Судан-Южный Судан: проект договора по Абъею

Южный Судан принял в субботу 22 сентября с.г. предложение посредников из Африканского союза (АС) по урегулированию проблемы спорного штата Абъей. Эта тема наряду с вопросами безопасности (отказ Джубы о поддержки повстанческих движений на суданской территории) остается одним из последних препятствий на пути заключения Всеобъемлющего мирного соглашения между Суданом и Южным Суданом.

Отметим, что предложение посредников из команды Т.Мбеки учитывает точку зрения южносуданцев о проведении референдума о самоопределении Абъея в октябре будущего года на условиях участия в нем только постоянно проживающих резидентов из африканского племени динка и кочевников миссерия. Это основной камень преткновения, поскольку при такой схеме штат однозначно по итогам референдума отойдет к Южному Судану. Динка, которые проживают оседло на территории Абъея, превосходят по численности миссерия, которые являются кочевниками и появляются на территории штата только в сухой сезон.

Такое предложение пока никак не комментируется в Хартуме, там ожидают, что племенная верхушка миссерия его отвергнет. Но и в Джубе различные политические круги восприняли предложение АС неоднозначно. Однозначно позитивно его встретили правительственные чиновники в Джубе из т.н. «абъейской мафии», которые через главу президентской администрации Л.Бейонга выразили поддержку инициативе АС и пообещали принять ее без всяких предварительных условий. «Я думаю, что справедливость восторжествовала. Предложение ясно признает долгие страдания народа Абъея. Оно признает право участия в референдуме только за постоянными резидентами штата, и это то, чего мы хотели достичь» – заявил Л.Бейонг. Он объяснил, что Абъей становится при этом сценарии штатом со специальным статусом, даже в случае, если на референдуме население проголосует за присоединение к тому или иному государству. Поясним, что согласно предложению АС, «постоянными резидентами» будут считаться лица, которые постоянно проживали в штате не менее, чем за три года до подписания ВМС между Хартумом и Джубой в 2005 году. При этом существует определенная хитрость, которая заключается в том, что после 2005 года многие динка перебрались на заработки на север страны, а после отделения Южного Судана по команде того же Л.Бейонга стали возвращаться в массовом порядке обратно в Абъей для «создания численного перевеса».

В свою очередь заместитель председателя Суданского народно-освободительного движения (СНОД) Дж.Агок, который курирует регионы, крайне скептически высказывается о предложениях АС. Он считает, что достигнуть прочного мира в Абъее в условиях нахождения там суданских военных формирований и без замены их на «нейтральных миротворцев» невозможно. Вторым препятствием, по его оценке, является отсутствие действенного международного механизма контроля по выполнению суданским правительством условий соглашения. Такими механизмами мог бы стать аппарат ООН. В любом случае, оговорка Джубы про международный контроль здесь принципиальна, поскольку и руководство Афросоюза, и Вашингтон раздражены упорством Хартума, и предполагают усилить на него прессинг в случае отказа от предложения посредников из АС.

Предложения АС предлагает решение вопроса в распределении нефтяных прибылей. 30% получает Джуба, 50% — Хартум, и 20% идут в фонд развития штата Южный Кордофан, который будет коллективно управляться двумя сторонами при наблюдении АС. Основными целями этого фонда должны стать ускорение и развитие штата Южный Кордофана в плане создания социальной инфраструктуры, дорог, систем получения чистой воды, и т.п. Важная часть этой программы – ликвидация условий, которые вынуждают кочевников к совершению сезонных кочевий и перевод их на оседлый образ жизни. В этой связи суданские власти высказывают соображение, что такие решения должны приниматься исключительно по предварительному согласованию с племенной верхушкой миссерия. Еще одним условием, на котором настаивает Хартум – это рассмотрение вопроса о прекращении поддержки Революционного Фронта Судана (РФС) со стороны Южного Судана в одном пакете с договоренностями по Абъею. В любом случае ждать от суданского руководства каких-то быстрых ответов не приходится, а это затягивает весь процесс достижения мирных договоренностей между двумя странами, как минимум, до конца ноября с.г.

52.14MB | MySQL:103 | 0,443sec