Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2012 г.

2 августа истек предельный срок, отведенный ООН Хартуму и Джубе для заключения мирного соглашения. Поскольку к этой дате стороны не смогли решить ни одной из существующих между ними проблем, по идее, против них автоматически должны были введены обещанные санкции. Этого не произошло. Что делать дальше с двумя Суданами, Совет Безопасности ООН решал 9 августа.

В августе в Судане продолжились начавшиеся шестью неделями ранее массовые манифестации против роста цен на бензин и продукты питания, галопирующей инфляции и правящего режима. Наиболее драматичной из них оказалась проведенная 31 июля манифестация в городе Ниала, столице штата Южный Дарфур. Сначала протестующие скандировали лозунг арабской весны – «народ хочет смены режима». Затем участники шествия начали громить госучреждения. По данным полиции, в результате применения силы против участников погромов погибли 8 человек, свыше 20, в том числе 3 полицейских, получили ранения. В итоге силам безопасности удалось восстановить порядок в городе.

2 августа правозащитная организация «Международная амнистия» выступила с заявлением, в котором утверждалось, что все жертвы подавления манифестации в Ниале погибли в результате применения полицией оружия на поражение. По данным правозащитников, под пулями полицейских погибли по меньшей мере 10 человек.

В августе в Дарфуре продолжились активные боевые столкновения между правительственными силами и повстанцами из Движения за справедливость и равенство /ДСР/. Хартум обвинил в новой вспышке насилия ДСР и Южный Судан. При этом утверждалось, что южане и дарфурские повстанцы стали союзниками. Хартум также обвиняет Джубу в том, что та поддерживает повстанцев в суданских штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Южный Судан эти обвинения отвергает.

9 августа командование совместной миссии ООН и Африканского союза по поддержанию мира в Дарфуре /ЮНАМИД/ сообщило о новых воздушных бомбардировках позиций повстанцев, выполненных суданской авиацией в период с 3 по 6 августа. Привести какие-либо другие детали боевых действий миротворцы не могли, поскольку Хартум закрыл для них зону боев. А то, что в первой декаде августа бои велись с высокой интенсивностью, подтверждает хотя бы следующее обстоятельство: по данным ООН, за это время зону боев покинули 25 тысяч человек из числа мирного населения.

К ЮНАМИД имеется множество вопросов, поскольку эта самая многочисленная миссия ООН, развернутая 4 года назад, стоила мировому сообществу в несколько миллиардов долларов, однако она не смогла принести мир в Дарфур. Ее критики утверждают, что командование миссии пляшет под дудку Хартума и не может обеспечить безопасность мирного населения. По имеющимся данным, с начала 2012 г. только в боях между правительственными силами и повстанцами погибли порядка 700 человек. А тех, кто погиб в межплеменных столкновениях, похоже, вообще никто не считал.

3 августа в Джубе с кратким визитом побывала госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она стала самым высокопоставленным представителем Вашингтона из числа посетивших Южный Судан после достижения этой страной независимости в июле 2011 г. Как объявил в этой связи госдеп, целью переговоров Клинтон с президентом Южного Судана Сальвой Кииром было «подтвердить поддержку США и способствовать переговорам с Суданом с тем, чтобы две страны пришли к соглашению по вопросам безопасности, гражданства, а также раздела доходов от добычи и транспортировки нефти.

Со своей стороны Клинтон указала Хартуму и Джубе на необходимость компромиссов для скорейшего урегулирования спорных вопросов. Она также предложила Джубе подписать временное соглашение по транзиту нефти с тем, чтобы Южный Судан смог возобновить добычу нефти, прерванную в январе с.г.

3 августа с новым предложением относительно урегулирования спорных вопросов выступил Хартум. Он заявил о своем согласии уменьшить плату за транзит южносуданской нефти через свою территорию с 36 до 22,2 долларов за баррель, однако обусловил любое будущее соглашение обеспечением безопасности границы между двумя Суданами. Со своей стороны Южный Судан выступает за то, чтобы цена транзита нефти была 7,61 долларов за баррель.

Похоже, что предложение Хартума и словам Клинтон были услышаны в Джубе. 4 августа посредник Африканского союза Табо Мбеки объявил в Аддис-Абебе, что Судан и Южный Судан договорились о разделе доходов от экспорта нефти, что позволяет последнему возобновить добычу «черного золота». При этом он не уточнил, когда возобновится добыча нефти. По оценкам западных экспертов, для выведения объемов добычи на уровень декабря прошлого года Южному Судану может потребоваться несколько месяцев.

Несколько часов спустя заявление Табо Мбеки прокомментировал статс-секретарь министерства нефти Судана Авад Абдул Фатах. По его оценке, стороны заключили «разумное» и «окончательное» соглашение по транзиту нефти, и теперь могут быть решены другие проблемы. Процитировавшее статс-секретаря суданское информационное агентство «Суна» не привело каких-либо деталей соглашения.

Похоже, что соглашение по нефти стало соглашением, заключенным в последнюю минуту после того, как до Хартума и Джубы дошло, что Совет Безопасности ООН настроен очень решительно на их счет. Теперь, продемонстрировав способность к компромиссу, они будут иметь больше времени для урегулирования других проблем. К соглашению по нефти обе столицы подтолкнула и сложнейшая экономическая ситуация в двух странах.

Позднее Джуба объявила, что стороны согласились установить цену за транзит нефти в 9,48 доллара за баррель. Эта цена будет действовать в течение ближайших 3,5 лет, поскольку в этот период у Южного Судана не появится новых выходов к морским терминалам. Джуба также выплатит Хартуму отступное в объеме 3 млрд долларов в связи с потерями, понесенными Суданом в связи с разделением страны.

Теперь остается только ждать, чтобы понять, насколько работоспособным будет соглашение по нефти. Ведь его реализация будет зависеть от слишком многих факторов, и главного из них – условий безопасности на границе между двумя странами.

В тот же день Табо Мбеки объявил об еще одном соглашении, на сей раз – между Суданом, Африканским союзом, ООН и Лигой арабских государств. Документ предусматривает, что Хартум откроет для гуманитарных организаций доступ в штаты Южный Кордофан и Голубой Нил, в том числе на территориях, контролируемых повстанцами. Аналогичное соглашение было подписано с повстанцами из Суданского народно-освободительного движения – Север /СНОД-С/.

Для оценки необходимой помощи мирному населению в этих двух штатах 13 августа в Хартуме побывала исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН /ПAM/ Эртарин Кузен. По ее словам, «еще не слишком поздно, чтобы прийти на помощь населению этих двух штатов», ставших ареной ожесточенных боев между правительственными войсками и повстанцами.

По данным ООН, в двух штатах нуждаются в помощи порядка 650 тысяч человек из числа гражданского населения. Для их обеспечения понадобится порядка 20 тысяч тонн продовольствия. ПАМ еще ни разу не получала доступа на территории, контролируемые повстанцами. В зонах, контролируемых правительственными войсками, она уже обеспечила доставку 4 тысяч тонн продовольствия для 110 тысяч человек.

15 августа ПАМ приступила к парашютному способу доставки гуманитарных грузов для лиц, бежавших из Южного Кордофана и Голубого Нила в Южный Судан. Для беженцев ситуация осложнилась еще и тем, что они оказались блокированными из-за наводнения, вызванного проливными дождями. В первый день операции таким образом было доставлено 32 тонны зерна.

Позднее повстанцы из СНОД-С потребовали, чтобы направляемая в подконтрольные им районы помощь следовала не через Судан, а через Эфиопию.

7 августа в Хартуме были опубликованы официальные данные об инфляции. В июле она составила 41,6%. Месяцем ранее этот показатель составил 37,2%. Быстрее всего росли цены на продукты питания, что подогревало протестные настроения суданцев.

19 августа произошла достаточно непонятная авиакатастрофа с суданским самолетом типа Ан-26, перевозившим официальную делегацию из Хартума в Южный Кордофан на торжества по случаю мусульманского праздника Ид аль-Фитр. По официальным данным, самолет в условиях плохой погоды врезался в гору. По неофициальной – на борту самолета произошел взрыв. В результате катастрофы погибли 31 человек, в том числе министр по делам религии Гази ас-Садык. По суданским данным, пилотировал самолет «русский» летчик – известно, что под этим термином подразумевают всех выходцев из СССР. Он работал в суданской авиакомпании «Альфа Эрлайнс» по контракту в течение пяти лет. Штурман был представлен как гражданин Таджикистана, бортинженер – Армении, второй пилот – суданец. Понятно, что имеющийся у Судана авиапарк – старый, самолеты и вертолеты падают достаточно часто, однако версию взрыва никто не отменял. Известно, что «черные ящики» с этого самолета поступили на исследование в Межгосударственный авиационный комитет. Возможно, он и назовет настоящую причину катастрофы.

Так или иначе, в августе в связи с подписанием соглашения по нефти наметился определенный положительный сдвиг в решении проблемных вопросов между Суданом и Южным Суданом, которые весной едва не привели к войне между ними. Мировому сообществу следует и далее оказывать давление на обе стороны, понуждая их к миру, поскольку и в Хартуме, и в Джубе имеется немало тех, кто попытается подорвать достигнутое хрупкое соглашение.

52.15MB | MySQL:103 | 0,471sec