Ситуация в Ливии: август 2012 г.

В августе в Ливии дальнейшее развитие получила ситуация, для которой наиболее точным было бы определение – полный хаос.

1 августа стало известно, что семеро похищенных днем ранее в Бенгази сотрудников иранского отделения Красного Полумесяца удерживаются одной из местных бригад бывших повстанцев, причем не просто удерживаются, но и подвергаются допросам на предмет возможной их причастности к шиитскому прозелитизму. Сообщивший об этом сотрудник ливийских спецслужб не стал говорить название бригады, упомянув лишь, что речь идет об «исламистских экстремистах».

В районе Бенгази действует хорошо вооруженная и подготовленная бригада «Катибат Ансар аш-Шариа» («Бригада сторонников шариата»). Про эту бригаду известно, что в ее составе около 5 тысяч бойцов. Она была сформирована по идеологическому принципу из бывших повстанцев-салафитов уже после падения режима Каддафи. Под контролем бойцов бригады находятся ряд административных и военных объектов Бенгази.

Делегация иранского отделения МККК прибыла в Ливию в конце июля по приглашению ливийского отделения международной организации с заявленной целью «оценить возможность и необходимость оказания гуманитарной помощи».

Как известно, правозащитники уже давно бьют тревогу по поводу произвола, творимого в Ливии никому не подконтрольными бригадами бывших повстанцев, многие из которых содержат тайные места заключения для расправ над своими противниками. При этом новые ливийские армия и полиция пока не способны сделать хоть что-либо, чтобы пресечь противоправную деятельность таких бригад.

Что касается салафитов, то они в августе «отличились» и по другой части, начав повсеместно разрушать мавзолеи мусульманских святых, которым поклонялась часть местного населения из числа последователей суфизма и которые, согласно идеологии радикалов, противоречат канонам ислама. 27 августа порядка 20 общественных организаций обратились к ВНК с посланием, в котором потребовали от новых ливийских властей «немедленно предпринять все необходимые меры с тем, чтобы пресечь беззаконие». Днем ранее ВНК потребовал отчета от премьер-министра, министров обороны и внутренних дел относительно бездействия силовых структур, никак не препятствовавших разрушителям. По завершении заседания ВНК глава МВД Фавзи Абдельали даже подал в отставку в знак протеста против прозвучавшей в его адрес критики, однако день спустя дезавуировал свое прошение.

2 августа группа побывавших в Ливии исследователей из Гарвардского университета предупредила об опасности для мирного населения, исходящей от брошенных и находящихся вне контроля складах оружия, оставшихся повсюду в Ливии после падения режима Каддафи. Среди номенклатуры вооружений, оказавшихся без охраны в «сотнях бункеров», они назвали, в частности, артиллерийские и реактивные снаряды, торпеды, ракет типа «земля-воздух». Авторы доклада со ссылкой на Службу ООН по разминированию /UNMAS/ сообщают, что за последнее время по меньшей мере 208 человек из числа гражданского населения пострадали при попытках манипулирования с добытым ими оружием, в том числе погибли или получили ранения 72 несовершеннолетних.

5 августа группа неизвестных обстреляла из тяжелых вооружений представительство МККК в Мисурате. В момент нападения в здании находились 7 сотрудников МККК. По счастливой случайности, они не пострадали, зданию миссии был нанесен серьезный ущерб. Эта организация немедленно приняла решение эвакуировать свой персонал из этого города, а также из Бенгази. За предыдущие три месяца представительства МККК в Бенгази и Мисурате подвергались нападениям четыре раза.

6 августа ливийские силы безопасности решились на операцию по зачистке в одном из пригородных районов близ Триполи. В ходе операции были уничтожены трое неизвестных, которые, как утверждают в полиции, готовили теракты с применением взрывных устройств. Они отказались сдаться и погибли в перестрелке. При них были обнаружены семь приготовленных к применению взрывных устройств. Эта операция была проведена на следующий день после того, как в центре Триполи была взорвана заминированная автомашина.

6 августа в очередной раз стало очевидно, на чьей стороне выступает Триполи в сирийском конфликте. Как объявила в Париже представитель Сирийского национального совета /СНС/ Басма Кодмани, Катар, Саудовская Аравия и Ливия осуществляют поставки вооружений сирийским повстанцам. По ее словам, речь идет о «легком и конвенционном оружии».

8 августа правивший в Ливии после падения режима Каддафи Переходный национальный совет (ПНС) передал властные полномочия новому ливийскому парламенту – Всеобщему национальному конгрессу (ВНК), сформированному по итогам выборов 7 июля. «Я передаю наши конституционные прерогативы ВНК, который отныне является законным представителем ливийского народа», — заявил на торжественной церемонии глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль. С этого момента ПНС перестал существовать. Таким образом началось завершение переходного процесса, который вел свой отсчет с момента падения Триполи и прежнего режима.

Сразу же ВНК стал ареной борьбы между либералами из Альянса национальных сил (АНС) во главе с Махмудом Джибрилем и исламистами.

В ВНК по итогам выборов 80 мест занимают представители политических партий, и в частности, АНС – 39 мест, исламистская Партия справедливости и созидания (ПСС) – 17 мест. О политических симпатиях хозяев еще 120 депутатских мандатов, распределявшихся по принципам регионализма и клановости, говорить что-либо определенное до выборов спикера и премьер-министра было трудно. Именно выборы должны были показать реальную расстановку сил в ливийском парламенте.

Имя спикера ВНК стало известно 9 августа. Парламент возглавил по итогам выборов имеющий репутацию близкого к исламистам Мохаммед аль-Магариф, до сих пор – лидер зарубежной оппозиции в лице Ливийского фронта национального спасения /ЛФНС/, в котором всегда было сильно влияние «Братьев-мусульман». Во втором туре М.аль-Магариф получил 113 голосов, его соперник, значившийся независимым, но получивший поддержку либералов Али Зидан – 85. В первом туре участвовали пять претендентов.

М.аль-Магариф – выходец из Бенгази. Экономическое образование получил в Великобритании. В 70-е годы прошлого столетия при режиме Каддафи занимал высокие чиновничьи посты. В 1980 г. ушел с поста посла Ливии в Индии и присоединился к оппозиции в изгнании, создав ЛФНС. Более 20 лет прожил в США со статусом политического беженца. Пережил несколько попыток покушений, которые совершались на него в Риме в 1981 г., в Касабланке в 1984 г., в Мадриде в 1985 г. Как утверждает бывший глава МИД Ливии Абдеррахман Шальгам, взрыв пассажирского самолета французской авиакомпании UTA в 1989 г. также был частью «охоты» на оппозиционера. По случайности его на борту не оказалось.

Победу М.аль-Магарифа многие расценили как победу исламистов. Однако есть мнение, что за него голосовали те, кто боится раскола Ливии. Отдав это место представителю Киренаики, они полагали, что лишат таким образом сепаратистов многих аргументов.

В первом публичном выступлении в новом качестве М.аль-Магариф пообещал, что будет вести дела вне зависимости от политических, региональных или клановых симпатий. В этой связи он объявил о выходе из основанной им Партии национального фронта, получившей 3 места в парламенте. Новый спикер призвал к диалогу все политические и общественные организации, представители которых не попали в парламент. Чтобы приблизить депутатов к простым ливийцам, он предложил, чтобы все заседания ВНК транслировались в прямом эфире по национальному телевидению.

Вице-спикерами ВНК стали также лица, далекие от либералов – представитель Мисураты Джомаа Атига /независимый/ и представитель ПСС Салах аль-Махзум.

Смена ПНС на ВНК не принесла спокойствия ни Триполи, ни Ливии. 19 августа, в день мусульманского праздника Ид аль-Фитр, два взрыва потрясли центральную часть ливийской столицы. Одно из взрывных устройств сработало у военной академии, второе – у здания МВД, явно показывая, кому они адресовались. И пусть власти тут же указали на сторонников Каддафи, скорее всего, эти взрывы были делом рук тех, кто не хочет установления крепкой центральной власти – бывших повстанцев. В результате терактов погибли два человека, несколько получили ранения. В обоих случаях использовались заминированные автомашины. День спустя власти объявили об аресте четырех человек, в том числе «главного подозреваемого» в причастности к терактам. Все они, как утверждалось, были сторонниками прежнего режима.

22 августа в районе Тархуны /60 км к юго-востоку от Триполи/ произошло короткое боестолкновение между ливийскими силовиками и неизвестными, представленными как исполнители терактов 19 августа. Затем силовики отошли, поскольку старейшины местного племени пообещали выдать им подозреваемых. Похоже, это обещание выполнено не было. Как оказалось, в районе Тархуны действительно сосредоточились сторонники прежнего режима, объединенные в «Бригаду верных». Однако они, похоже, еще не было готовы к решительному выступлению – сторонники нового режима без боя захватили близ этого города 100 исправных танков. Между собой бойцы «Бригады верных» называют себя «Бригада мученика Муамара Каддафи». И пусть в августе они не стали ввязываться в серьезные бои, их выступление представляется неминуемым.

28 августа глава МВД Ливии Фавзи Абдельали признал, что разрозненным пока силовым структурам страны противостоят «многочисленные и хорошо вооруженные» формирования радикальных исламистов. Именно этим он объяснил нежелание идти на прямую конфронтацию с ними, которая неизбежно повлекла бы за собой многочисленные жертвы, причем исход такой конфронтации был бы абсолютно непредсказуем.

В связи с ростом насилия в Ливии госдеп США порекомендовал американцам воздержаться от поездок в Ливию, где участники противоправных действий «никак не наказываются властями».

В целом, межплеменные противоречия, действия сторонников прежнего режима, безнаказанность бригад бывших повстанцев делают весьма проблематичным для новых ливийских властей решение задачи восстановления безопасности в стране. Одним из очевидных вариантов развития событий в Ливии может стать сомализация этой страны, что чревато для безопасности Европы многочисленными угрозами.

52.11MB | MySQL:103 | 0,450sec