Говоря об экономической политике Ирака, сразу возникают два вопроса. Во-первых, когда будет принято федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в топливно-энергетической сфере? Во-вторых, каковы состояние и перспективы нефтяного сектора страны, являющегося ведущей отраслью местной экономики? Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к конкретным примерам.
В августе с.г. поступила официальная информация, что российская компания «Газпром нефть» через свою дочернюю структуру Gazprom Neft Middle East B.V. вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов на территории Ирака. Компания подписала с Региональным правительством Курдистана (РегПК) два соглашения о разделе продукции (СРП) в отношении блоков «Гарманиан» (площадь – 1,78 тыс. кв. км) и «Шакал» (474 кв. км). На обоих участках продолжаются геологоразведочные работы, по завершении которых не позднее 2015 г. РегПК планирует начать добычу сырья.
Как заявили достоверные источники из российской компании, в проекте разработки более крупного по площади блока «Газпром нефть» получит 40%, а канадская компания WesternZagros (40%) остается оператором до начала основных работ по соглашению.
Что касается второго блока, то здесь уже «Газпром нефть» будет наделена статусом оператора, получив 80% в проекте. Доля РегПК в обоих сделках составляет 20%.
Согласно оценкам «Газпром нефти», ресурсный потенциал обоих месторождений превышает 500 млн т нефтяного эквивалента (порядка 3,6 млрд баррелей). Суммарные выплаты за вхождение в проекты, включая компенсацию понесенных исторических затрат, составят порядка 260 млн долларов. Приходящиеся на долю «Газпром нефти» инвестиции в проведение геологоразведочных работ в рамках обоих проектов до 2015 г. предварительно оцениваются не менее чем в 150 млн долларов. Режим СРП предусматривает компенсацию понесенных инвестором затрат после начала добычи сырья на месторождениях.
По заверению менеджмента российской стороны, анализ экономических параметров проектов показал их высокую эффективность. Более того, их реализация позволит компании увеличить свой вклад в планы Ирака по наращиванию нефтедобычи, получить дополнительный опыт работы в этой стране и расширить свое присутствие за рубежом.
Красноречиво, но в Багдаде иное мнение. Ирак планирует применить санкции против «Газпром нефти» в случае ее сотрудничества с РегПК. Как сообщил официальный представитель Министерства нефти Ирака А.Джихад, федеральное правительство неоднократно заявляло о том, что в отношении всех международных компаний, сотрудничающих с Эрбилем без разрешения Багдада, будут применяться санкции, и российские компании не исключение.
Примечательно, что заявление чиновника не является информационной «уткой», поскольку подобные прецеденты уже имеются в иракской практике. Например, американские концерны Exxon Mobil и Hess Corporation, имеющие соглашения с курдской автономией, были занесены в «черный список» и не допущены к участию в майских торгах за право вести геологоразведку на потенциальных участках Ирака.
По всей видимости, еще одной «пострадавшей» компанией вполне может стать французская Total, от которой Багдад потребовал выйти из проекта освоения нефтяного месторождения «Халфайя» в случае отказа расторгнуть объявленную в конце июля сделку по приобретению лицензий, контролируемых РегПК.
Каковы же особенности инвестиционной привлекательности Региона Курдистан?
Во-первых, курдские участки содержат весьма солидные объемы сырья, что говорит о высоком потенциале добычи. К примеру, суммарные запасы двух участков, которые достались «Газпром нефти» — 3,5 млрд баррелей нефти, что на 500 млн баррелей меньше залежей месторождения «Бадра», разрабатываемого российской компанией по согласованию с Багдадом.
Во-вторых, в курдской автономии принят региональный закон, поощряющий иностранное инвестирование в нефтегазовый сектор экономики, а также обеспечивающий юридические гарантии зарубежному инвестору, что существенно снижает степень правовых рисков для последнего.
В-третьих, Эрбиль предоставляют международным компаниям более выгодные условия ведения своей деятельности, нежели федеральное правительство. СРП гарантирует получение прибыли, более мягкий налоговый режим и более взвешенные и оцененные риски.
Однако при указанных плюсах имеются и минусы. Так, в Регионе Курдистан высоки политические риски, поскольку сепаратистские настроение курдов вполне могут вылиться в гражданскую войну, причем противоборствующими сторонами станут не только непосредственно Багдад и Эрбиль, но, вероятно, Турция, Иран и Сирия, в которых курдская проблема также остра и актуальна.
Удастся ли «Газпром нефти» усидеть на двух стульях, параллельно разрабатывая уже имеющееся месторождение «Бадра», а также два участка в Регионе Курдистан?
Ответить сложно, но одно ясно наверняка. До тех пор, пока Багдад не примет соответствующее законодательство, предоставляющее твердые юридические гарантии инвесторам и, как следствие, снижающее для них степень возможных правовых рисков, иностранные компании все чаще будут обращать свой взор на «непаханые поля» курдской нефти.
Что касается обсуждаемого с 2007 г. в Ираке рамочного закона об углеводородах, которому надлежит четко регламентировать процедуру привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор экономики государства, а также закрепить механизм распределения доходов от экспорта энергоносителей, то, по словам ряда экспертов, данный нормативно-правовой акт будет принят в скором времени. Обоснование следующее: время уходит, и нет возможности согласовать позиции и вносить поправки.
Автор не согласен с подобными заявлениями, считая, что долгожданный закон так и останется на стадии острой дискуссии между различными этническими и конфессиональными группами Ирака (шиитами, суннитами и курдами), ибо политические противоречия между ними настолько сильны, что не позволяют делать оптимистические прогнозы в ближайшей перспективе.
Стоит напомнить, что пять лет назад Эрбиль и Багдад договаривались о «компромиссной» редакции законопроекта, которая и была направлена в парламент для утверждения. Однако позже выяснилось, что в текст документа аппаратом иракского премьер-министра Н. аль-Малики в одностороннем порядке были внесены существенные поправки, которые якобы носили сугубо стилистический характер. В результате принятие законопроекта было остановлено.
В минувшем году Министерство нефти Ирака подготовило другой проект, но РегПК категорически отвергло его и потребовало возвращения к прежней редакции. Более того, принятие документа в том виде, в каком он был согласован в 2007 г., либо с поправками, на которые согласятся все стороны, было одним из пунктов, выставленным курдами в качестве условия своей поддержки партийной коалиции, возглавляемой Н. аль-Малики, на парламентских выборах 2010 г.
Принципиальное различие между двумя редакциями законопроекта заключается в том, что документ, подготовленный Министерством нефти, дает больше власти центральному правительству, а это не соответствует иракской Конституции. В частности, статья 108 Конституции декларирует, что нефть и газ являются собственностью всего иракского народа во всех районах и провинциях. При этом федеральное правительство осуществляет управление нефтяными и газовыми ресурсами, добываемыми из действующих месторождений в сотрудничестве с правительствами производящих районов и провинций при условии, что доходы будут справедливо распределяться на демографической основе по всей стране.
При этом также закрепляется, что федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций должны совместно разработать необходимую стратегическую политику по развитию топливно-энергетического комплекса с целью получения наибольшей выгоды для иракского народа.
В свою очередь, законопроект, подготовленный в 2007 г. Комитетом по нефти и энергетике парламента Ирака, детально регулирует компетенцию не только федеральных, но и региональных органов государственной власти.
Согласно этому документу, в ведении последних находятся вопросы самостоятельного лицензирования видов деятельности, связанных с разведкой и добычей нефти на открытых, но неразработанных месторождениях. Финансовые поступления от экспорта энергоносителей станут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми 18 провинциями страны в зависимости от численности населения.
По объективным причинам РегПК лоббирует принятие именно этого варианта, поскольку он ограничивает вмешательство центра в дела регионов.
Таким образом, в результате анализа можно заключить, что «дискуссионная буря» вокруг принятия федерального углеводородного законодательства в Ираке не только не утихнет, но и, напротив, разгорится с новой силой.
Какова же «цена вопроса»? Чем вызвана такая твердая неуступчивость участвующих в переговоров сторон? На самом деле овчинка стоит выделки.
Во-первых, нефтяной сектор Ирака обеспечивает порядка 90% государственных доходов страны и около 80% поступлений иностранной валюты в ее бюджет. К четвертому кварталу 2012 г. объем нефтедобычи достиг 3,2 млн баррелей в сутки, что является рекордом последних трех десятилетий. Как ожидают местные власти, данный показатель составит 3,3-3,5 млн баррелей к концу текущего года, а через пять лет – 8 млн баррелей.
По мнению автора, увеличение добычи «черного золота» в стране будет происходить медленнее, поскольку Ирак до сих пор не оправился после военного вторжения США и их союзников. В частности, нефтяная инфраструктура оставляет желать лучшего, а для ее восстановления и последующей модернизации требуются солидные финансовые ресурсы, которые, вряд ли, в скором времени хлынут в иракскую казну. Основной расчет делается за зарубежных игроков, но, как показывает практика, в их стане, как и среди различных политических сил Ирака, нет единства и согласия: одни выходят из проектов, другие налаживают связи с курдской автономией в обход запретов центральной власти.
Конечно, перспективным методом получения необходимого дохода может служить увеличение объемов экспорта сырья. Сегодня Ирак поставляет за рубеж около 2,2 млн баррелей нефти, но уже к концу года намереваются довести данный показатель до 2,5-2,6 млн баррелей.
Неслучайно Багдад объявил об открытии нового нефтяного терминала в Персидском заливе пропускной способностью 200 тыс. баррелей в сутки. По словам представителя Министерства нефти Ирака А.Джихада, благодаря этому терминалу суточный экспорт через южное направление увеличится с нынешних 1,7 млн баррелей до 1,9 млн баррелей.
Кроме того, государство способно довести поставки через нефтепровод «Киркук-Джейхан» с нынешних 450-500 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. Также рассматривается вариант ввода в эксплуатацию двух нефтепроводов, которые не функционируют на протяжении длительного времени: одного, идущего в направлении Ливана через территорию Сирии, под названием «Киркур-Баниас-Триполи», второго – к красноморскому побережью Саудовской Аравии (хотя эта идея пока не обсуждалась с саудовцами).
В результате общий объем экспорта составит более 2,3 млн баррелей в сутки, что станет наивысшим показателем с момента свержения прежнего режима.
Нефть, в том числе иракская, по-прежнему весьма востребована на мировом рынке, что позволяет не преувеличивать риски, связанные с падением цен на нее в будущем. В пользу этого также говорит стремительный рост экономик Китая, Индии, а также некоторых других азиатских государств, потребности которых в углеводородах растут в геометрической прогрессии, что, само собой, удовлетворяет поставщиков.
В заключение необходимо подчеркнуть, что дальнейшее поступательное развитие основного сектора иракской экономики будет идти гораздо быстрее и эффективнее, если местные политические круги смогут инициировать принятие специального законодательства в редакции, наиболее отвечающей интересам всех участвующих сторон. Для этого следует вынести эмоции и антагонизм за скобки и детально сосредоточиться на сути вопроса.