Ливия: борьба за власть

Последние события в Ливии демонстрируют нам очередную попытку нового президента М.аль-Магарифа наконец-то сломать существующее в стране многовластие и попытаться возродить жесткую вертикаль власти. Штурм американского консульства в Бенгази и гибель посла США дало М.аль-Магарифу прекрасный шанс  и отличный повод для того, чтобы придавить салафитскую вольницу. В результате две базы салафитской группировки «Ансар аль-Шариа» были взяты штурмом возмущенной (и вместе с тем очень хорошо вооруженной) толпой. Заодно демонстранты сожгли и три базы  вооруженной милиции «Бригад Раф Аллаха», хотя участие ее бойцов в нападении на американское консульство в Бенгази не подтверждено. Более того, сама эта милиция официально интегрирована в вооруженные силы страны.

Все это свидетельствует о том, что неизбежная схватка за власть между салафитами и «Братьями-мусульманами», о которой мы говорили  ранее, уже началась. М.аль-Магариф, который является консолидированной кандидатурой мощных бизнес-кругов как внутри страны, так и за ее пределами,   пошел на контакт и альянс именно с «братьями», предпочтя их союзу с блоком  М.Джибриля. Естественно, это вызывает крайне негативную реакцию последнего, в связи с чем его блок будет всячески оппонировать созданию нового правительства. Эта ситуация, кстати, показывает нам, что радость многих просвещенных политологов по поводу того, что Ливия  стала первой арабской страной победившей «революции», где была нарушена традиция прихода «братьев» во власть, была преждевременной.

М.аль-Магариф вынужден был пойти на альянс с «братьями», поскольку ему для жизнеспособности режима необходима мощная вооруженная и публичная поддержка. Ее могут дать, теоретически, племенной клан Зидан с запада страны или «братья» из Триполи и восточных областей. М.аль-Магариф выбрал второе, и пока это себя оправдывает. «Братья» получили утешительный приз в виде назначения своего ставленника Абдул Рахмана аль-Свейли ответственным за вопросы внутренней и внешней безопасности. Выходец из Мисураты А.Р. аль-Свейли проиграл гонку за пост премьера, но получил пост главного куратора по безопасности.

Штурм опорных пунктов «Ансар аль-Шариа» доказывает  твердость намерений А.Р.аль-Свейли. Заодно были ликвидированы и базы не вполне подчиняющегося центральному руководству отряда «Бригад Раф Аллаха». Этим одновременно был нанесен удар и не по совсем верному начальнику генерального штаба вооруженных сил Аль-Мангуша. Последний склоняется к союзу с салафитами и даже планировал  принять личное участие в демонстрациях в знак протеста против антиисламского фильма.

Если брать еще шире, то А.Р.аль-Свейли с опорой на «братьев» должен попытаться консолидировать племенные элиты, которые  обеспечили бы баланс сил для устойчивости режима и государственных институтов. В этой связи он полагается не только на местных «братьев», но и  предпринимает усилия по консолидации зарубежной ливийской диаспоры через родственника Муаммара Каддафи А.Кадафадама. Последний же выполняет роль и связующего звена между ним и египетскими «братьями». Эта политика безусловно согласована с Дохой, которая была серьезно озабочена результатами выборов в парламент и предприняла превентивные меры в виде убеждений, сопровожденных крупными финансовыми вливаниями. Безусловно, что это повлияло принципиальным образом на позицию М.аль-Магарифа по выбору партнеров по альянсу. В лице А.Р.аль-Свейли вновь сохранены позиции во власти мисуратовского клана. Ранее это был А.аль-Киб, теперь  — А.Р.аль-Свейли.

Есть и еще один аспект, почему катарцы пошли на снижение доли салафитского влияния в Ливии. Это удар по влиянию на процессы в Магрибе своих «закадычных друзей» и основных конкурентов саудовцев, которые на фоне «арабских революций» взяли курс на воссоздание салафитских ячеек по всему Ближнему Востоку.

Премьер-министр  страны М.аль-Шугур в рамках этой стратегии работает в формате сближения с американцами на фоне ослабления влияния салафитов, что, безусловно, приветствуется Вашингтоном после последних событий. «Брат-мусульманин» А.Р.аль-Свейли для этой роли не подходит, здесь нужен и удобен практик-технократ, коим является М.аль-Шугур. Связующим звеном в этом сближении выступает ливийский бизнесмен, давно живущий в США Хусни Бей. Ранее он выступал в этом же качестве, но для режима Каддафи, за что даже попал в «черный список». Совсем недавно из этого списка он стараниями Госдепартамента США он был вычеркнут, что помимо «Американо-Арабской Торговой палаты»  лоббировал и председатель  Переходного национального совета (ПНС) Абдель Джалиль. В настоящее время Х.Бей готовит визит нового ливийского лидера, в США, который теперь откладывается в связи с последними событиями.

52.29MB | MySQL:103 | 0,464sec