Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке(10-16 сентября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связа-ны с антиамериканскими выступлениями, спровоцированными снятым в США и размещенным Интернете фильмом «Невинность мусульман», в котором пророк Мухаммед показан в неприглядном виде, а ислам назван «раковой опухолью человечества». Наиболее крупные и ожесточенные нападения на дипломатические представительства США произошли в Ливии, Египте, Йемене, Тунисе и Судане. Нынешние антиамериканские выступления продемонстрировали крайнюю враждебность радикальных исламистов по отношению к Соединенным Штатам. В то же время, по оценке экспертов, способность вашингтонской администрации влиять на события в арабском мире «снизилась чрезвычайно», а курс президента Б. Обамы на позитивное изменение имиджа США в исламском мире «окончательно провалился».

12 сентября в результате вооруженного нападения радикальных исламистских боевиков на консульство США в ливийском городе Бенгази погиб американский посол в Ливии К. Стивенс и три сотрудника дипмиссии. В этой связи ливийское руководство выразило официальные извинения США. Сообщается об аресте 50 человек, подозреваемых в нападении в Бенгази. Президент США Б. Обама резко осудил убийство дипломатов и приказал усилить охрану сотрудников американского посольства в Ливии и других странах. В связи с событиями в Бенгази ливийские власти фактически признали, что не в состоянии обеспечить безопасность находящихся в стране иностранных диппредставительств без зарубежной помощи. В Ливию для усиления охраны дипмиссии США направлен антитеррористический отряд морской пехоты. Американцы также намерены направить в Ливию беспилотники для ведения разведки и нанесения ударов по лагерям радикальных исламистов. Одновременно в Вашингтоне заявили, что дружественные отношения между США и Ливией не претерпят негативных изменений из-за атаки на консульство. В целом нападение боевиков в Бенгази напомнило международному сообществу о серьезных проблемах, которые остаются нерешенными в Ливии.

В Египте 11-14 сентября сторонники исламистских группировок предприняли попытки штурма посольства США в Каире. В результате столкновений с полицией и войсками имеется несколько убитых, сотни раненых и десятки арестованных. 15 сентября полиция разогнала протестующих на каирской площади Ат-Тахрир. Нападению подвергся также лагерь международных миротворцев на Синае. Президент США Б. Обама призвал своего египетского коллегу М. Мурси выполнить обязательства по защите американского посольства и дипломатов в Каире. После нападения на представительство США глава Белого дома заявил, что Америка не будет считать Египет своим союзником, но не будет считать египтян и врагами. В то же время администрация США сообщила, что Америка не приостановит оказание помощи Египту. М. Мурси подверг критике антиисламский фильм, но при этом призвал «не нарушать законы Египта и не нападать на посольства». По словам Мурси, «исламские святыни и пророк Мухаммед — это красная линия, которую нельзя переступать». Руководство египетских «Братьев-мусульман», которые реально являются правящей партией в АРЕ, 14 сентября призвало соотечественников отказаться от новых масштабных акций протеста. Было заявлено, что «братья» организуют марши и сидячие демонстрации перед мечетями, «но не у посольства США». В целом президент М. Мурси «пытался удержать деликатный баланс между давлением изнутри, направленным на укрепление позиции Египта по отношению к США, и стратегической реальностью, заключающейся в том, что Египет зависит от Америки».

13 сентября протестующие предприняли попытку взять штурмом по-сольство США в столице Йемена Сане. На следующий день демонстранты собрались недалеко от американского посольства, однако полиция не подпустила их к зданию диппредставительства. Президент Йемена А. Р. Хади принес официальные извинения США за эти действия и обещал «наказать всех виновных в нападении в соответствии с законом». Для усиления охраны своей дипмиссии в Йемене США направили в эту страну антитеррористическое подразделение морской пехоты. Группировка «Аль-Каида» на Аравийском полуострове» призвала мусульман сжигать американские посольства и убивать дипломатов в знак протеста против созданного в США фильма.

В столице Туниса 12-14 сентября у посольства США прошли акции протеста, организованные местными радикальными исламистами. 14 сентября демонстранты ворвались на территорию американского посольства. В ходе столкновений с полицией 6 человек погибли, а 49 получили ранения.

14 сентября в столице Судана Хартуме около 5000 человек штурмовали посольства Германии и Великобритании. Протестующим удалось проникнуть в здание посольства ФРГ. Демонстрация протеста прошла и у американского посольства к югу от Хартума. Правительство Судана не разрешило США направить в страну подразделение американской морской пехоты для охраны диппредставительства. Вашингтон 16 сентября принял решение об отзыве из Туниса и Судана членов семей дипломатов и вспомогательного персонала дипломатических миссий в этих странах.

Движение «Талибан» призвало народ Афганистана отомстить США за фильм, оскорбляющий пророка Мухаммеда. Прошедшие 15-16 сентября в Кабуле и других городах страны антиамериканские демонстрации носили в целом мирный характер. 15 сентября боевики атаковали базу войск западной коалиции в южной провинции Гильменд, где проходит службу британский принц Гарри. В ходе нападения было уничтожено шесть боевых самолетов.

Антиамериканские акции состоялись также на палестинских террито-риях, в Ираке, Пакистане, Иране, Алжире, Марокко, Мавритании, Сирии, Турции, Ливане и Сомали. Власти Саудовской Аравии осудили провокационный антиисламский фильм и последовавшие за ним беспорядки и нападения на американские посольства в ряде мусульманских стран. С аналогичными заявлениями выступили и остальные аравийские монархии.

Президент России В. Путин осудил убийство посла США в Ливии и отметил необходимость бережно относиться к религиозным чувствам при-верженцев различных конфессий, отметив, что, «если государство своевре-менно не реагирует на провокации, направленные против религиозных чувств людей, тогда обиженные и оскорбленные люди сами начинают защищать свои взгляды и интересы, и подчас это приобретает неприемлемые формы и действует неприемлемыми методами».

13 сентября Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию по ядерной программе Ирана. В документе выражена серьезная озабоченность тем, что ИРИ по-прежнему не выполняет требований и обязательств соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ, продолжает «деятельность, связанную с тяжелой водой» и наращивает работы по обогащению урана. Резолюция призывает Тегеран сотрудничать с агентством и предоставить его инспекторам доступ на все ядерные объекты. Подчеркивается, что долгосрочное решение иранской ядерной проблемы может быть найдено только дипломатическим путем «за столом переговоров на основе поэтапности и взаимности». Особое внимание обращается на необходимость интенсификации диалога по прояснению остающихся вопросов по предполагаемым исследованиям военно-ядерной направленности.

10 сентября госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что Вашингтон «не устанавливает сроков» для Ирана, и по-прежнему рассматривает переговоры как «безусловно лучший подход» к предотвращению попыток разработки Тегераном ядерного оружия. В ответ премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху потребовал провести для Ирана «красную линию», пересечение которой означало бы неминуемое нанесение удара по его ядерным объектам, и подверг критике США за их нежелание открыто пригрозить ИРИ военной операцией в случае развития ядерной программы. 11 сентября Б. Нетаньяху и президент Б. Обама «обсудили угрозу, которую представляет ядерная программа Ирана» и «тесное сотрудничество двух стран по Ирану и другим вопросам безопасности», подтвердив единство «в своей решимости не допустить получения Ираном ядерного оружия». При этом Б. Обама считает, что «окно благоприятных возможностей» для преодоления кризиса вокруг ядерных разработок ИРИ «не будет оставаться открытым неопределенно долго».

Напряженная ситуация сохраняется в Сирии. В различных районах страны не прекращаются бои между правительственными войсками и вооруженной оппозицией. 10 сентября Каире состоялась первая встреча представителей т. н. «регионального квартета» по Сирии (Египет, Иран, Саудовская Аравия, Турция). «Квартет» высказался за поддержку миссии спецпредставителя ООН и ЛАГ Л. Брахими и выступил за прекращение сирийского конфликта политическими методами. Прибывший 13 сентября в Дамаск Л. Брахими считает, что ситуация в Сирии ухудшается. После встречи с президентом САР Б. Асадом Л. Брахими заявил, что для разрешения кризиса требуется приложить значительные усилия, отметив, что конфликт в САР может оказать разрушительное воздействие на регион и весь мир. По мнению спецпредставителя, интересы сирийских властей и оппозиции соприкасаются в общей необходимости установления мира. Поэтому «надо помочь сторонам найти точки соприкосновения», хотя у Л. Брахими нет плана урегулирования, но документ будет составлен после того, как спецпредставитель выслушает «все внутренние, региональные и международные стороны в надежде, что это откроет каналы для прекращения кризиса». Президент Б. Асад со своей стороны подтвердил неизменную приверженность к сотрудничеству с любыми сторонами, прилагающими усилия для урегулирования кризиса в Сирии при условии соблюдения ими нейтральности и непредвзятости. Иран признал наличие в САР советников из Корпуса стражей исламской революции.

Более 200 тыс. человек вышли 11 сентября на улицы Саны с требова-нием лишить бывшего президента Йемена А. А. Салеха иммунитета от су-дебного преследования. В этот же день в Сане было совершена попытка покушения на министра обороны Йемена А. Али. 12 сентября президент страны М. Хади провел перестановки в ряде министерств и своей администрации. В отставку были отправлены министры нефти и образования, руководители внешней разведки и службы национальной безопасности. Все эти люди считались соратниками А. А. Салеха. В то же время многие из новых назначенцев являются, как и М. Хади, выходцами из южных районов страны. Вместе с тем, сохранили свои посты сын Салеха Ахмед (силы спецназначения), генерал М. аль-Ахмар (командующий Северным военным округом) СВО) и начальник политической полиции Г. Камиш. По оценке экспертов, «стороны пока достигли «паритета» и набираются сил для дальнейшей схватки».

На минувшей неделе президент Египта М. Мурси посетил Брюссель, где провел переговоры с руководством Евросоюза. В Брюсселе назвали Каир «ключевым партнером по продвижению мира и стабильности в регионе» и заявили о готовности выделить АРЕ свыше 1 млрд евро в качестве помощи, но только при условии, что египтяне достигнут соглашения с МВФ о структурной финансовой поддержке.

Премьер-министр Пакистана Р. П. Ашраф 15 сентября охарактеризовал отношения своей страны с США как «важные», назвав Вашингтон «главным деловым партнером» Исламабада.

10 сентября на палестинских территориях Западного берега реки Иордан продолжились демонстрации протеста, участники которых выступали против роста стоимости жизни и требовали отставки главы ПНА М. Аббаса и премьер-министра С. Файяда. 11 сентября С. Файяд сообщил, что цены на топливо будут возвращены к уровню, существовавшему в августе.

12 сентября Всеобщий национальный конгресс Ливии избрал главой правительства страны М. А. Шагура, который до этого занимал пост заместителя главы кабинета министров. Парламент Сомали избрал 10 сентября Х. Ш. Мохамеда новым президентом страны. Депутаты нижней палаты афганского парламента 15 сентября одобрили кандидатуры на посты глав МВД, Минобороны и Главного управления национальной безопасности (ГУНБ). Министром обороны стал Б. Мохаммади (ранее возглавлял МВД), руководителем ГУНБ — А. Халед (ранее возглавлял министерство по делам границ и племен), а главой МВД стал кадровый полицейский М. Патанг.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах пакистано-иранских отношений

 

 

Военно-политическая ситуация и межгосударственное сотрудничество на Среднем Востоке и Южной Азии существенным образом зависит от состояния отношений между Пакистаном и Ираном, политика которых во многом определяет обстановку в этой части Азии.

До исламской революции в Иране 1979 г. две соседние страны принадлежали к западному лагерю, активно сотрудничали в политической и военной сферах. Исламская революция внесла радикальные изменения во внешнюю политику Ирана, что сказалось и на пакистано-иранских отношениях, в которых стала проявляться враждебность, а временами и напряженность. Исламабад и Тегеран расходились по ситуации в Афганистане, где пакистанцы поддерживали суннитскую оппозицию, а иранцы – шиитскую. Эти противоречия усилились после падения в 1992 г. в Афганистане режима Наджибуллы: Иран стал поддерживать Северный альянс, а Пакистан – талибов. Падение талибского режима в Афганистане в 2001 г. привело к заметным изменениям в пакистано-иранских отношениях, позволило двум странам следовать курсу взаимопонимания в афганских делах и в вопросах регионального сотрудничества, особенно в экономической области.

Наметившуюся в последние годы тенденцию на улучшение отношений между Пакистаном и Афганистаном эксперты связывают главным образом с экономическими соображениями сторон. Пакистан в настоящее время испытывает серьезные трудности в сфере энергетики, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положения страны. В этой связи Исламабад очень заинтересован в получении энергоносителей и электроэнергии из Ирана. Так, речь идет о газопроводе, по которому Пакистан намерен ежегодно получать 7,8 млрд кубометров иранского газа. Его протяженность составит 2100 км, в том числе 800 км — по пакистанской территории. Стоимость проекта оценивается в 7,6 млрд долларов. США и аравийские монархии оказывают давление на Пакистан с целью заставить его отказаться от прокладки газопровода, так как реализация этого проекта грозит подорвать эффективность западных санкций, направленных на экономическую изоляцию ИРИ и удушение ее экономики. В ответ пакистанцы дают понять, что «санкции Запада в отношении Ирана связаны с сырой нефтью, а не с газом». В Исламабаде считают, что газовый проект «выходит за рамки соответствующих резолюций ООН, которые мы обязаны соблюдать». Пакистан не только подтверждает свою готовность к строительству газопровода из ИРИ, но и выражает заинтересованность в ускорении работ по реализации этого проекта. Президент Пакистана А.А. Зардари неоднократно признавал, что ввод в эксплуатацию «Газопровода мира» является абсолютно необходимым и неизбежным для пакистанской экономики. Первые поставки газа планируется начать в конце 2014 г.

Немаловажен для Пакистана и импорт иранской электроэнергии. В июне 2012 г. стороны подписали соглашение, по которому Иран увеличит ее поставки до 1 тыс. МВт, для чего будут построены новые линии электропередач.

В феврале 2012 г. Пакистан заверил Иран, что осуществит в ускорен-ном режиме проекты по импорту газа и электроэнергии, несмотря на международные санкции.

Растет объем товарооборота между двумя странами, который намечено увеличить с 1,2 млрд долларов в 2011 г до 10 млрд в 2014 г. Намечены к реализации проекты в сферах коммуникаций, транспорта, банковских услуг, создание зоны свободной торговли и др.

В целом Исламабад и Тегеран взяли курс на «оптимизацию экономической взаимодополняемости в целях двустороннего прогресса и процветания, создания стимулирующего режима с целью повышения экономического и торгового сотрудничества…».

Получают развитие политические связи между Пакистаном и Ираном. При этом в Исламабаде не могут не учитывать то значительное влияние, которым обладает Иран на шиитскую общину страны, составляющую до 20 процентов населения Пакистана. Более того, «пакистанское руководство вполне может опасаться, что если не вся, то определенная часть иранского религиозно-политического руководства, по-прежнему, не исключает «экспорта исламской революции»». В целом же «чрезмерное усиление Ирана и превращение его в ведущую региональную державу противоречит пакистанским интересам и является для Исламабада определенным вызовом на обширном пространстве Ближнего и Среднего Востока…».

Пакистан с самого начала кризиса вокруг иранской ядерной программы публично защищает право ИРИ на использование ядерных технологий и ядерной энергии в мирных целях, призывает к политическому разрешению ситуации вокруг проблемы иранского атома, считая, что ее обострение не в пакистанских интересах. Вместе с тем, Исламабад высказывался против обладания Ираном ядерным оружием, мотивируя это тем, что ИРИ «никто не угрожает». В июне 2010 г., когда в Совете Безопасности ООН голосовался проект резолюции о новых санкциях против Ирана, Пакистан поддержал этот документ, несмотря на предшествующие заявления о том, что он «выступает против любых санкций» в отношении ИРИ.

В феврале 2012 г. президент Пакистана А. А. Зардари заверил своего иранского коллегу М. Ахмадинежада в том, что его страна не станет оказывать какую-либо помощь США в случае военного конфликта и даже окажет Ирану поддержку. В то же время подобные пакистанские заявления не вызывают полного доверия в Тегеране, учитывая сохраняющуюся зависимость Исламабада от Вашингтона (даже в условиях нынешнего осложнения американо-пакистанских отношений) и аравийских монархий, прежде всего, Саудовской Аравии – главного соперника Ирана в регионе и исламском мире.

Здесь же напомним, что некоторые американские аналитики, считают, что пакистанские ученые с согласия военных оказывали помощь Ирану в получении ядерных технологий, да и сам «отец» пакистанской ядерной бомбы А. К. Хан «проговаривался» насчет своего участия в деле передаче ИРИ этих технологий. В то же время власти в Исламабаде категорически отрицают какую-либо причастность к этому, утверждая, что отдельные пакистанские лица, которые оказывали помощь в передачах ядерных технологий Ирану, поступали так «с целью своей собственной личной финансовой выгоды», и без всякого вмешательства со стороны «любого военного или официального лица».

Предметом пакистано-иранского соперничества остается Афганистан. Предстоящий в 2014 г. вывод американских войск из этой страны дает «серьезные основания для подготовки как Ирана, так и Пакистана к достижению своих целей в Афганистане, которые имеют различную направленность и по многим аспектам вступают в противоречия. Каждая из сторон будет стремиться к получению политической и экономической выгоды, что неминуемо будет создавать определенную напряженность в ирано-пакистанских отношениях». Тем не менее, несмотря на различия в подходах к ситуации в Афганистане, Иран и Пакистан активно сотрудничают по афганской проблеме. В феврале 2012 г. в Исламабаде состоялось совещание президентов Пакистана, Ирана и Афганистана, на котором обсуждались вопросы активизации усилий по расширению взаимного политического и экономического сотрудничества в интересах «установления мира и безопасности в регионе».

Из Пакистана для Ирана исходит угроза от боевиков радикальной суннитской группировки «Джундалла», которые активно действуют на юго-востоке ИРИ. Тегеран хотел бы получить поддержку Исламабада в борьбе с экстремистами, которые, кстати, действуют и против пакистанских властей, добиваясь создания независимого Белуджистана. Но, по информации СМИ, Пакистан уделяет недостаточное внимание борьбе с «Джундалла», надеясь иметь своего рода образом, «козырь» в дипломатической игре с Ираном.

В целом, как представляется, Пакистан продолжит курс на расширение разнопланового взаимовыгодного сотрудничества с «братской мусульманской страной» — Ираном, главным образом в экономической сфере. Исламабад также заинтересован и в поддержании постоянного политического диалога с Тегераном по всему спектру региональных проблем, но при этом, скорее всего, будет действовать в отношениях с Ираном с оглядкой на Саудовскую Аравию и США.

Что касается Ирана, то эта страна, не взирая на различие в подходах к ряду региональных проблем, и желая преодолеть режим международный санкций, выступает за развитие экономических отношений с Пакистаном и координацию с ним по проблемам обеспечения взаимной безопасности. А то же время в Тегеране заявляют, что «всякий раз, когда Пакистан хочет получить определенные экономические выгоды, он демонстрирует Ирану свою поддержку, не утруждая себя при этом принятием конкретных политических решений». Иранское руководство ожидает, что от «тактических ходов» Исламабад, несмотря на давление США и их арабских союзников в Персидском заливе, перейдет к «стратегическим решениям».

52.4MB | MySQL:103 | 0,482sec