Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 сентября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ливии. Руководство ведущей оппозиционной вооруженной группировкой – Сирийской свободной армии (ССА) объявило о переносе своего штаба из Турции на территорию Сирии. Правительство Ливии объявило о намерении распустить все незаконные вооруженные формирования, действующие на территории страны.

На минувшей неделе в странах региона продолжались акции протеста против антиисламского американского фильма «Невинность мусульман», а также карикатуры на пророка Мухаммеда, помещенной в одном из французских еженедельников. В Пакистане в демонстрациях, перераставших в многочисленные столкновения с полицией, участвовали десятки тысяч человек. Протестующие пытались прорваться к диппредставительствам США и других западных государств. Сожжен англиканский храм. Для оказания помощи полиции в столицу страны Исламабад были переброшены армейские части. Имеются многочисленные человеческие жертвы. Многотысячные демонстрации под лозунгами «Смерть Америке!», «Смерть Израилю!» прошли в Бейруте и других городах Ливана. В них участвовали представители как шиитской, так и суннитской общин страны. Антиамериканские и антифранцузские акции протеста прошли также в Афганистане, Ираке, Йемене и Иране. В Тунисе власти запретили местным исламским радикалам провести 21 сентября акцию протеста против публикации карикатуры на пророка Мухаммеда во французской газете.

В акваториях Персидского и Оманского заливов, Аравийского и Красного морей и некоторых районах Индийского океана проходят начавшиеся 16 сентября крупнейшие международные учения минно-тральных сил IMCMEX-2012. В них принимают участие корабли из более чем 30 стран, в том числе США, Франции, Великобритании, Японии и Саудовской Аравии. Учения завершатся 27 сентября. Со своей стороны, командование ВМС Ирана заявило, что оно «полностью контролирует» ход многонациональных учений.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. На прошедшей неделе бои и боестолкновения между правительственными войсками и вооруженной оппозицией происходили в Дамаске и прилегающих к столице районах, в городе и провинции Алеппо, в провинциях Хомс, Хама, Дейр-эз-Зор, Деръа, Идлиб, Ракка, Латакия и Тартус. Наиболее ожесточенные бои велись в Алеппо и прилегающих к городу районах, в окрестностях Дамаска и ряде мест вблизи сирийско-турецкой границы. В связи с обострением ситуации в приграничных районах САР турецкое командование перебрасывает к сирийской границе дополнительные танковые и артиллерийские части, силы ПВО. Боевики ССА совершили нападение на пограничный пост в Ливане.

22 сентября руководство ССА сообщило, что штаб мятежников находится «в освобожденных районах Сирии». Перемещение штаба из Турции в Сирию представители ССА объяснили необходимостью более эффективного руководства действиями всех сил вооруженной оппозиции и подготовкой наступления «против войск Асада в Дамаске». Отметим, что перенос штаба ССА на сирийскую территорию является свидетельством утраты Дамаском контроля над частью территории страны в провинциях Алеппо и Идлиб.

23 сентября в Дамаске прошла конференция легальной оппозиции, организованная Национальным координационным комитетом за демократические перемены в Сирии. В ее работе участвовали 16 партий и 8 движений. Обсуждались вопросы смены режима в стране и перехода к «светскому демократическому государству» мирным путем. В зале заседания присутствовали послы России, Китая, Ирана и некоторых арабских стран. ССА заявила о непризнании конференции, так как, по мнению ее руководства, участники форума не представляют «истинную оппозицию, а являются лишь еще одним лицом сирийского режима». Ранее, 21 сентября президент САР Б. Асад подтвердил, что «решением кризиса является политический диалог», дверь для которого «еще остается открытой». В то же время, по словам Б. Асада, государство будет всеми силами бороться за восстановление своей власти.

В Каире 17 сентября прошла встреча регионального «квартета» по Сирии, у которой участвовали министры иностранных дел Египта, Турции и Ирана. Саудовская Аравия своего представителя в Каир не прислала. Иран предложил направить в Сирию группу наблюдателей с целью остановить насилие. В то же время Египет и Турция «предупредили Иран не предоставлять Дамаску оружия и боеприпасов». Министр иностранных дел Великобритании У. Хейг не исключил, что Лондон начнет поставки оружия сирийской оппозиции. Представители группы «Друзья Сирии» обсудили 20 сентября в Нидерландах вопросы усиления санкций против режима Б. Асада.

21 сентября в Бенгази на западе Ливии в результате нападения демонстрантов боевики исламистской группировки «Ансар аш-Шариа» были вынуждены покинуть свою базу. В результате штурма были захвачены базы и некоторых других группировок исламистских боевиков. Нападения произошли после многотысячной демонстрации жителей Бенгази, протестовавших против насилия исламистов и требовавших от властей роспуска вооруженных отрядов, которые отказались сдать оружие после свержения М. Каддафи, а также предать суду боевиков, не желающих подчиниться правительству. Эксперты не исключают, что нападения демонстрантов на базы исламистских группировок в Бенгази могли быть целенаправленными зачистками, спланированными полицией и армейским командованием. После событий в Бенгази власти заявили о намерении распустить все нелегитимные вооруженные формирования. Исполняющий обязанности главы ливийского государства М. аль-Магариф 23 сентября издал распоряжение, по которому незаконные вооруженные формирования должны в течение 48 часов покинуть все военные базы и другие здания, принадлежащие правительству страны. Со-общается, что группировка «Ансар аш-Шариа» уже приняла решение о самороспуске. Аналогичное решение приняли две группировки боевиков в городе Дерна на востоке Ливии.

В Вашингтоне 21 сентября объявили о завершении вывода из Афганистана дополнительного контингента ВС США численностью 33 тыс. человек, направленного в эту страну по решению президента Б. Обамы в 2009 г. Предполагалось, что использование дополнительных сил позволит существенно ослабить возможности боевиков движения «Талибан». По оценке командования ВС США, удалось снизить активность талибов на юге и юго-западе Афганистана, однако боевики усилили свои действия на востоке страны вблизи границы с Пакистаном. В Афганистане на сегодняшний день осталось 68 тыс. американских военнослужащих и до 40 тыс. солдат и офицеров армий других стран за-падной коалиции.

17 сентября командование НАТО заявило, что войскам альянса приказано сократить проведение совместных операций с афганской армией и полицией. При этом совместные операции сил, начиная с уровня батальона и выше, продолжатся. Генсек НАТО А. Ф. Расмуссен назвал это решение «разумным и временным шагом» в связи с участившимися нападениями местных военных и полицейских на военнослужащих альянса. НАТО также признало наличие проблем в вопросах практический координации между командованием коалиции и афганскими властями.

Глава МИД Афганистана З. Расул 21 сентября внес на рассмотрение Совета Безопасности ООН вопрос об артиллерийских обстрелах афганской провинции Кунар. В Исламабаде в ответ на это заявили, что из Афганистана на территорию страны проникают боевики для ведения боевых действий, и ответ Пакистана на эти атаки адекватен. Афганистан 22 сентября ввел запрет на ввоз пакистанских газет и журналов, в которых, как заявили в МВД страны, содержатся призывы движения «Талибан» к населению, и эти призывы уже привели к беспорядкам в провинциях Нангархар, Кунар и Нуристан.

США на минувшей неделе объявили о приостановке переговоров с Египтом о предоставлении этой стране очередной финансовой помощи из-за антиамериканских протестов, связанных с выходом фильма «Невинность мусульман».

Лидеры 25 либерально-демократических партий, движений и объединений Египта заявили о формировании новой, единой политической силы — партии «Египетский конгресс». В объединение вошли как известные политические движения, так и партии «молодой демократии», возникшие после египетской революции 2011 г. Сообщается, что «Египетский конгресс» будет стремиться во всех вопросах общественно-политической жизни страны занимать взвешенную, центристскую позицию.

Глава МИД Ирана А. А. Салехи в ходе визита в Каир 18 сентября встретился с президентом Египта М. Мурси, который подчеркнул важную роль Ирана в содействии разрешению региональных конфликтов и выразил готовность АРЕ сотрудничать с ИРИ в этом деле. Позже, 23 сентября М. Мурси отметил «жизненную» значимость Ирана в деле сирийского урегулирования.

19 сентября генерал А. В. Шехата назначен новым руководителем Службы общей разведки Египта. Генерал считается знатоком палестинского «досье».

Высший административный суд Египта 23 сентября вновь подтвердил законность роспуска нижней палаты парламента, заявив, что решение Высшего конституционного суда (ВКС) АРЕ не может быть пересмотрено. Аппеляцию об отмене решения ВКС от 14 июня подала правящая в стране Партия свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман»).

Министр иностранных дел Израиля А. Либерман 23 сентября отверг возможность внесения каких-либо изменений в мирный договор с Египтом 1979 г. о чем регулярно говорят представители новой власти в Каире.

Генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано заявил 17 сентября, что агентство не может дать гарантий, что Иран не ведет работу по созданию технологий для ядерного оружия. Президент США Б. Обама уверен, что у мирового сообщества еще есть время для дипломатического решения иранской ядерной проблемы, а ««красная линия» для Ирана заключается в том, что он не должен обладать ядерным оружием». В заявлении Евросоюза говорится, что встреча Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон с секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ С. Джалили, состоявшаяся в 20 сентября в Стамбуле, «прошла успешно и кон-структивно». Между тем 21 сентября на заседании Совбеза ООН, посвященном санкциям в отношении Ирана, представители США, Франции и Великобритании заявили, что они «отказываются участвовать в бесконечных переговорах по ядерной программе Ирана», считая дальнейшие обсуждения санкций «бессмысленной тратой времени».

23 сентября в столице Эфиопии Аддис-Абебе состоялась встреч президентов Судана и Южного Судана О. аль-Башира и С. Киира. Перед саммитом двух лидеров делегации Хартума и Джубы при посредничестве Африканского союза согласовали вопрос о создании демилитаризованной зоны по обе стороны границы между двумя странами.

Турецкий суд 21 сентября приговорил трех генералов к 20 годам тюремного заключения за участие в попытке государственного переворота в 2003 г. (т. н. план «Кувалда»). Тюремные сроки за участие в подготовке плана «Кувалда» получили 21 сентября еще 319 человек. Всего фигурантами по этого дела являются около 360 офицеров и генералов турецких вооруженных сил.

На юго-востоке Турции в провинции Бингель началась масштабная войсковая операция против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана. В ней участвуют 2500 военнослужащих, вертолеты и бронетехника.

21 сентября в Бахрейне шиитская оппозиция устроила несанкционированный марш протеста в столице страны Манаме. В ходе столкновений с полицией арестованы 29 человек.

В Йемене в провинции Амран в районе города Рада возобновились вооруженные столкновения между шиитами и радикальными суннитскими салафитами.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах ближневосточной политики Турции

 

 

Нынешняя внешняя политика Турции, в том числе ее ближневосточная составляющая начала формироваться после прихода к власти в стране в 2002 г. происламистской Партии справедливости и развития во главе с Р.Т. Эрдоганом. Причем разворот в сторону арабского мира происходил одновременно с реализацией курса «ноль проблем с соседями». Главным идеологом новой внешнеполитической концепции, названой неооттоманством, считается глава МИД Турции А. Давутоглу. В Анкаре считают, что Турция должна восстановить свои позиции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, т. е. в районах, некогда входивших в состав Османской империи. Укрепление связей со странами региона стало одним из внешнеполитических приоритетов Анкары. В рамках этого курса Турция улучшила отношения с Сирией, Ираном и Ираком, в то время как связи с Израилем стали постепенно отходить на второй план, а в 2010 г. резко ухудшились. Вместе с тем, наступательная ближневосточная политика Турции вступила в противоречие с региональными интересами Саудовской Аравии, Египта и Ирана.

Усиление ближневосточного вектора турецкой политики было связано и с неудачными попытками Анкары вступить в Евросоюз. На внешние факторы наложилась и серьезная внутренняя трансформация в самой Турции, где отмечается рост исламистских и националистических настроений. Так, по данным опроса (2011 г.) 43% турок не считают НАТО организацией, необходимой для их страны, 53% — не поддерживают вступление Турции в Евросоюз, а 43% респондентов назвали ближневосточные страны более необходимыми для Турции в экономическом отношении, чем страны ЕС.

В то же время начавшаяся на рубеже 2010-2011 гг. «арабская весна» внесла очень серьезные коррективы в ближневосточную политику Турции и ее отношения со многими странами региона. В Анкаре без колебаний поддержали «арабские революции», а турецкие лидеры стали активно продвигать в арабских странах, где к власти пришло новое руководство, свою концепцию «турецкого пути» — мирной революции, основанной на исламских ценностях в сочетании преобразованиями демократического характера. Осенью 2011 г. премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган посетил Тунис, Ливию и Египет, где всячески пропагандировал турецкую «исламскую демократию» в расчете на то, что политические силы, пришедшие к власти в этих странах, возьмут ее в качестве образца для национального строительства. Напомним, что ранее Анкара оказывала активную и разностороннюю помощь ливийским повстанцам, которые вели борьбу за свержение режима М. Каддафи, приняла участие в натов-ской военной операции в Ливии.

Резкий поворот произошел в турецко-сирийских отношениях. После нескольких лет выстраивания дружественных связей с соседней странной Р. Т. Эрдоган полностью перестроил политику по отношению к сирийскому режиму. Из близкого политического и экономического партнера Сирия превратилась во враждебное государство, а свержение режима президента САР Б. Асада стало главной целью турецких властей. Через Турцию противникам Асада поставляется оружие и перебрасываются боевики. На турецкой территории расположена штаб-квартира ведущей вооруженной группировки мятежников — Сирийской свободной армии, и руководящие органы Сирийского национального совета, выполняющего функции политического руководства оппозиции. В Анкаре выступают за создание на территории Сирии «зон безопасности» для мирных жителей, не исключают и иностранной военной интервенции в соседнюю страну. Турция была в числе организаторов группы «Друзья Сирии», созданной противниками режима Б. Асада. Вместе с Египтом, Ираном и Саудовской Аравией Турция участвует в работе недавно организованного «исламского квартета» по сирийскому урегулированию. Анкара тесно координирует с Вашингтоном свою деятельность в Сирии. В то же время, сирийские события показывают, что НАТО не готово безоговорочно удовлетворять внешнеполитические амбиции Анкары, что больно бьет по турецкому стремлению к региональному лидерству. На территории Турции находятся свыше 85 тыс. сирийских беженцев.

Ирак является предметом особого внимания Анкары. С территории этой страны исходит угроза безопасности Турции, что главным образом связано с деятельностью боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), основные базы которой расположены на севере Ирака. Турецкая авиация и артиллерия регулярно наносят удары по боевикам РПК в Иракском Курдистане. В Анкаре заявляют: «Турция ведет и продолжит вести операции в местах расположения террористических организаций в Северном Ираке», так как иракское правительство «наблюдает за терактами со стороны и не предпринимает никаких действий». Серьезные опасения турецкого руководства вызывает и сохраняющаяся общая нестабильность в Ираке. Вместе с тем, до недавнего времени отношения между двумя странами в целом развивались позитивно. Их обострение, произошедшее в последние месяцы, связано с обвинениями Багдада в адрес Анкары во вмешательстве во внутренние дела Ирака путем поддержки иракской суннитской оппозиции, в том числе в деле вице-президента Ирака Т. аль-Хашеми, а также различием в позициях сторон по отношению к событиям в Сирии. Недовольство Багдада вызывает и расширение политических и экономических (особенно в нефтяной отрасли) связей Турции с иракской курдской автономией. Правительство Ирака подвергло резкой критике не согласованный с Багдадом визит главы МИД Турции А. Давутоглу в Киркук в августе с. г., назвав его «грубым вмешательством» в иракские внутренние дела. Турция традиционно покровительствует иракским туркоманам, проживающим преимущественно в районе Киркука.

Отношения Турции с Сирией и Ираком осложняются проблемой распределения между тремя государствами вод рек Евфрат и Тигр. Причем контроль над водными ресурсами рассматривается Анкарой в качестве ключевого элемента мощи турецкого государства. В Анкаре заявляют, что, строя плотины и контролируя речные стоки в арабские страны, Турция сможет контролировать весь арабский мир. Турецкие власти успешно осуществляют масштабный «Проект Юго-Восточной Анатолии», реализация которого предполагает полностью решить национальную продовольственную проблему, но в то же время резко уменьшит речной сток в Сирию и Ирак.

В нынешнем турецко-иранском диалоге основное место занимают два вопроса. Это курдская проблема и ситуация вокруг ядерной программы ИРИ. Анкара поддерживает право Ирана на мирное использование ядерной энергии, но при этом выступает против возможного создания Ираном атомного оружия. Политическая активность Анкары на иранском направлении обусловлена не только политическими причинами. Иран почти на 20% обеспечивает потребности Турции в природном газе. Кроме того, Турция, стремясь стать крупнейшим транзитным государством по поставкам энергоносителей в Европу, рассчитывает на иранский газ. Вместе с тем, в последнее время Анкра под нажимом США сокращает закупки иранской нефти и газа.

В отношениях двух стран проявляются черты традиционного соперничества в регионе и исламском мире. Имеет место трудно преодолимое взаимное недоверие. Сказываются и конфессиональные различия. В последнее время отношения между Турцией и Ираном осложнились. В Тегеран выразил недовольство согласием Анкары на размещение на турецкой территории радара системы ПРО США. Две страны занимают различные позиции в отношении событий в САР, что, однако, не мешает им участвовать в «исламском квартете» по Сирии. В целом, как считают эксперты, правительство Р. Т. Эрдогана «пытается сохранить взвешенный баланс между политикой США в отношении Ирана и развитием экономических и политических связей со своим крупнейшим и наиболее сильным ближневосточным соседом».

В первые годы после прихода к власти в стране ПСР Турция продолжала развивать партнерские отношения с Израилем в политической, экономической и военной сферах, но постепенно Израиль стал занимать все меньше места в турецкой политике. Отношения между двумя странами ухудшились после проведения Израилем в конце 2008 – начале 2009 г. военной операции против боевиков движения ХАМАС в секторе Газа. Анкара резко осудила израильские действия и выступила в поддержку палестинских исламистов, что способствовало повышению авторитета правительства Р. Т. Эрдогана в арабских и исламских странах. Двусторонние отношения резко обострилась после инцидента с попыткой прорыва блокады сектора Газа т. н. «Флотилией мира» в мае 2010 г., когда в результате действий израильских военных погибли турецкие граждане. В итоге произошел системный кризис в отношениях бывших близких партнёров, который выражается в обострении противоречий между ними по целому спектру региональных проблем. В частности, Анкара обвиняет Израиль в поддержке курдских сепаратистов, а последний начал искать региональных союзников в лице Греции и Кипра. Р. Т. Эрдоган объявил, о замораживании торговых и военных связей с Израилем. Ситуацию усугубляет спор между двумя странами по вопросу об использовании газовых ресурсов на шельфе в Восточном Средиземно-морье.

52.26MB | MySQL:103 | 0,497sec