Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 апреля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связа-ны с Сирией и конфликтом между Суданом и Южным Суданом. Совет Без-опасности ООН 21 апреля единогласно принял резолюцию 2043 о направлении в Сирию 300 международных наблюдателей для контроля соблюдения договоренности о прекращении огня. 20 апреля в Хартуме объявили, что суданские войска восстановили контроль над ранее захваченным войсками Южного Судана пограничным районом Хеглиг. Тем не менее, вооруженный конфликт между двумя странами продолжается.

Обстановка в Сирии, несмотря на объявленное 12 апреля прекращение огня, остается очень сложной. Власти и вооруженная оппозиция обвиняют друг друга в многочисленных нарушениях перемирия. Наблюдается повышенная активность мятежников и правительственной армии в северо-западной провинции Идлиб, центральных провинциях Хомс и Хама, в северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор, в районе Дамаска и некоторых других местах. Власти заявляют о продолжении провокаций со стороны антиправительственных сил под видом «мирных демонстраций», росте числа терактов, а также о значительном увеличении потерь среди военнослужащих и сотрудников сил безопасности. Оппозиция же обвиняет правительство в «невыводе войск из городов» и продолжении обстрелов жилых кварталов.

Не прекращается политическое давление на сирийский режим. Так, 17 апреля в Париже прошло рабочее совещание представителей 14 стран из состава т. н. «Группы друзей Сирии». В его работе, в частности, участвовали главы внешнеполитических ведомств США, Франции, Германии, Турции, Саудовской Аравии, Иордании, Канады, Египта, Испании, Марокко, премьер-министр Катара. Участники встречи обсудили вопросы расширения помощи сирийской оппозиции, призвали к бойкоту и усилению изоляции режима президента САР Б. Асада. Госсекретарь США Х. Клинтон заявила: «Наша позиция состоит в том, что мы будем и далее наращивать давление на Асада с целью принудить его к выполнению плана Аннана. Однако мы считаем, что Асад должен уйти. Добиваться этого мы планируем мирным дипломатическим путем». Одновременно глава Пентагона Л. Панетта и председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси утверждали, что, если потребуется, американцы прибегнут в Сирии к военным мерам, хотя «сейчас главный упор в урегулировании кризиса и прекращении насилия делается на дипломатию». В Вашингтоне сообщили о выделении 25 млн долларов на оказание гуманитарной помощи населению Сирии, в т. ч. 8,5 млн долларов — для сирийских беженцев. Евросоюз объявил о введении оче-редного пакета экономических санкций против САР. В западных и многих арабских СМИ не ослабевает масштабная пропагандистская кампания против официального Дамаска.

В Москве на прошедшей неделе принимали делегацию оппозиционного Национального координационного комитета Сирии (внутренняя оппозиция), который изъявляет готовность вести переговоры с теми представители сирийских властей, чьи руки не запятнаны кровью. МИД КНР по итогам переговоров с министром иностранных дел САР В. Муаллимом выразил надежду, что «правительство Сирии продолжит реализацию предложения Аннана, будет активно содействовать его посредническим усилиям». В то же время в Пекине надеются, что сирийская оппозиция также выполнит обещания о прекращении огня и реализации плана Аннана.

19 апреля в Дамаске состоялось подписание предварительного согла-шения между ООН и САР об условиях размещения миссии наблюдателей и создания механизма осуществления мониторинга, а 21 апреля Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2043, подготовленную на основе предложений России, о направлении в Сирию миссии невооруженных наблюдателей в составе 300 человек сроком на 90 дней. Мандат миссии предполагает, что персонал на местах будет «наблюдать за выполнением режима прекращения вооруженного насилия всеми сторонами во всех его формах», а также наблюдать и поддерживать реализацию плана Аннана в полном объеме. Власти САР и оппозиция должны «гарантировать безопасность персонала миссии, при этом не создавая помех свободе передвижения и доступа». Причем главную ответственность за обеспечение безопасности наблюдателей Совбез возложил на правительство Сирии. Резолюция призывает «все стороны в Сирии, включая оппозицию, немедленно прекратить любое вооруженное насилие во всех его формах». Власти САР заявили, что подпишут постоянный протокол, регулирующий развертывание миссии междуна-родных наблюдателей, «как только к этому будет готова ООН». Оппозиционный Сирийский национальный совет приветствовал новую резолюцию СБ ООН по Сирии. 22 апреля международные наблюдатели установили первый постоянный пост наблюдения в Хомсе.

Напряженность сохраняется в отношениях между Суданом и Южным Суданом. 16 апреля суданский парламент единогласно принял заявление, в котором Южный Судан назван враждебным государством, а президент Судана О. аль-Башир 18 апреля обещал «освободить» народ соседнего государства от правящего в нем режима. Кроме того, О. аль-Башир заявил 20 апреля, что суданские нефтепроводы будут закрыты для транспортировки предназначенной для экспорта южносуданской нефти из-за продолжающихся боевых действий между двумя странами. В то же время Южный Судан заявляет о своей приверженности диалогу с Суданом и отрицает нацеленность на военную конфронтацию с северным соседом.

18 апреля генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал незаконной оккупацию войсками Южного Судана района Хеглиг и вновь обратился к Хартуму и Джубе с призывом прекратить боевые действия. С аналогичным призывом к враждующим сторонам обратился 21 апреля президент США Б. Обама. В то же время командование ВС Уганды заявило 20 апреля, что Кампала может вмешаться в конфликт между Суданом и Южным Суданом на стороне последнего, если противостояние этих стран примет характер полномасштабной войны.

Командование суданской армии 20 апреля сообщило, что южносуданские войска были «выбиты» из приграничного региона Хеглиг, который полностью очищен от противника. В то же время в Джубе заявили, что войска Южного Судана 22 апреля по приказу командования организованно покинули спорный район. Тем временем боевые столкновения между войсками двух государств продолжаются на других участках совместной границы.

По мере приближения назначенных на 23-24 мая выборов президента Египта внутриполитическая ситуация в стране становится все более сложной. Высшая комиссия по проведению президентских выборов 17 апреля подтвердила окончательное исключение из списков кандидатов на пост главы государства всех десяти ранее отклоненных претендентов, так как ни один из них не смог обжаловать решение комиссии. Таким образом, в списках кандидатов осталось 13 человек. Избирательная комиссия также ввела запрет на использование кандидатами в президенты религиозных лозунгов и проведение агитации в мечетях и церквях.

20 апреля на каирской площади Ат-Тахрир состоялась массовая демонстрация под названием «Выбор судьбы», в которой приняли участие сторонники многих партий, политических, общественных и молодежных движений различной ориентации. Однако на деле, несмотря на решение организаторов мероприятия лишить его какой-либо партийной окраски и выступить «единым народным голосом» за выполнение общих требований, оно в значительной степени превратилось в агитационную акцию исламистов. Их сторонники требовали восстановить в списках кандидатов в президенты Египта исключенных ранее представителей от крупнейших исламских сил и призывали к созданию в стране исламского государства. Некоторые либеральные и молодежные движения были вынуждены свернуть свои пикеты, и покинули площадь, протестуя против поведения исламистов. Единственным общим требованием, озвученным большинством политических сил, стало исключение из числа кандидатов на пост главы государства высокопоставленных чиновников бывшего правящего режима: экс-премьера А. Шафика и бывшего генсека ЛАГ, а ранее главы МИД АРЕ А. Мусы.

Иран заявил о готовности проявить гибкость на предстоящих в мае в Багдаде переговорах с «шестеркой» международных посредников по своей ядерной программе, если получит гарантии поставок обогащенного урана, заявил глава МИД ИРИ А. А. Салехи. Он также призвал страны Запада начать отмену санкций в отношении Ирана, назвав шаги в этом направлении мерами по укреплению доверия, которые могут ускорить переговорный процесс. В то же время, по словам госсекретаря США Х. Клинтон, американская администрация не собирается отменять санкции в отношении Ирана до тех пор, пока Тегеран не продемонстрирует «серьезность своих намерений по готовности двигаться вперед и устранять существующие неясности относительно своей ядерной программы». Кроме того, Иран должен показать, что «он будет гораздо более открытым и предпримет шаги, соответствующие резолюциям Совета Безопасности ООН и устраняющие опасения мирового сообщества». 20 апреля глава Пентагона Л. Панетта подтвердил, что у США существуют конкретные планы нанесения военных ударов по Ирану.

Президент Афганистана Х. Карзай призвал на минувшей неделе ускорить процесс передачи полномочий войск натовской коалиции местным силам безопасности. Это требование главы государства связано с недавней публикацией в американской газете фотографий военнослужащих США с останками боевиков «Талибана». Нынешний инцидент с фотографиями — уже четвертый с начала года скандал, связанный с действиями американских войск в Афганистане.

22 апреля Афганистан и США парафировали в Кабуле договор о стратегическом партнерстве между двумя государствами. Документ станет основой, на которой будут строиться американо-афганские отношения после вывода из Афганистана в 2014 г. войск США.

19 апреля в различных районах Ирака вновь была совершена серия скоординированных террористических нападений – одновременно было осуществлено свыше 20 терактов, в результате которых 37 человек погибли, а около 150 получили ранения. Наиболее крупные теракты имели место в шиитских районах Багдада, а также в городах Киркук и Самарра. Ответственность за акции взяла на себя суннитская экстремистская группировка «Исламское государство в Ираке» — местное ответвление «Аль-Каиды».

Сложная обстановка сохраняется в Ливии. Глава правящего в Ливии Переходного национального совета (ПНС) М. А. Джалиль заявил 22 апреля, что не станет менять нынешнее правительство страны во главе с А. аль-Кибом до намеченных на июнь парламентских выборов. Тем самым он опроверг появившиеся сообщения о намерении ПНС отправить в отставку кабинет А. аль-Киба в связи с низкой эффективностью его работы, особенно в вопросах обеспечения безопасности.

На юго-западе Ливии в районе Куфра продолжаются вооруженные столкновения между отрядами племен и подразделениями правительствен-ных сил.

20 апреля контроль над международным аэропортом Триполи перешел от ополченцев из г. Зинтан к правительству Ливии. При этом часть зинтанских ополченцев должна войти войдет в состав армии и МВД.

16 апреля завершился визит в Алжир главы ПНС Ливии М. А. Джалиля. Власти АНДР заверили М. А. Джалиля в том, что находящиеся на алжирской территории члены семьи М. Каддафи не будут угрожать Ливии. Стороны заявили о готовности сотрудничать в деле защиты своих границ и в борьбе с терроризмом, а также «усилить взаимодействие двух стран для реагирования на опасности, угрожающие региону Сахеля».

20-22 апреля в Бахрейне прошли массовые выступления оппозиционных сил, участники которых требовали проведения в стране политических реформ и протестовали против проведения в Бахрейне четвертого этапа автогонок гран-при Формулы 1. Тем не менее, 22 апреля эти соревнования все же состоялись.

О вооруженных силах Алжира

В условиях сложной, а в последнее время все более нестабильной во-енно-политической обстановки в Магрибе и Сахеле руководство Алжира, продолжает придерживаться амбициозного курса на всемерное укрепление позиций страны в регионе и стремится сохранить военное превосходство над соседними странами, особенно Марокко. Причем «военные традиционно поддерживают амбиции политиков, видящих в Алжире региональную супердержаву», что поощряет гонку вооружений в Северо-Западной Африке, «в которой именно Алжир является «законодателем моды». Неуклонно наращивается военный потенциал АНДР, прилагаются усилия по созданию отвечающих современным требованиям мощных, боеспособных и технически хорошо оснащенных вооруженных сил, способных защитить суверенитет и территориальную целостность республики от возможных внешних военных угроз, противостоять иностранному диктату и обеспечивать проведение Ал-жиром независимой внешней политики. При решении задач военного строительства принимаются во внимание усиление угрозы со стороны транснациональных террористических группировок, прежде всего «Аль-Каиды в странах исламского Магриба», нестабильная ситуация в ряде соседних государств, сохраняющиеся политические разногласия и территориальные споры с некоторыми из соседей. Внутри страны армия привлекается для борьбы против экстремистских и террористических группировок и организаций, которые стремятся дестабилизировать общественную жизнь Алжира и насильственно свергнуть существующий в республике конституционный строй.

Вооруженные силы Алжира (208,2 тыс. человек) состоят из Нацио-нальной народной армии (ННА), национальной жандармерии и Республиканской гвардии. Основой алжирских ВС является ННА (147 тыс. чел.), состоящая из сухопутных войск, ВВС, сил ПВО и ВМС.

Верховным главнокомандующим ВС АНДР является президент стра-ны. По конституции он одновременно является министром обороны. Главе государства предоставлено право использования вооруженных сил. Руководство ВС президент осуществляет через Министерство национальной обороны и штаб ННА. Непосредственное руководство армией осуществляет начальник штаба ННА (первый заместитель министра) через свой штаб и командующих видами ВС, которые одновременно являются его заместителями.

В Алжире происходит неуклонный рост военных расходов. Так, если в 2005 г. они составляли 2,87 млрд долларов, то в 2010 г. — 5,67 млрд долларов, а в 2011 г. превысили 7 млрд долларов.

Для повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил в Алжире разработан и претворяется в жизнь план их модернизации. Он предусматривает совершенствование системы управления ВС, развитие систем разведки и РЭБ, постепенное оснащение всех видов вооруженных сил современной боевой техникой. Программы модернизации сухопутных войск основной акцент делают на повышение мобильности механизированных и танковых соединений, оснащение войск новейшими танками и другими боевыми бронированными машинами, противотанковыми средствами, артиллерией, средствами войсковой ПВО. Поступившие на вооружение ННА российские танки Т-90С (185 ед., будет заказано еще 120) являются наиболее современной и мощной боевой машиной этого класса в странах Магриба. В ВВС идет процесс обновления и модернизации парка самолетов и вертолетов, строятся новые военно-воздушные базы. Основу боевой мощи ВВС ННА на обозримую перспективу составят российские фронтовые бомбардировщики Су-24М (28 ед.) и многоцелевые истребители Су-30МКА (28 ед., в 2010 г. подписан контракт на закупку еще 16 Су-30). Именно эти машины рассматриваются командованием ННА в качестве силы, обеспечивающей долговременное гарантированное превосходство над ВВС Марокко. Также предполагается приобрести новые партии БПЛА, транспортных самолетов, транспортных и боевых вертолетов. Алжир намерен иметь эффективную систему ПВО страны. Планируется создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО. Интенсивно развиваются национальные ВМС, модернизируется и обновляется их корабельный состав и вооружение.

Боевая подготовка ННА направлена на обучение войск действиям в современной войне. Принимаются меры по улучшению ее качества. Регулярно проводятся учения соединений и частей всех видов ВС, в т. ч. крупные и с боевыми стрельбами. В ходе учебно-боевых мероприятий наряду с отработкой различных приемов ведения военных действий, на практике осваиваются новые виды техники, поступающей в войска. Вместе с тем, уровень подготовки личного состава ННА все еще находится на невысоком уровне.

На состоянии ВС АНДР в значительной мере сказывается то обстоя-тельство, что они продолжают вести боевые действия низкой интенсивности против вооруженных группировок исламистских экстремистов и террористов. В этой связи повышенное внимание уделяется укреплению сил для борьбы с незаконными вооруженными формированиями. В частности, предполагается сформировать дополнительные подразделения спецназа, оснастив их специальной техникой и средствами.

В последние годы алжирское руководство взяло курс на создание армии, комплектуемой на профессиональной основе. Причем ВВС, войска ПВО и ВМС уже комплектуются только путем набора добровольцев. В 2006 г. в стране был принят закон «О статусе военнослужащих ННА», который предусматривает постепенный переход комплектования ВС только военнослужащими-контрактниками. В законе также говорится о необходимости модернизации армии, повышении уровня профессиональной подготовки личного состава, усилении власти президента в вооруженных силах. Документ определяет права личного состава, единые нормы набора военнослужащих на конкурсной основе, декларирует соответствие статуса военнослужащих ННА нормам международного права, равенство мужчин и женщин в армии.

Следует отметить, что на реализацию планов модернизации армии негативно влияет сохраняющаяся в республике сложная внутриполитическая ситуация и трудности в экономике. Тем не менее, президент Алжира А. Бутефлика подтвердил, что государство будет стремиться создать профессиональную армию «по мере выхода страны из кризиса».

Алжир предпринимает шаги по налаживанию собственного военного производства. Однако это длительный и трудный процесс. Поэтому на обозримую перспективу страна сохранит зависимость от поставок современных вооружений из-за рубежа. В последние годы АНДР наращивает военные закупки за границей. В 2007-2011 гг. их стоимость составила 4,524 млрд долларов. Портфель новых военных заказов в 2007-2010 гг. достиг 7,582 млрд долларов. По информации алжирских СМИ, в 2003-2010 гг. страна стала восьмым импортером вооружений в мире. Руководство АНДР стремится диверсифицировать источники получения вооружения, но пока в этой сфере первое место принадлежит России. В то же время расширяются связи с Германией и Италией, особенно в деле постройки новых кораблей для ВМС. Сложности имеются в развитии ВТС с Францией, что связано с поставками этой страной вооружений для Марокко. Активно развиваются военные связи Алжира с НАТО: алжирские военные, особенно моряки, регулярно участвуют в совместных учениях альянса, проводятся консультации по вопросам военного строительства, военнослужащие ННА обучаются в странах Запада. С США АНДР сотрудничает главным образом в деле борьбы с терроризмом.

Традиционно военные играли важную роль в политической жизни Алжира. Однако ситуация стала постепенно меняться, особенно с приходом к власти в стране в 1999 г. президента А. Бутефлики. По мнению экспертов, это – «объективный процесс. Он связан с появлением нового поколения старшего офицерского состава, получившего … хорошее современное образование и выступающего в своей основной массе за постепенное самоустранение армии из политических игр». А. Бутефлика твердо продолжает курс на дальнейшее усиление своего контроля над армией, но при этом взвешенно относится к военным и не стремится без серьезных на то оснований идти на обострение отношений с высшим армейским командованием.

В последнее время внутриполитическая обстановка в Алжире ослож-нилась, в стране все более активно действуют противники существующего режима. В этих условиях армия, как хорошо организованный и дисциплинированный организм, остается влиятельной силой, от позиции которой во многом будет зависеть дальнейшее развитие событий в АНДР. При этом не исключено, что в случае дальнейшего обострения ситуации, политическая роль алжирских военных вновь может усилиться.

В целом линия на укрепление национальных ВС отражает намерение правящих кругов страны поддерживать и укреплять статус Алжира как признанной региональной державы. Происходящие позитивные сдвиги в национальном военном строительстве дают основание полагать, что запланированные мероприятия по модернизации ННА, повышению ее боевой мощи будут и дальше успешно реализовываться.

52.26MB | MySQL:103 | 0,482sec