на работе шиитов, потерявших ее по той же причине. 23 и 24 марта в Бахрейне прошли массовые выступления оппозиции. Их участники требовали расширения политических и иных прав для шиитского населения. Раздавались призывы к свержению монархии. В результате жестких действий полиции погибли два человека. Саудовская Аравия – главный союзник бахрейнского режима – выступает за политическое урегулирование в соседней стране. По информации СМИ, в Эр-Рияде опасаются, что дальнейшее ухудшение обстановки в Бахрейне может дестабилизировать ситуацию в Восточной провинции КСА, где проживает многочисленная шиитская община.

Приложение

О некоторых особенностях применения ВМС Ирана

Создание мощных военно-морских сил, оснащенных современными кораблями и оружием, является одним из приоритетов военного строительства в Иране, «неотъемлемой частью региональной стратегии» ИРИ. При этом иранцы всемерно развивают как ассиметричные способы ведения морской войны в Персидском заливе и Ормузском проливе, так и пытаются создать корабельные силы, способные активно действовать за пределами прибрежной морской зоны. Наличие крупных, универсальных и боеспособных ВМС рассматривается Тегераном как «рычаг» в зоне Залива, который, в частности, позволяет Ирану «угрожать присутствию США без необходимости использовать силу». Не исключается и наращивание группировки ВМС на Каспийском море.

Военно-морские силы Ирана состоят из двух компонентов – ВМС Армии (18 тыс. чел.) и ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР, 20 тыс. чел.). Причем ВМС КСИР фокусируются на подготовке к ведению ассиметричной морской войны, а ВМС Армии основное внимание уделяют возможному противостоянию с флотами аравийских монархий и действиям вне зоны Персидского залива.

Преимущественная ориентация ВМС ИРИ на ассиметричные способы ведения морской войны обусловлена как количественным и качественным превосходством США, так и финансовыми соображениями, а именно сравнительно малой стоимостью таких форм борьбы. Развитие ассиметричных способов ведения войны на море считается в Тегеране «идеальным средством сдерживания». Понимая, что одержать победу в противоборстве с ВМС США нереально, иранцы делают ставку на то, чтобы цена возможного американского военного успеха стала неприемлемой для Вашингтона, что удержало бы его от проведения военно-морской операции.

Иранские взгляды на боевое применение ВМС предполагают масштабное использование минного оружия, многочисленные и разнообразные по форме атаки маломерных боевых катеров, оснащенных сравнительно простыми, но эффективными противокорабельными ракетами (ПКР), а также малокалиберной артиллерией, пулеметами, ПЗРК, зенитными установками, РПГ, ПТУРами, 106-мм безоткатными орудиями, 107-мм РСЗО. Считается, что потенциально маломерные катера способны успешно атаковать крупные корабли ВМС США за счет своей скорости, маневренности и многочисленности. Учитывается и то, что малые плавсредства трудно обнаружить РЛС, а для нанесения быстрых ударов из засад иранцы намерены размещать их у многочисленных островов и нефтяных платформ в Персидском заливе. Большое внимание уделяется действиям морских коммандос, в т. ч. боевых пловцов, отработке тактики применения малых подводных лодок (12 ед.). В то же время акватория Залива в силу своих природных особенностей по большей части малопригодна для использования подводных лодок. Повышенное внимание уделяется вопросам скрытной постановки мин. На вооружении состоят и начиненные взрывчаткой управляемые «катера-камикадзе». Отметим, что за последние время иранские боевые катера неоднократно провокационно приближались на опасно близкое расстояние к кораблям ВМС США и других стран Запада, действующим в Персидском заливе.

Еще одной особенностью боевого применения ВМС КСИР, стала децентрализация управления силами флота на период боевых действий, предоставление командирам на местах большей самостоятельности и прав на принятие решения по использованию имеющихся в их распоряжении сил и средств.

Одной из основных задач ВМС КСИР считается охрана собственного судоходства и нефтяных платформ в Персидском заливе. В то же время Иран неоднократно заявлял о намерении блокировать жизненно важный для мировой экономики Ормузский пролив в случае возникновения военной угрозы для ИРИ.

В последние годы расширяется зона действий ВМС Армии. Иранские корабли регулярно совершают походы в Аденский залив и Красное море, принимают участие в борьбе с пиратством в Аравийском море и Аденском заливе. Все чаще корабли ВМС ИРИ посещают с визитами и деловыми заходами порты других стран, в т. ч. не граничащих с Ираном. Так, в 2011 г. иранские корабли совершили первый поход через Суэцкий канал в Средиземное море с заходом в Сирию. Перед ВМС Армии поставлена перспективная задача к 2025 г. обеспечить «стратегическое присутствие» в международных водах в дальней морской зоне, стать силой, способной эффективно действовать в «стратегическом треугольнике»: Ормузский пролив – пролив Баб-эль-Мандеб – Малаккский пролив.

Иран самостоятельно, хотя и с использованием зарубежных технологий и вооружения, или их копирования, строит малые подводные лодки, фрегаты, суда на воздушной подушке, широкий спектр боевых катеров. Планируется начать постройку подводных лодок водоизмещением до 1000 тонн. Налажен выпуск различных видов военно-морского оружия, в т. ч. противокорабельных ракет. Однако в целом возможности ИРИ по обновлению корабельного состава флота и оснащению ВМС современными высокотехнологичными видами вооружения и техники ограничены. Число крупных кораблей, поступающих в состав флота, невелико, а его основу по-прежнему составляют корабли, закупленные за рубежом еще при шахском режиме, которые устарели морально и изношены физически, не имеют современного вооружения, систем наведения оружия, управления и средств РЭБ. Что касается демонстрируемых иранцами на учениях новых образцов морского ракетного оружия, то они, по всей вероятности, являются преимущественно опытными изделиями, декларируемые ТТХ ко-торых в пропагандистских целях сильно завышены.

Оценочно, Иран располагает от 3 до 5 тыс. морских мин, большинство из которых представлено старыми образцами контактного действия. Современных мин насчитывается всего около 300. Наиболее эффективными из них считаются китайские мины-ракеты. Для постановки мин могут быть использованы боевые корабли, в т. ч. подводные лодки, катера, самолеты и вертолеты, а также гражданские суда. Специалисты полагают, что в первую очередь иранцы будут устанавливать минные за-граждения в Ормузском проливе.

На вооружении ВМС имеются противокорабельные ракеты в основном китайского и национального производства с дальностью стрельбы от 25 до 120 км. Их можно запускать с кораблей, катеров, самолетов и вертолетов. До 30 ракетных батарей имеется в береговой обороне. Иранское командование рассчитывает на массированное применение различных типов ПКР.

Для ведения разведки привлекаются надводные и подводные силы, авиация, в т. ч. беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Кроме того, на вооружении имеются БПЛА, начиненные взрывчаткой, которые предназначены для нанесения ударов по кораблям противника.

В ВМС КСИР и Армии налажена интенсивная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения, в т. ч. крупные, с участием ВВС и сухопутных войск. В ходе учебно-боевых мероприятий отрабатываются вопросы борьбы с крупными кораблями противника, действия по защите побережья страны и блокаде судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе, проводятся испытания новых видов оружия и практические стрельбы.

Совершенствуется береговая инфраструктура флота, усиливается ее ПВО. Большое внимание уделяется строительству укрытий для оружия и пунктов управления, их маскировке. В настоящее время иранские ВМС имеют разветвленную систему военно-морских баз и пунктов базирования, которая обеспечивает возможность как рассредоточения сил, так и их маневра для проведения той или иной операции.

Американские военно-морские эксперты полагают, что для успешного противодействия иранской морской стратегии от США и их аравийских союзников требуется «творческое мышление». Пятый оперативный флот ВМС США, действующий в Персидском заливе, в скором времени будет усилен четырьмя тральщиками и четырьмя вертолетами CH-53, которые способны обнаруживать мины, а также роботами для обезвреживания мин под водой. Кроме того, в Персидский залив будут направлены быстроходные патрульные катера типа Mark 38, которые, как считают американские военные моряки, могут эффективно отражать атаки со стороны маломерных быстроходных катеров противника. Для противодействия иранским катерам крупнокалиберные пулеметы, возможно, будут установлены и на крупных кораблях, в частности — на авианосцах.

В целом, по оценке американских военных специалистов, анализ иранских ассиметричных возможностей на море показывает, что ВМС Ирана «могут играть важную роль в устрашении других государств и в создании угрозы нефтяному экспорту в Заливе». В то же время иранский флот уязвим для «ударов и контрударов» ВМС США и их аравийских союзников». Однако при этом признается, что «уничтожение иранских возможностей в масштабном морском конфликте» будет очень затратным делом.

52.32MB | MySQL:103 | 0,518sec