Ситуация в Сирии: Москва играет на опережение?

Обстановка в Сирии и вокруг нее накаляется с каждым днем. Правительственным войскам никак не удается одолеть повстанцев и очистить от них столичные сирийские города Дамаск и Халеб (Алеппо) с их пригородами. Фактически армия режима проигрывает войну в городах вооруженной сирийской оппозиции. В этой связи верные Башару Асаду силы вынуждены прибегать к авиаударам по крупным сирийским городам, что ведет к массовым жертвам среди гражданского населения.

Со своей стороны, сирийская вооруженная оппозиция значительно окрепла за последние месяцы и получила на вооружение современные виды оружия, способного наносить ощутимый урон не только живой силе противника, но и его авиации и бронетехнике.

Баланс сил стал постепенно смещаться в пользу Сирийской свободной армии (ССА) и других отрядов вооруженной оппозиции. Ряд крупных сирийских городов, прежде всего, некоторые районы Халеба (Алеппо) и Дамаска фактически находятся под контролем повстанческих сил. В столице Сирии Дамаске не стихают боестолкновения правительственных сил и оппозиции, которые проходят на фоне практически ежедневных взрывов гражданских и военных правительственных объектов. При помощи стран Запада, прежде всего, Франции в ряде северных районов Сирии фактически установлены так называемые бесполетные зоны, а в приграничных с Турцией районах действуют зоны безопасности.

США и другие страны Запада все больше склоняются к жестким мерам в отношении сирийского режима в целях оказания оппозиции содействия в свержении режима Асада. США отвергли российские предложения по проекту новой резолюции СБ ООН как основы для действий нового спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими.

Активизировались и региональные игроки на поле сирийского конфликта. 10 сентября в Каире состоялась первая встреча на достаточно высоком уровне представителей так называемого «регионального квартета», инициатором создания которого явился новый президент Египта Мухаммед Мурси. Характерно, что один из основных союзников Дамаска Иран принял участие в этом мероприятии наряду с Турцией и Саудовской Аравией. Напомним, что тон в этой «четверке» задает именно Египет, чей президент на приходившем недавно в Тегеране саммите Движения неприсоедения достаточно недвусмысленно высказался в пользу отставки сирийского президента Башара Асада и поддержал сирийскую оппозицию. Характерно, что принимающая сторона никак не отреагировала на выступление М. Мурси. Исключение составили ряд иранских СМИ, которые в переводе на фарси выступления Мурси, заменили «Сирию» на «Бахрейн». Еще один верный союзник Асада Китай также недавно дал понять, что не исключает смены власти в Сирии мирным путем. На днях президент Израиля Шимон Перес ясно заявил, что режим Асада падет раньше, чем думают те, кто его поддерживает.

Ну, а что же Россия? Неужели Москва хочет остаться на обочине дороги, по которой «пролетает настоящая жизнь»?

Тон, как всегда, задал президент РФ Владимир Путин, который в своем недавнем интервью телеканалу «RT», хоть и сказал, что Россия не собирается менять свою позицию по Сирии, но не отверг очевидного – неизбежности смены власти в Сирии. При этом российский президент дал ясно понять, что Москва согласна на переход власти в САР при условии, что всем участникам сирийских событий будет обеспечена безопасность. Характерно, что в своем интервью В. Путин указал на дружеский характер отношений России и Саудовской Аравии, послав тем самым недвусмысленный сигнал саудовскому монарху, которого вряд ли можно зачислить в стан друзей Асада.

Одновременно специальный представитель президента по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов отправился (8-9 сентября) в Париж. Там, по некоторым данным, он имел встречи с другими «друзьями» Асада бывшим ливанским премьер-министром Саадом Харири и бывшим вице-президентом САР А.Х. Хаддамом. Последний, по случайному совпадению или нет, в это самое время высказался за вмешательство в сирийские дела за рамками ООН, чтобы таким образом ускорить процесс свержения режима Асада. М. Богданов также провел встречи с представителями зарубежной сирийской оппозиции во Франции, главой Сирийского национального совета (СНС) А.Б. Сидой и Манафом Тласом, а также специально прибывшей в Париж для встречи с ним делегацией Национального координационного комитета и с представителями французского министерства иностранных дел.

Как полагают в осведомленных парижских кругах, М. Богданов прибыл в Париж с личным поручением В. Путина разобраться в деталях складывающей в САР и вокруг нее ситуации, чтобы окончательно определиться с позицией Москвы в сирийском вопросе накануне предстоящего заседания СБ ООН.

Характерно, что практически в эти же дни (8-9 сентября) Манаф Тлас вылетел в Иорданию. Там он встретился с дезертировавшим сирийским генералитетом (свыше 30 человек). Имел беседу с генералом М.Х. аль-Хадж Хасаном, который на днях объявил о создании Сирийской национальной армии (СНА), которую некоторые рассматривают как противовес ССА и «исламистским» отрядам сирийской вооруженной оппозиции.

Одновременно российский министр иностранных дел Сергей Лавров еще раз повторил российскую «волшебную» фразу о том, что Москва «не держится за Асада». Это совпало по времени с визитом в Москву делегатов одного из не очень представительных, но лояльных Москве и сирийскому режиму, отрядов сирийской оппозиции. Речь идет о «Движение за мирные перемены в Сирии», во главе с Фатехом Джасемом, который в свои прежние «лихие» годы возглавлял одно из боевых звеньев Сирийской компартии. В Москву также засобирались представители сирийского мусульманского и христианского духовенства.

В субботу 9 сентября по сообщению газеты «Аль-Ватан» Россия, якобы, приступила к первому этапу эвакуации своих граждан из Сирии. Согласно этим сообщениям ПМТО Тартус и прилегающие к нему территории превращены в пункты сбора. Туда уже начали прибывать работавшие в САР российские граждане для их последующей отправки на Родину на трех российских кораблях, прибывших недавно в Тартус. Для обеспечения безопасности процесса эвакуации наших граждан на этих судах прибыли части российского спецназа, в том числе «чеченский батальон», оснащенные стрелковым оружием при поддержке с воздуха несколькими боевыми вертолетами.

Кульминацией в выстроенном выше информационном ряду стало сообщение «Саут Байрут». По данным требующим тщательной проверки, руководство России, якобы, потребовало от Башара Асада до конца сентября, передать власть в стране своему гражданскому преемнику на переходный период в соответствии с женевскими договоренностями. Поводом для такого решения Москвы стало убеждение в том, что Асад не способен одолеть повстанцев и сирийский режим доживает последние дни.

В Москве, наконец, серьезно обеспокоились тем, что если режим Асада будет полностью «снесен» и власть в стране окажется в руках сирийской вооруженной оппозиции, к тому же религиозно окрашенной, то это может нанести непоправимый ущерб интересам России в Сирии на долгие годы вперед (в том числе нефтегазовым проектам). И восстановить там российские позиции будет очень непросто, так как нашу политическую и экономическую «нишу» в Сирии займет Франция, которая ведет очень активную политику на сирийском направлении. Возможно, французы захотят чем-то поделиться с Китаем и Ираном.

Автору сложно судить так это или нет. Приведенный нами информационный ряд может быть истолкован и иным образом. Тем более что многие вышеприведенные сведения, действительно, нуждаются в более солидном информационном обеспечении. Но вот начавшиеся появляться с прошлой недели в ряде серьезных западных и арабских СМИ сообщения о том, что Москва, якобы, взяла под свой полный контроль сирийские арсеналы химического оружия, заставляют взглянуть на изложенное выше совсем с другой точки зрения.

Если верить тому, что очень многие на Западе, некоторые на Ближнем Востоке, совсем немногие в России характеризуют Башара Асада как «кровавого диктатора», который готов пойти на все ради сохранения своей власти, то весьма сомнительно, чтобы такой человек отдал в чужие (пусть «дружеские») руки свой последний козырь во «вселенской» борьбе за Сирию. Если это могло произойти, то только под давлением силового окружения президента, с которым Москва смогла заключить негласный пакт при поддержке ведущих сирийских бизнес-элит. Таким образом, мы имеем дело с попыткой подготовки «бескровного» переворота в Сирии под сенью «руки Москвы». А разве не об этом говорил в своем интервью Владимир Путин, который ясно дал понять, что Россия поддержит лишь бескровную смену власти в Сирии.

Успеет Москва вскочить на подножку стремительно мчащегося поезда сирийской революции и дернуть стоп-кран? Покажет ближайшее будущее.

52.16MB | MySQL:103 | 0,547sec