Исламисты наращивают своё присутствие на Балканах

Мировое сообщество уже достаточно давно и довольно неплохо осведомлено о существовании в странах Западной Европы разветвлённых и хорошо развитых подпольных (и не очень) сетей исламистов, фундаменталистов и разного рода радикальных групп, паразитирующих на исламе. Правоохранительные органы и спецслужбы этих государств периодически рапортуют о предотвращении террористических заговоров, следы которых, как правило, ведут прямиком в закрытые сегрегированные общины выходцев из бывших европейских колоний, где исламисты чувствуют себя весьма вольготно, рекрутируя непросвещённую в религиозных вопросах молодёжь для своих деструктивных акций. Различные общественные организации и фонды регулярно готовят доклады, в которых сообщается о заметном присутствии и влиянии исламских радикалов на территории европейских университетов и тюрем.

На этом фоне серьёзный контраст с тем, что происходит в государствах Западной и Северной Европы вплоть до недавнего времени представляла ситуация на Балканах – в регионе, где ислам был глубоко укоренившейся религией на протяжении столетий. Здесь, в отличие от бывших европейских метрополий, население которых в массе своей близко познакомилось с исламом лишь в последние лет 50, вероучение пророка Мухаммеда в течение куда более долгого периода времени было важной частью общественно-политической жизни. В то время, как обосновавшиеся в Западной Европе иммигранты из бывших колоний, нередко примешивающие к исламу самые архаичные и варварские традиции исторической родины (в особенности это касается выходцев из Пакистана и Бангладеш), довольно легко подпадают под влияние экстремистов, балканские мусульмане, в большинстве своём являющиеся продолжателями исламских традиций Османской империи, всегда с осторожностью относились к разного рода «новомодным» течениям фундаменталистского и экстремистского толка.

Такое отношение всегда работало против исламистов, тем не менее, они, судя по всему, предприняли решительную попытку закрепиться в регионе. Одним из первых серьёзных свидетельств того, что их влияние на Балканах возросло, стал теракт в болгарском курортном городе Бургас в июле 2012 г. Тогда от действий смертника, подорвавшего автобус с израильскими туристами, пострадало более 30 человек. На этот раз исламисты решили сконцентрироваться не на террористических акциях, а на пропаганде своих идей среди максимально широкой аудитории. Делать это они собираются посредством запуска в Косово международного телеканала исламистской направленности Peace TV. Об этом в своей очередной статье пишет эксперт Института Гейтстоуна (Gatestone Institute) Ирфан аль-Алави (Irfan Al-Alawi).

Peace TV, руководство которым осуществляется из Саудовской Аравии, Дубая и Индии и координируется фундаменталистским проповедником-исламистом Закиром Наиком (Zakir Naik), планирует организовать в Косово 12-часовое ежедневное вещание, с 9.30 утра до 10 вечера. Само собой, основной целевой аудиторией на канале считают мусульманское большинство края, составляющее, по некоторым данным до 90% от населения Косово. В Косово деятельностью Peace TV руководит местный Центр исламских исследований (Center for Islamic Studies) – весьма скрытная организация, не имеющая реального представительства и существующая только в Интернете и в рамках телевидения. Центр заявляет о проведении неких академических исследований и издаёт фетвы, но при этом не раскрывает ни личностей своих руководителей/сотрудников, ни источников финансирования, открыто афишируя только связь с Наиком.

Врач-терапевт без какого-либо исламского образования, родившийся в Индии Закир Абдул Карим Наик в прошлом был неоднократно замечен в прославлении терроризма, в том числе и акций, совершавшихся членами «Аль-Каиды» и последователями Усамы бен Ладена. Широко известна его фраза «Каждый мусульманин должен быть террористом», произнесённая им в соответствующем видеоролике в контексте размышлений об атаках Усамы бен Ладена против США. Его деятельность неоднократно осуждалась официальными мусульманскими лицами Индии, а власти Великобритании и Канады в 2010 г. запретили ему въезд в эти страны. В издании «Религия и безопасность в Южной и Центральной Азии» (Religion and Security in South and Central Asia) Закир Наик характеризуется как проповедник идеологии салафитов. Он является основателем и президентом расположенного в Мумбаи Исламского исследовательского фонда (Islamic Research Foundation), рупором которого и является телеканал Peace TV, базирующийся в Дубаи.

«В своих программах телеканал продвигает самую жёсткую трактовку ваххабизма, в агрессивных формулировках оскорбляющую суфиев, шиитов, нефундаменталистских суннитов, евреев, христиан и индуистов», — пишет И.аль-Алави. Эксперт считает организацию вещания Peace TV в Албании элементом целенаправленной кампании, проводимой исламистами из Южной Азии. Целью кампании, по мнению И.аль-Алави, является создание плацдарма для расширения влияния среди коренных европейских мусульман Балкан. В рамках реализации этого плана многие радикальные исламистские проповедники, главным образом, из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, уже переехали в Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Сербию.

Peace TV – спутниковый канал, преимущественно вещающий на английском и урду для жителей Южной Азии и для сообществ выходцев из этого региона по всему миру. Теперь вещательная сетка телеканала включает и интервью на албанском с подвергшимися влиянию ваххабизма мусульманами Косово. Такими, как Сабри Баджгора (Sabri Bajgora), названный другим ваххабитским клериком Косово Наимом Тернавой (Naim Ternava) «главным имамом» этого балканского края. Проводя откровенную политику замещения исповедующих т.н. умеренный ислам местных имамов и религиозных учителей, оба проповедника неоднократно были участниками ряда спорных инцидентов в исламском сообществе Косова. Так, в 2011 г. ими без объяснения причин с Факультета исламских исследований Косово были уволены 7 профессоров. Выступившие с критикой этого решения учёные отметили, что Тернаве, Баджгоре и их группе не хватает полномочий для руководства верующими и религиозных исследований. В марте 2012 г. Баджгора снял с должности умеренного имама Мусли Вербани, спровоцировав массовые протесты по этому решению среди мусульман Косово.

В июле 2011 г. Peace TV, так же, как и Центр исламских исследований, развернул кампанию в поддержку строительства в столице края Приштине ваххабитской мега-мечети. Многие местные мусульмане тогда посчитали эту инициативу экстремистской. В том числе и потому, что активность исламистов зачастую проходит под лозунгом «очищения» мусульман края от «девиаций» и в значительной степени направлена против суфиев, составляющих до 40% от исламского сообщества в западном Косово.

Что касается финансирования многих сомнительных инициатив, маскирующихся под мирную благотворительность, то, по информации И.аль-Алави, часть своих средств в Косово совсем недавно перевёл благотворительный фонд «Рахма» («Милосердие»), организованный представителями движения деобанди, идеология которого широко распространена в Великобритании. В настоящее время фонд действует в британских городах Болтоне и Лейстере и неоднократно подозревался в связях с движением «Талибан». В Косово фонд поддерживает радикального проповедника Кастриота Дуку (Kastriot Duka), основавшего в 2010 г. мечеть и программу для беспризорников недалеко от города Скендерадж. Более 6 тыс. мусульман из окрестностей города подписали петицию к властям края с требованием о закрытии приюта, поскольку совсем юных девочек там вынуждали носить полностью закрывающие тело и лицо паранджу и никаб.

Если ещё некоторое время назад радикальные движения и организации на Балканах действовали в большинстве случаев скрытно, то сегодня активность исламистов в регионе видна уже невооружённым глазом. Усиление её отчасти вызвано тем, что многим из экстремистов, до сих пор весьма комфортно чувствовавших себя на территории стран Западной Европы, власти последних всё чаще отказывают во въезде в страну, а то и в гражданстве, вынуждая переносить деструктивную активность в другие государства Европы. Отчасти же исламисты вполне обоснованно рассчитывают на то, что в регионе, где мусульмане составляют большинство, и, соответственно, есть готовая аудитория, их идеи обязательно найдут поддержку хотя бы среди части запутавшихся и несведущих в своей религии адептов ислама.

Для Балкан эта ситуация является принципиально новым вызовом, и анализируя её, приходится констатировать, что противостоять агрессивной пропаганде паразитирующих на религии экстремистов по крайней мере на первых порах придётся именно мусульман Косово в частности и Балканского региона вообще. Ведь у государственных и общественных структур здесь нет такого опыта, который за последние десятилетия успели накопить их коллеги в странах Запада. До сих пор исламское сообщество региона демонстрировало достаточно сильное стремление защитить религиозные традиции своих предков, от «бид’а», нововведений, прикрывающихся необходимостью возврата к истокам, которые распространяют по миру салафиты и их сторонники. Но весь вопрос в том, смогут ли коренные мусульмане Европы быть последовательными в своих действиях или же впадут в заблуждение, когда активность исламистов в регионе достигнет своего пика.

52.27MB | MySQL:103 | 0,452sec