О развитии ситуации в Сирии

Создание новой военной структуры сирийской оппозиции, которая теперь должна носить название Сирийская национальная армия (СНА) в принципе подтверждает факт, что все разговоры о «централизованной военной силе противников режима» является не более, чем обыкновенной пропагандой. При этом отметим, что решение о создании СНА было принято кулуарно и явно под нажимом Запада. Представитель Сирийского национального совета (СНС) Б.Гальюн присутствовал в качестве статиста, что должно было придать некую «легитимность» всему этому событию. Запад, который все более втягивается в сирийский конфликт, уперся в обыкновенный в таких случаях «тупик»: непонятно кому помогать, с кем вести технические переговоры и кто реально управляет планированием и стратегией сопротивления. Отсюда логичная с точки зрения военных из Пентагона и турецкого генштаба попытка добиться некого единоначалия, так как эффективно руководить боевыми действиями в таких условиях фактически невозможно.

При этом на должность руководителя новой структуры выбрана кандидатура бывшего начальника Высшей военной академии генерала  М.Х.аль-Хаджа, который решил выбрать «свободу» сразу же после своего увольнения с этого поста 4 сентября с.г. Суннит из Дераа  М.Х.аль-Хадж прошел достойный путь «сирийского политрука». Генерал всю жизнь учился политическим наукам, уверенно совмещая это с ростом по карьерной лестнице.  Учеба в Военно-политической академии им. В.И.Ленина в Москве, затем в египетской военной академии, затем изучение политологии в Дамаске. Кратковременное командование мотострелковой бригадой было лишь необходимым условием назначения на должность руководителя академии.   При этом, судя по последнему месту работы, выводы из этой учебы он делал «правильные», в духе социалистического учения  правящей партии Баас.

В своей программной речи в качестве руководителя СНА, М.Х.аль-Хадж, как и подобает настоящему политруку, четко расставил ориентиры строительства будущей армии, предложив ввести жесткое единоначалие и избавиться от «попутчиков» в лице вооруженных милиций (т.е. исламистов), которые только «дискредитируют освободительное движение». Генерал против иностранной военной интервенции, предлагает опираться на собственные силы и т.п. Собственно, можно было и не перечислять все тезисы программы строительства новой армии, поскольку они не имеют большого значения. Именно по той причине, что М.Х.аль-Хадж не Лев Троцкий, и армию он никогда не выстроит. Это чисто техническая фигура, своего рода  «зиц-председатель» Фукс, под которую надо «давать» деньги, и которая должна олицетворять «чисто сирийский» характер сопротивления. Сам генерал фигура для Сирии фактически не известная, и на полях сражений не замеченная. А для Востока (и не только) очень важна харизматичность фигуры руководителя. Сколько бы там не клялись в верности демократическим принципам, но «вождизм» в головах населения там «сидит» еще очень крепко.

Но и это обстоятельство не является ключевым. Самое принципиальное во всей этой истории то, что создание единой военной структуры встречает очень негативную реакцию со стороны двух основных спонсоров сирийского сопротивления в лице Катара и Саудовской Аравии. Именно после консультаций с представителями последних командующий Сирийской свободной армии (ССА) полковник Р. аль-Асаад заявил, что «попытка созданий новой структуры является попыткой украсть у него и его сподвижников победу». Действительно с ССА, которую еще совсем недавно все считали «единственным представителем воюющего сирийского народа», поступили очень некрасиво. И дело здесь не в том, что полковник Р. аль-Асаад по своему невысокому имиджевому потенциалу не сильно уступает генералу Хаджу и не руководит в достаточной мере вооруженным сегментом сопротивления. В любом случае ему не нашлось места в новой структуре, а это подразумевает раскол. Значительный или нет, это уже второй вопрос. Просто любой раскол для и не так сильно структурированной оппозиции – это, безусловно, минус. И это не говоря уже об отрядах исламистов, которые реально усиливают свое присутствие в Сирии. Последние теракты у мечети, и публичные казни сторонников режима, запечатленные на видеопленку, — это явный индикатор этого. Совершенно точно, что подчиняться какому-то неизвестному генералу, который даже в оппозиции носит на мундире ордена бывшего режима, они не собираются. Особенно после его последних заявлений о необходимости «избавиться от попутчиков». Другими словами, в оппозиции начинается процесс размежевания  на «светских» и «исламистских», о котором мы говорили ранее. И он будет только усиливаться, что, безусловно, на руку Дамаску.  На стороне исламистов деньги суннитских монархий. Запад такой объем финансирования новой структуре предложить не сможет, что попытается компенсировать политической и технической поддержкой. Это означает, что в вооруженном сегменте сирийского сопротивления центробежные тенденции будут только нарастать.

52.29MB | MySQL:103 | 0,517sec