Предложения Катара по разрешению конфликта в Сирии

Эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани выступил на заседании Генеральной Ассамблеи ООН с призывом к арабским странам осуществить военное вмешательство в Сирию. Он отметил, что «подобное вмешательство – гуманитарная, национальная, политическая и военная обязанность арабских стран, их долг, который они должны исполнить для прекращения кровопролития в Сирии». Он напомнил главам арабских государств об отправке арабских миротворческих сил в Ливан в 1976 г. с целью прекращения там гражданской войны. Таким образом, эмир Катара подчеркнул, что такой прецедент был. С его точки зрения, «непрекращающееся в течение 18 месяцев насилие в Сирии привело к неприемлемой ситуации, когда сирийское правительство применяет все виды вооружений против своего народа». Шейх Хамад аргументировал необходимость арабского вооруженного вмешательства тем, что, во-первых, все усилия разрешить эту ситуацию мирным путем провалились, а, во-вторых, Совет Безопасности ООН не способен принять единого согласованного решения.

Предложение главы катарского государства было направлено, по его словам, на то, чтобы «обеспечить мирную передачу власти в Сирии».

В речи эмира Катара было уделено внимание и проблеме ближневосточного урегулирования. Выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, он обратился к международному сообществу с упреками в отношении того, что «решения Совета Безопасности ООН, касающиеся ближневосточного конфликта не выполняются, и мировое сообщество не предпринимает мер к тому, чтобы заставить Израиль освободить оккупированные им территории, в том числе сирийские Голанские высоты и фермы Шебба в Ливане, а также снять блокаду с сектора Газа и прекратить строительство новых поселений». Правитель Катара тем самым подчеркивал свою заинтересованность в решении всех проблем арабской нации, которая, по его словам, «переживает тяжелый период».

Одновременно с выступлением эмира Катара на заседании Генеральной Ассамблеи ООН премьер-министр Катара Хамад бен Джасем Аль Тани обнародовал альтернативный план по разрешению сирийского кризиса. План предусматривал создание бесполетной зоны, а также увеличение гуманитарной помощи сирийскому народу внутри и вне Сирии. Он заявил, что « в течение нескольких недель план вступит в силу».

В интервью, которое транслировал телеканал CNN, премьер-министр Катара подчеркнул, что «надеется и верит, что им удастся разрешить кризис в Сирии мирным путем, отметив, что у президента Сирии Башара Асада есть выбор – смириться с обстоятельствами или продолжать убивать свой народ, стремясь победить в этой войне». Отвечая на вопрос о том, кто поддержит предложенный им план, премьер-министр Катара сказал, что многие арабские страны примут участие в его осуществлении. Кроме того, по его словам, европейские страны также должны его поддержать. По поводу возможного участия США, Хамад бен Джасем сказал: «Как известно в США скоро состоятся президентские выборы, и я надеюсь, что позиция американской администрации по сирийскому вопросу после этих выборов изменится, хотя я не имею в виду вооруженное вмешательство, просто необходимо принять некоторые меры». Кроме того, премьер-министр отрицал факт поставки сирийской оппозиции оружия, указывая на то, что Катар оказывает гуманитарную помощь сирийцам, которые бежали от насилия в другие страны. Хамад бен Джасем обратился к России и Китаю, сказав, что «надеется, что эти две страны присоединяться к нам и будут искать выход не такой, который нравиться им, а такой, который устроит сирийский народ».

План, предложенный катарским премьер-министром, был обсужден с представителями Сирийского национального совета . Его ответственный секретарь – Ахмед Рамадан подчеркнул, что «это совместная инициатива Совета и друзей Сирии».

Заявления эмира Катара и его премьер-министра отличаются друг от друга. Трудно себе представить, чтобы премьер-министр заявил о катарском плане без ведома правителя страны. По всей вероятности, предложения Катара включают в себя два варианта – более умеренный, который был изложен премьер-министром и более радикальный, предложенный эмиром страны, тем более, что эмир Хамад бен Халифа известен, как яркий и непредсказуемый политик. Он вступил на престол в 1995 г., отстранив от власти своего отца – шейха Халифу бен Джасема Аль Тани, который был повинен в хищении государственных средств в крупных размерах. После того, как Хамад бен Халифа стал эмиром, он приступил к проведению реформ в стране. Была принята конституция, которая предусматривала создание выборного парламента. Этот парламент должен стать реальностью после всеобщих выборов, которые состоятся в 2013 г.

В период подъема народных выступлений в арабских странах Катар последовательно отстаивал необходимость смены дискредитировавших себя режимов. Катар поддержал смену власти в Тунисе и Египте, а также участвовал, наряду с другими государствами-членами ССАГЗ в урегулировании ситуации в Йемене. Позиция Катара по поддержке переходных правительств в Тунисе и Египте сыграла свою роль и в определении общеарабской позиции в отношении смены власти в этих странах.

Катар стал также первой арабской страной, которая признала Переходный национальный совет Ливии. Он официально подтвердил свое участие в военной операции в Ливии на стороне повстанцев. Начальник генерального штаба Катара бригадный генерал Хамад бен Аль Аль-Атыйя заявил, что «сотни катарских бойцов участвовали в военных операциях повстанцев в Ливии, и они сыграли важную роль в осуществлении координации действий с войсками НАТО».

Катар также активно участвовал в совместной деятельности арабских стран в отношении сирийского режима, направленной на прекращение насилия в этой стране и началу переговоров с оппозицией. Катарская позиция отличалась жесткостью и последовательностью. Катар был одним из первых среди арабских государств, кто открыто заявил о нелегитимности режима Башара Асада и необходимости его смены. С этой целью катарские представители установили контакты с сирийской оппозицией. Кроме того, Доха неоднократно заявляла о необходимости непосредственного военного вмешательства в Сирии. После совещания «Друзей сирийского народа» в Тунисе, Катар заявил о необходимости поставлять вооружение оппозиции. В выступлении премьер-министра и министра иностранных дел этой страны звучал призыв к ООН взять на себя ответственность за происходящее в Сирии и «остановить ежедневные убийства и действовать немедленно, чтобы спасти сирийский народ». Эмир Катара шейх Хамад, призвав направить в Сирию арабские войска для прекращения кровопролития, в то же время подчеркнул, что «сирийский народ должен сам выбрать, что он хочет иметь в своей стране, но мы не можем стоять и наблюдать, как сирийский народ каждый день убивают. Мы хотим такую же помощь друзей, как это было в Ливии».

В тоже время катарское руководство заявляло о необходимости мирного решения в Сирии. Оно настаивало на необходимости сохранения ее суверенитета, территориальной целостности и политической независимости, подчеркивая необходимость сохранения единства сирийского народа, защиты всех его слоев, как социальных, так и национальных и религиозных общин».

Катар готов согласиться с различными вариантами разрешения сирийского кризиса. Его активность в этом вопросе связана, как представляется, с особенностями его современного внешнеполитического курса. Он отличается стремлением к повышению престижа и влияния Катара на региональном уровне. Это связано с теми достижениями, которые он достиг в сфере экономики, использовав свои огромные ресурсы газа как источник получения повышенных доходов, позволивших ему увеличить темпы экономического роста и достигнув самого высокого в мире уровня доходов на душу населения.

Внешнеполитическая деятельность Катара становится все более широкомасштабной и активной. На стремление Катара занять влиятельное положение в регионе Ближнего Востока оказывают воздействие и личные качества его руководителя – шейха Хамада бен Халифы Аль Тани.

52.25MB | MySQL:103 | 0,629sec