Ситуация в Мали: август 2012 г.

Весь август страны-участницы Экономического сообщества стран Западной Африки /ЭКОВАС/ провели в тщетном ожидании того, что западные страны решатся на очередную военную операцию, на сей раз – против захвативших в первой половине этого года север Мали исламистских группировок «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/, а также союзных с ней «Движение за единство и джихад в Западной Африке» /ДЕДЗА/ и «Ансар ад-дин» /«Защитник ислама»/. Однако те, кто потенциально может сделать это – США и Франция – были слишком заняты другими проблемами. Тем временем ситуация в Мали ухудшалась.

Страны ЭКОВАС поставили перед временным премьер-министром Мали Шейхом Модибо Диаррой задачу сформировать до 31 июля правительство национального единства, с которым можно было бы иметь дело в будущем. Однако временный премьер, назначенный на эту должность еще в апреле с.г., не справлялся с этой задачей. Для реализации предложенной им «дорожной карты переходного периода» он на встрече с посредником от ЭКОВАС президентом Буркина-Фасо Блэзом Компаоре запросил целый год. В условиях разложения национальной армии он также никак не мог решить и задачу восстановления контроля над севером страны.

И хотя по словам временного премьера Бамако «тщательно готовит военную операцию» на севере страны через «реорганизацию военного командования, перевооружение и обучение армии, повышение мотивированности солдат», эти слова остаются только словами – у Мали, одной из самых бедных стран мира, нет и не может быть по определению средств на это.

30 июля вернувшийся двумя днями ранее в Бамако после 2-месячного лечения в Париже временный президент Мали Дионкунда Траоре взял всю полноту власти в стране на себя, ограничив тем самым властные полномочия временного премьера. Он же взял на себя решение задачи формирования правительства национального единства. Таким образом, Шейх Модибо Диарра не выполнил требование ЭКОВАС сформировать такое правительство до 31 июля.

Главной претензией Траоре к своему премьеру было то, что последний в отсутствие президента не решился официально потребовать военного вмешательства стран ЭКОВАС в Мали.

Траоре получил от ЭКОВАС 10 дополнительных дней для формирования правительства национального единства, причем союзники Бамако не стали жестко фиксировать дату появления нового кабинета. В итоге уже 20 августа после долгих консультаций в Мали появилось не правительство национального единства, а старое – новое переходное правительство, в котором произошли лишь некоторые перестановки. Вместо 24 министров в нем стал 31 министр, впервые в кабинет вошли 13 человек. Шейх Модибо Диарра сохранил за собой пост премьера, равно как сохранили свои портфели министры обороны, безопасности, местной администрации и юстиции. Поскольку в правительстве представлены все основные политические силы страны, его с определенной натяжкой можно считать кабинетом национального единства. Оно сразу же определило свою главную задачу – «освобождение севера».

Одно из нововведений – в составе правительства впервые появился пост министра по делам религии и культа. Его введение, считают в Бамако, отразило растущее влияние мусульманских организаций на политическую жизнь в стране. Этот портфель получил Якуба Траоре, член Высшего исламского совета /ВИС/ Мали. Глава ВИС Махмуд Диско пользуется растущим влиянием в Мали. Именно он в течение августа дважды посетил север Мали, где встречался с лидерами исламистской «тройки».

Тем временем на севере Мали исламисты повсеместно начали применять нормы шариата. 30 июля в Агельхоке на глазах у толпы они до смерти забросали камнями супружескую пару, жившую гражданским браком и имевшую в нем несколько детей. На севере Мали подобное случилось впервые. До этого незаконных супругов, любителей алкоголя, курильщиков просто секли розгами.

5 августа несколько сотен жителей Гао из числа молодежи воспрепятствовали исламистам отрубить руку воришке, как этого требует шариат. Первое исполнение решения шариатского суда подобного рода в Мали должно было состояться на центральной пощади города, но молодежь заняла ее заранее, и не пустила туда исламистов из ДЕДЗА, которые были вынуждены отступить. Позднее исламисты жестоко избили диктора местной радиостанции, посчитав его виновным в сборе местного населения на площади. Тем не менее первая ампутация состоялась три дня спустя, на этот раз – в городке Ансонго, к югу от Гао.

Весть о случившемся в Ансонго вынудила правительство Мали вступить с заявлением, в котором отмечалось, что совершенные исламистами на севере Мали преступления «делают неизбежным для Бамако военный выбор». В коммюнике министерства информации впервые официально указывалось на связь исламистских группировок, захвативших север Мали, с «наркотрафиком, рядящимся в религиозные одежды». И это очень серьезно, поскольку наркомафия располагает средствами, которые не идут ни в какое сравнение с тем, что исламисты получают в качестве выкупов за освобождение заложников.

В том же документе сообщалось, что правительство Мали «ускорило совместно с ЭКОВАС планирование операции по освобождению северной части страны».

Как заявил 9 августа представитель «Ансар ад-дин» Сенда ульд Бумама, его организация рассчитывает завоевать южную часть Мали не силой, а убеждением. Он же впервые объявил о намерениях туарегов-исламистов распространить свое влияние и на соседние страны, упомянув об «искусственных границах» между ними.

22 августа исламисты установили запрет на трансляцию музыкальных программ для десятка частных радиостанций, вещавших в диапазоне ФМ на севере Мали.

С севера Мали началось бегство местных жителей. По данным ООН, этот не очень то многолюдный пустынный регион, составляющий 65% от общей площади страны, покинули порядка 450 тысяч человек, причем свыше 260 тысяч вообще покинули пределы Мали, перебравшись в соседние страны. В городе Гао из 70 тысяч человек, живших в нем до прихода исламистов, остались не больше 35 тысяч человек, хотя этот город формально контролирует ДЕДЗА, считающееся менее жестоким по сравнению с «Ансар ад-дин». Тем не менее у многих остающихся в регионе жителей сильны сепаратистские настроения поскольку, по их мнению, Бамако бросил их в руки исламистов.

Действующая на севере Мали исламистская «тройка» самым тесным образом координирует свои действия, что неизбежно создаст трудности для любого иностранного военного вмешательства. Причем вне зависимости от того, формирования какой группировки контролируют тот или иной город, всем верховодит в регионе АКМ. Именно ее ставленники занимаются тыловым обеспечением боевых отрядов, военной подготовкой новобранцев, их идеологической обработкой, ведением разведки. Полученные за счет выкупов за освобождение западных заложников средства позволяют исламистам вербовать сотни, если не тысячи новых бойцов /по данным правозащитников, среди новобранцев – несколько сотен детей до 17 лет/, которые не испытывают недостатка в современных вооружениях, хлынувших в регион после падения режима Каддафи. Все это делает окопавшихся на севере Мали исламистов опасной силой, сравнимой по мощи с армиями стран Сахеля.

Городок Гао на севере Мали превратился в главную базу АКМ. Хотя город Томбукту формально находится под контролем «Ансар ад-дин», там безраздельно правит еще один полевой командир АКМ, скрывающийся под боевым псевдонимом Абу Зейд. Его штаб-квартира находится во дворце, который в свое время был построен в этом городе для Муаммара Каддафи. В третьем городе региона – Кидале – всеми делами вершит основатель и главарь «Ансар ад-дин» Айяд аг Гали.

Тем временем те малийские военные, которые не разбежались после панического отступления из северной части страны, в течение августа пытались соорганизоваться на новых позициях вдоль линии «фронта», сооружая там взводные и ротные опорные пункты. Эта линия «фронта» проходит примерно в 700 км к северу от Бамако. Передовой командный пункт малийской армии сейчас находится в населенном пункте Севаре /10 км восточнее Мопти, административного центра одноименной провинции/.

После того, как власти Гвинеи дали добро на разгрузку транспорта с оружием для Мали, стоявшего в порту Конакри, в ближайшее время ожидается доставка к линии «фронта» закупленных еще при президенте Амаду Тумани Туре танков. Национальная армия получила также два боевых вертолета Ми-24.

В течение второй половины лета свою игру вокруг конфликта в Мали вел Алжир – единственная региональная держава, способная оперативно вмешаться, в том числе и с помощью силы, в события в соседней стране.

10 августа с заявлением по Мали выступил Совет Безопасности ООН, В документе объявлялось, что Совбез в ответ на обращение стран ЭКОВАС выдать им мандат ООН для начала военной операции в Мали «принял к сведению» ведущуюся подготовку к развертыванию Micema (по французски – Mission de la CEDEAO au Mali) в этой стране. Однако, вопреки ожиданиям, он не дал «зеленый свет» на этот шаг, заявив, что ожидает неких дополнительных «детальных разъяснений относительно целей, средств и условий развертывания миссии», и в частности, от правительства Мали.

Подобная осторожность Совбеза, судя по всему, связана с опасениями, что миротворцы ЭКОВАС в случае их развертывания в Мали могут быть использованы в интересах некоторых политических сил. С другой стороны, Совбез в очередной раз упустил время, дав тем самым возможность исламистам еще больше укрепиться на занимаемых ими территориях. Таким образом он невольно обрекает Micema на большие потери.

Еще одно требование Совбеза было обращено к малийским военным, которым было предложено «вернуться в казармы и воздерживаться от каких-либо попыток вмешательства в политику».

В любом случае скорое развертывание миротворцев ЭКОВАС вряд ли возможно. Это признал 13 августа министр обороны Мали полковник Ямуса Камара, заявивший, что «несмотря на множество заявлений и разработку операции, очень мало сделано» для отправки в его страну контингента Micema. Выступая в Бамако на встрече начальников генштабов стран-участниц ЭКОВАС, он заметил, что «несмотря на транснациональный характер угрозы, вся стратегия выхода из кризиса должна быть основана на центральной военно-политической роли Мали».

Из внутреннего документа, распространенного на встрече, следует, что миротворцы совсем не рвутся в бой и предпочитают соответствовать их статусному названию. Так, предполагается, что сразу после возможного развертывания контингент Micema должен обеспечить безопасность режима переходного процесса в Бамако, а также мест компактного проживания беженцев с севера. На второй фазе миротворцы займутся реорганизацией и подготовкой малийской армии. Нетрудно подсчитать, что по времени эти две «мирных» фазы могут растянуться как минимум на полгода. И только затем последует выдвижение на север с тем, чтобы нанести военное поражение исламистам. Таким образом, у исламистов будет достаточно много времени для организации отпора. Не исключено, что они опередят события, и сами окажутся в Бамако. Тем более что Бамако отказался от предложения обеспечить безопасность институтов власти с помощью миротворцев.

Определенным диссонансом на фоне военных приготовлений стран ЭКОВАС прозвучало сделанное в Уагадугу /Буркина-Фасо/ заявление главы Африканского командования /Африком/ Пентагона генерала Картера Хама. По его словам, решение кризиса на севере Мали не должно быть только военным, но и политическим. Это заявление, судя по всему, отразило понимание американскими военными тех трудностей, которые ожидают миротворцев ЭКОВАС на столь удаленном от их баз районе предполагаемых боевых действий.

Это же понимание существует и внутри ЭКОВАС, страны-участницы которого лучше других осознают, что даже при тыловой поддержке со стороны США и Франции их военные вряд ли готовы всерьез воевать. Поэтому параллельно с воинственными, но ничего не значащими заявлениями они через посредника в лице президента Буркина-Фасо пытаются втянуть исламистов в переговоры. Но любые переговоры предполагают уступки с двух сторон. Что готовы уступить страны ЭКОВАС?

По данным малийских источников, две из трех исламистских организаций, захвативших север Мали, похоже, понимают, что они не смогут заменить государство, и они не против переговоров. Речь идет об «Ансар ад-дин» и ДЕДЗА.

Понятно, что чем дольше исламисты будут править бал на севере Мали, тем сложнее будет выдворить их оттуда – сами они не уйдут. Да и тем больше будет угроза безопасности соседних стран. Поэтому военная операция на севере Мали представляется неминуемой, хотя Бамако не хочет этого.

52.28MB | MySQL:103 | 0,556sec