США-Израиль: расхождения по иранской ядерной программе

В настоящее время между США и Израилем наметились расхождения в подходе к решению проблемы иранской ядерной программы. Недавнее заявление израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху «о том, что через полгода он сможет доложить израильскому народу о том, что иранской ядерной угрозы более не существует», пришлись явно не ко времени. Из этого заявления чуть ли не следует, что Вашингтон уже готов поддержать военную операцию против Ирана. Это естественно не так, но у обывателей и части политологов возникло стойкое ощущение того, что такой сценарий фактически неминуем. Тут же появились сообщения о наращивании, под предлогом проведения маневров, в Ормузском проливе мощной группировки ВМС США и стран НАТО, что должно означать скорое начало войны.

Вряд ли Вашингтон кардинальным образом изменил свою позицию в отношении реального нанесения военного удара. Особенно на фоне массовых погромов американских диппредставительств, культурных центров и убийства американского посла в Бенгази. Начинать сейчас какую-либо военную операцию против Ирана является самоубийственным решением. И не только потому, что есть реальная возможность нарваться на ответные меры, прежде всего в виде серии терактов уже со стороны шиитов по всему миру. Но и потому, что геополитические последствия такой военной операции до конца просчитать не может ни один самый умный аналитик в Пентагоне. По нашему мнению, проводить военную операцию против Ирана накануне президентских выборов Б.Обама, конечно, не будет. Как не будет это делать, в случае победы на выборах, республиканский кандидат М.Ромни, несмотря на всю его воинственную риторику. Воевать на два или три фронта на фоне экономической рецессии – это не самый лучший вариант для вхождения во власть. Плюс просчитывается и экономический фактор в виде обязательного резкого скачка цены на нефть, чего не хочет ни одна сила, которая борется сейчас за место в Белом Доме. И еще один момент – это итоги президентских выборов в самом Иране весной будущего года, которые, безусловно, будут учитываться при принятии такого решения. Если к власти придут умеренные, а ими, как ни парадоксально это звучит, сейчас считаются сторонники нынешнего президента М.Ахмадинежада, то вопрос о военном решении проблемы будет, безусловно, отложен.

Последние события в мусульманском мире, связанные с протестами по поводу фильма о пророке Мухаммеде, заставляют Белый Дом очень серьезно трансформировать свой подход к т.н. «арабским революциям». И гибель американского посла в Ливии, который был одним из основных проводников идеи поддержки «арабской весны», во многом символична. США теперь просто вынуждены на фоне паралича и беспомощности центральных властей в тех же Ливии и Йемене активнее вмешиваться в ближневосточные дела с акцентом на нейтрализацию, прежде всего, радикального салафитского сегмента в этих странах. Скоро мы будем свидетелями «точечных операций» на ливийской территории. Американцы уже развернули базу беспилотников и оперативную точку ЦРУ в Гуельеме в Марокко, которая должна «прикрывать» Западный Сахель, теперь им предстоит сделать то же самое в Тунисе или Ливии. Активные переговоры на эту тему Пентагон сейчас ведет с алжирскими военными, которые в последнее время сделали очень серьезный крен в сторону расширения военно-технического сотрудничества в США, но, тем не менее, неохотно относятся к идее использования своего воздушного пространства американскими беспилотниками.

Если еще глобальнее, то в Вашингтоне сейчас должны взвесить все риски безоглядной поддержки суннитов в их глобальном противостоянии с шиитами. Сейчас самое главное не нарушить окончательно баланс сил между двумя этими основными течениями ислам, и не вызвать резкого усиления радикальных суннитских течений в арабских странах. Очень сомнительно, что американские аналитики четко представляют себе алгоритм решения этой задачи.

В Вашингтоне открыто не доверяют развединформации израильтян, считая ее излишне ангажированной и направленной. Данные американского разведывательного сообщества о сроках создания Ираном ядерного оружия разняться с информацией, полученой из израильских источников. На это недоверие накладывается и факт того, что сама израильская разведка переживает не самые лучшие времена. Налицо серьезный кризис по вопросам агентурной разведки, что и вынуждает израильское руководство принимать серьезные меры. Так, министр безопасности Д.Меридор представил премьер-министру Б.Нетаньяху и министру обороны Э.Бараку план реорганизации порядка сбора и анализа развединформации из агентурных источников. В «Моссад» и военной разведке АМАН этими вопросами уже занимаются. Проект предусматривает четкое разделение обязанностей и секторов сбора агентурной информации. На «Моссад» будет возложена обязанность получение стратегической информации, а военная разведка АМАН должна сосредоточить свои усилия на приграничных государствах. Несмотря на то, что такое «распределение ролей» закреплено соответствующим соглашением еще в 1960 году, ни одна из этих спецслужб никогда не относилась к нему как к догме. Ненужная конкуренция и отток квалифицированных кадров негативно влияют на работу с агентурными источниками, и, соответственно, отражаются на качестве получаемой информации, которая зачастую просто «подгоняется» под главенствующую в тот или иной момент времени «в верхах» тенденцию. И это в Вашингтоне тоже учитывается.

52.21MB | MySQL:103 | 0,382sec