О ситуации на севере Мали

На предстоящей Генеральной Ассамблее ООН будет затронут вопрос возможной тактики мировых держав по отношению к ситуации в Сахеле, и, прежде всего, на севере Мали. Речь будет идти о формате вооруженного воздействия на ситуацию со стороны стран Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) при технической поддержке Парижа и Вашингтона. Напомним, что после государственного переворота в Мали в марте с.г. север страны перешел под полный контроль повстанцев — туарегов из Национального движения освобождения Азавада (НДОА). Последние в свою очередь получили солидное подкрепление за счет вернувшихся из Ливии туарегов, которые воевали в период гражданской войны на стороне Каддафи.

Особую озабоченность мировых держав и стран-членов ЭКОВАС вызывает резкое усиление радикального исламистского крыла в движении туарегов в лице группировок «Ансар ад-Дин» и Движение за единство и джихад в Западной Африке » (ДЕДЗА), а также «Аль-Каиды Исламского Магриба» (АКИМ). Появились также данные о тесных контактах малийских и алжирских исламистов с нигерийскими радикалами из «Боко Харам». Отметим при этом, что достоверной информации об этом нет. Тем более о наличии лагерей нигерийцев на «свободной территории». Представляется, что в данном случае идет направленное нагнетание ситуации со стороны ряда стран ЭКОВАС, которые пытаются тем самым спровоцировать европейцев и американцев на решительные действия. Отметим, что и в рядах самих африканцев единства по вопросу действий также нет: практически все члены ЭКОВАС выступают против лидерской роли в этой операции президента Буркина-Фасо Б.Кампаоре.

При этом общий тренд на вмешательство в малийский конфликт более связан не с исламистской угрозой, а с опасениями африканских лидеров по вопросу распространения сепаратизма и на их собственные страны. Собственно, ровно этими соображениями была обусловлена и позиция Парижа, который отказался от сделки с туарегами из НДОА в марте с.г, когда те предложили в обмен на признание их независимости или широкой автономии наподобие Каталонии в Испании минимизировать влияние исламистов в своих рядах и ликвидировать на подконтрольных им территориях влияние АКИМ. Плюс ко всему лидеры НДОА гарантировали передачу западным компаниям лицензий по разработке урановых и золотых месторождений в районе Азавада.

После категорического отказа Парижа туареги просто «отпустили вожжи» и фактически пошли на раздел зон влияния с исламистами. В последнем случае они были вынуждены прислушаться к мнению племенной верхушки двух основных и влиятельных племен туарегов в районе исторического центра Томбукту, которые пошли на контакт с рядом руководителей АКИМ. Цена вопроса – получение своей довольно значительной доли от наркотраффика через указанный район (до 70% всех наркотиков, которые поступают из Венесуэлы в район Гвинейского залива, а затем через Магриб в Европу). То, что в районе Тимбукту обосновалась группа «Ансар ад-Дин», тоже не должно особенно удивлять, поскольку она представлена туарегами в основном именно из местных племен. В свое время она откололась от АКИМ, не договорившись с ней о пропорциях распределения финансовых средств, которые были получены в результате операций по захвату иностранных заложников. Кстати, мягкость бывшего малийского режима по отношению к исламистам из АКИМ была вызвана не только исключительно миролюбием бывшего президента Туре, но и серьезными финансовыми интересами лиц из его близкого окружения, связанных с тем же наркотраффиком.

При этом отношения между НДОА и «Ансар ад-Дин» далеко не безоблачные. Их попытка союза успехом не увенчалась, но здесь большую роль вновь играет финансовый вопрос, а вернее – доли прибыли. Ну и конечно важную роль играют амбиции руководства различных групп туарегов.

Необходимо однако излишне не драматизировать ситуацию и не делать скоропалительных выводов о том, что «светская» НДОА теряет свои позиции влияния в регионе под натиском исламистов. Налицо обыкновенное преобладание финансовых интересов над политическими: племенам и группировкам просто необходимо на что-то жить.

Наиболее решительно по отношению к проблеме АКИМ настроен Вашингтон, который уже разместил базу своих БПЛА в Марокко явно с прицелом на точечные операции против исламистов. Примерно в этом же контексте необходимо рассматривать и нынешнее алжирско-американское сближение в рамках ВТС. При этом и Париж, и Вашингтон рассчитывают на повторение сомалийского сценария, когда исламистская угроза должна быть ликвидирована руками самих африканцев. Теоретически это возможно, но встает вопрос о боеготовности войсковых контингентов стран ЭКОВАС, и самая главная проблема – кто будет финансировать эту войсковую операцию.

52.23MB | MySQL:103 | 0,452sec