Судан: выполнение антикризисной программы

Международные эксперты продолжают отслеживать выполнение антикризисной программы в Судане. Ситуация в суданской экономике напрямую увязывается при этом со стартовавшим 14 июля с.г новым раундом переговоров между Хартумом и Джубой по вопросу заключения полномасштабного перемирия и выходу на финальную стадию договоренностей по вопросу возобновления экспорта южносуданских углеводородов через единственный трубопровод в Порт-Судане.

Кризис в экономике, несмотря на все оптимистические высказывания Джубы, фактически разрушил и без того неустойчивую южносуданскую экономику. Страна встречает свою первую годовщину провозглашения независимости в фактическом политическом и экономическом коллапсе, оправдывая тем самым самые фатальные прогнозы. В этой связи южносуданское руководство предприняло спорный шаг по привлечению в качестве посредника в вопросе урегулирования нефтяных споров Эритрею. Последняя охотно берется за любые инициативы в регионе, преследуя при этом очевидные политические цели, суть которых сводится прежде всего к нанесению максимального ущерба Эфиопии. Эфиопское руководство, которое является основным посредником (совместно с лидером «африканских мудрецов» Т.Мбеки) на переговорах между конфликтующими сторонами, к такой инициативе Суданского народно-освободительного движения (СНОД) отнеслось ревниво, что не могло сказаться на всей динамике переговорного процесса. Аддис-Абеба совершенно справедливо заподозрило Джубу в стремлении несколько пошантажировать ее, особенно с учетом появившихся данных о том, что Асмэра и Джуба достигли договоренностей о предоставлении южносуданской территории для размещения на ней отрядов группировок-оромо, которые действуют против центрального правительства Эфиопии.

Хартум при этом, похоже, не верит в скорый прогресс на переговорах. Правительство подготовило и начало свою программу жесткой экономии, от успеха которой как ни парадоксально будет зависеть и общая динамика на переговорах с Джубой.

Эксперты в настоящее время обращают внимание на то, что суданское правительство имеет серьезную фору в проведении непопулярных мер, поскольку легальная оппозиция слаба. Они не ожидают в этой связи повторения тунисского или египетского вариантов в среднесрочной перспективе.

Итак, в каком состоянии сейчас находится процесс объявленной «шоковой терапии».

1. Сокращение на четверть административного и государственного аппарата. Этот процесс завершен. Именно от этого варианта зависит общий успех реформы. При этом ряд экспертов отмечает, что при отсутствии альтернативной компактной модели есть высокий риск наступления управленческого коллапса.

2. Сокращение числа государственных постов в администрации президента и аппарате парламента. В общем будет сокращено 105 должностей и 9 советников президента и главы парламента. Этот процесс еще не начался.

3. Сокращение числа министров всех уровней (федерального и местного) с 31 до 26. Этот процесс фактически уже завершен.

4. Сокращение числа экспертов и лиц, работающих по контрактам в правительстве. Этот процесс завершен, сокращено 54 человека.

5. Сокращение всех конституционных постов в исполнительной и законодательной ветвях власти. Процесс не начался.

6. В экономической сфере повышены налоги: НДС – с 15% до 17%., налог на импорт, налоги на банковские услуги — с 15 до 30%. Одновременно не выполнены до сих пор мероприятия по сокращению на четверть бюджетных выплат на социальные проекты; введение барьеров для поступления контрабандных товаров в Южный Судана; приватизация ряда государственных предприятий и объектов; сокращение топливных затрат аппаратами правительства и парламента; введение топливного учета (карточек); аудит бюджетных расходов; пакет антикоррупционных мер, контроль за предоставлением налоговых льгот отечественным компаниям. В случае пробуксовки указанных мероприятий эффект от программы «шоковой терапии», по оценке ряда экспертов, нивелируется уже в среднесрочной перспективе.

За месяц, который прошел с начала антикризисной программы, цена на 1 галлон дизеля в столице выросла на 58.8%; галлон бензина – на 38,5%, сжиженный газ – 12.5%; мясо – на 40%; Инфляция выросла на 37.2% . Курс национальной валюты – с начала года с 2.68 до 4.41 за доллар США (официально); с 4.75 до 5.80 (черный рынок). Пока освобождены от повышения налогов импортные лекарства, сахар, пшеница. Сокращены субсидии на молоко и растительное масло, что вызвало сразу же скачок цен в два раза.

Дарфур до сих пор не получил обещанные субсидии, что самым негативным образом сказывается на динамике переговорного процесса в рамках «Дарфур-Дарфур» и стимулирует прирост недовольных под знамена легальной оппозиции. При этом общий рост цен в провинции не меньше столичного. При этом Хартум пытается инициировать кампанию в Дарфуре по отвлечению внимания населения от «временных трудностей» путем обвинения в заговоре против «единого Судана» дарфурских повстанцев, южносуданских властей и еврейского лобби США. Отвечает за эту кампанию помощник президента Судана Нафи, который уже находится в провинции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,507sec