О транспортном секторе Катара

Восемь лет назад в Катаре была учреждена компания «Мувасалят» (100% акций принадлежат правящей семье Аль Тани) «для обеспечения бесперебойного предоставления комплексных транспортных услуг для всей страны с растущим населением» (цитата из официального сообщения), которая стала своего рода монополистом на катарском рынке.

До начала деятельности этой компании в Дохе насчитывалось 3 тыс. частных такси, однако с появлением новых — такси-седанов компании «Мувасалят» — они исчезли.

По 35 внутренним маршрутам эмирата разъезжают 120 рейсовых автобусов. В конце 2010 г. в Дохе появилось несколько автобусных остановок, оснащенных кондиционерами.

Компания «Мувасалят» также владеет 30 школьными автобусами и просторными аэропорт-такси. Помимо этого, имеется VIP-транспорт – 100 лимузинов и 200 «Ягуаров», которые обычно паркуются на стоянках при крупных гостиницах и в международном аэропорту Дохи.

Полученное Катаром право на проведение мирового футбольного первенства 2022 г. стимулирует эмират к развитию высокоэффективной транспортной инфраструктуры. Ведь кроме огромного наплыва туристов и болельщиков из разных стран, собственное население Катара, по оценкам западных специалистов, к 2015 г. увеличится в полтора раза по сравнению с нынешним и достигнет примерно 3,2 млн человек.

В 2010 г. был открыт новый терминал в международном аэропорту. В планах эмирата – его модернизация, рассчитана на прилет-отлет 25 млн пассажиров в год.

В ближайшее десятилетие Доха планирует вложить порядка 20 млн долларов(1) в обновление и прокладку новых автодорог, около 35 млн долларов(2) – в строительство легкого и подземного метро и железной дороги. Кроме того, в планах эмирата – сооружение нового порта и модернизация действующего международного аэропорта.

Проектируемые автомобильные трассы — «Лусайл Экспрессвей», «Доха Экспрессвей», «Духан Фривей» и «Доха Бей Кроссинг».

«Лусайл Экспрессвей», как ожидается, должна стать самой широкой магистралью в регионе, с семью полосами движения в каждом направлении и длиной 12 км. Ее строительство планируется начать к 2014 г. и завершить в 2017 г. Она соединит западную и восточную части столицы. Началу строительства будет предшествовать ряд тендеров. Один из них уже прошел и его выиграл катарско-турецкий консорциум, созданный на основе компаний «Юксел Инсаат» и «Мидмак Контарктинг Компани».

Трасса «Доха Бей Кроссинг» первоначально задумывалась как подводная: 12-километровый тоннель под заливом должен соединить столицу с городом-спутником Лусайлом и далее — с международным аэропортом Дохи(3). Однако сейчас руководство Катара рассматривает другие варианты реализации проекта, в частности, возведение моста или строительство дамбы.

Катарское метро будет иметь 4 ветки и 103 станции, оно свяжет международный аэропорт с городским районом Доха-сити. Предполагаемая протяженность метро составит около 140 км(4). Работы планируется завершить до 2022 г. Для строительства метро, железной дороги и сопутствующей инфраструктуры госкомпания «Катари Диар» и немецкая госкорпорация «Дойче Бан АГ» создали совместную «Катар Рейлвейз Дивелопмент Компани».

Проект предусматривает сооружение железной дороги между городом и аэропортом в Дохе, затем — пассажирское и грузовое железнодорожное сообщение между центром столицы и ее основными районами — Вест Бей, Образовательным городком, Бизнес-центром. К 2017 г. планируется построить железнодорожную линию для перевозки грузов, которая пройдет через Доху, соединив затем порт Рас Лаффана с портом Месаида, и продолжится далее в направлении Саудовской Аравии. Будет проложен авто-железнодорожный мост в Бахрейн.

Государство участвует в глобальном проекте стран «аравийской шестерки» по созданию к 2025 г. общей железнодорожной сети. По территории эмирата, как ожидается, будет проложено около 250 км.

Омываемый Персидским заливом и находящийся в относительной близости к важным мировым рынкам, Катар нуждается в надежных и современных морских коммуникациях. К тому же, морские порты — выгодная сфера инвестирования. Из бюджета страны в последнее время выделяются крупные средства на расширение портовой инфраструктуры.

Быстро развивается портовое хозяйство Рас Лаффана, Месаида и Дохи. В ноябре 2010 г. в Рас Лаффане вступили в действие 3 дока для технического обслуживания и ремонта танкеров для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) класса «Кью-Макс» и «Кью-Флекс». К 2030 г. планируется возвести ряд сооружений порта(5), которые будут обеспечивать бесперебойные экспортные поставки СПГ, заметно превышающие 77 млн т в год.

В порте Месаид, способном ежегодно обслуживать до 1,2 тыс. судов, строятся два терминала, предназначенные для контейнерных перевозок. К 2020 г. их пропускная способность более чем удвоится(6). В 2011 г. севернее Месаида началось сооружение совершенно нового крупного порта. Его территория составит 20 кв. км. Первая очередь будет сдана в эксплуатацию в 2014 г, а полностью работы завершатся к 2030 г. Всего порт будет обрабатывать ежегодно около 10 млн стандартных (условных) 20-футовых контейнеров. Сметная стоимость объекта — более 5 млрд долларов(7).

Согласно стратегии экономического развития «Национальное видение -2030», одной из перспективных целей Дохи является достижение эффективности взаимодействия нового морского порта и будущей железной дороги.

По мнению автора, столь большое внимание руководства страны к развитию портового хозяйства объясняется рядом факторов.

Во-первых, потребностью иметь в достаточном количестве собственные терминалы для экспорта продукции на традиционные и новые рынки, так как мощности соседних государств (к примеру, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта) не справляются с объемами идущих грузов.

Во-вторых, целесообразностью морских поставок, минуя таможенную территорию сопредельных государств.

Очевидно, что страна стремится достичь самой высокой планки по показателям развитости и степени обустройства морских портов. В этой связи скептики выражают сомнения, что заданные темпы могут быть выдержаны Катаром в условиях, когда еще не схлынули последствия глобального финансового кризиса.

Со своей стороны заметим, что «кризисная карта» экономикой эмирата успешно отыграна, однако сегодня отсутствует гарантия того, что высокие цены на катарское углеводородное сырье сохранятся в обстановке излишней подвижности экономической конъюнктуры и политического напряжения на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Таким образом, планы по развитию транспортной инфраструктуры весьма масштабны, высокобюджетны и амбициозны. Однако выводы о том, что развитие транспортной индустрии Катара будет активно продолжаться как при постоянной поддержке государства, так и при возрастающем интересе со стороны крупного частного капитала, все больше осознающего эффективность инвестиций в данную отрасль, нуждаются в проверке на практике.

1. Qatar Projects Report 2011-22.

2. Ibidem.

3. Special Report: Qatar — Construction boom dependent on FIFA World Cup bid

4. Ibidem.

5. The Report: Qatar 2010. Oxford Business Group. P. 144.

6. Ibidem.

7. Ibid. P. 144-145.

52.37MB | MySQL:103 | 0,555sec